Теоретические подходы к таможенному налогообложению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:21, реферат

Краткое описание

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей
участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к таможенному налогообложению 5
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Instituty_administrativnogo_i_tamozhennogo_prava.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

В 2011 году ФТС России перечислила в федеральный бюджет 4330,1 млрд руб., что на 810,3 млрд больше, чем в 2010 году. Таким образом, контрольное задание было выполнено на 105,7%.

В 2011 году таможенники перечислили в бюджет страны на один триллион рублей больше, чем Федеральная налоговая служба. Доля таможенных платежей в казне составила 52%, что, по мнению экспертов, не повод для гордости, а суровая реальность состояния экономики в стране.

За 12 месяцев 2012 года таможенными органами Северо-Западного таможенного управления взыскано в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных платежей на сумму 546,58 млрд. рублей, в том числе по импорту – 474,38 млрд. рублей, по экспорту – 65,31 млрд. рублей. Плановое задание выполнено на 100,96%, говорит Пресс-служба СЗТУ.

 

Рис. 1. Структура таможенных платежей, перечисленных в Федеральный бюджет в 2011 году8

 

Доля таможенных платежей, взысканных при импорте товаров, от общего объема взысканных денежных средств, составляет 87%. В сравнении с 2011 годом сумма таможенных платежей от импорта товаров увеличилась на 24%.

 Основной объем перечисленных  в федеральный бюджет таможенных  платежей в Северо-Западном регионе  приходится на Балтийскую (54,80%), Санкт-Петербургскую (18,90%), Мурманскую (6,12%) и Выборгскую(5,27%) таможни.9

Формирование доходной части федерального бюджета – одна из важнейших задач, стоящих перед таможенными органами, и Выборгская таможня с ней  успешно справляется

Большинство субъектов внешнеэкономической деятельности отмечает тяжесть налогового бремени в области таможенного дела. Естественно, что любой налогоплательщик в целях роста, а зачастую и просто сохранения своего бизнеса, выбирает самые облегченные варианты налоговых нагрузок. Итогом усиления фискальной функции в нашей стране стала криминализация внешней торговли, повлекшая огромные потери для федерального бюджета. Схемы ухода от таможенных платежей описываются в специальной литературе10. Разумеется, в немалой степени такому уклонению способствует коррупция среди должностных лиц таможенных органов.

Длительное время (с 1993 г. до 2003 г.) таможенная служба России рассматривалась исключительно  как фискальный орган, главная задача которого состояла в обеспечении  максимального поступления доходов в бюджет. Это приводило к парадоксальной ситуации, когда «таможенные органы, одним из приоритетов которых является защита отечественного товаропроизводителя, объективно заинтересованы в росте импорта - главного источника налогообложения»11.

Влияние таможенной политики на институт фискальных доходов в области таможенного дела, а точнее на финансовую деятельность государства, проявляется в двух аспектах: организационном и функциональном.

Государство ведет свою финансовую деятельность через систему органов публичной власти. Таможенные органы участвуют в разработке, организуют и реализуют направления таможенной политики в рамках финансовой деятельности. Уполномоченные государством на финансовую деятельность в своей таможенной политике, они используют различные инструменты.

Организационный аспект влияния таможенной политики на финансовую деятельность состоит в наделении органов  государственного управления полномочиями, отражающими направления таможенной политики страны.

Функциональный аспект проявляется  в непосредственном содержании таможенной политики. Денежные фонды как одна из сторон финансовой деятельности государства образуются посредством включения таможенных платежей в систему фискальных доходов бюджета. С помощью таможенной политики определяется объем формирования казны государства.

Политика протекционизма усиливает  аккумуляцию финансовых ресурсов как  элемента финансовой деятельности государства, тогда как фритредерство переносит  фискальную функцию на внутренние налоги.

Таможенная политика государства, оказывающая влияние на его финансовую деятельность, должна строиться на принципах гласности, прозрачности, стабильности и предсказуемости. Такие начала присущи западной правовой культуре.

Повышения собираемости таможенных платежей можно добиться путем решения проблемы занижения таможенной стоимости: таможенные органы должны обладать объективной справочной информацией о стоимости товаров на мировом рынке. Другими словами, необходима разработка единой базы ценовой информации (ЕБЦИ) на основные товары и услуги.12

Введение так называемой предотгрузочной  инспекции, в ходе которой заключение о реальном количестве и цене импортируемого товара выносит не таможенный инспектор, а нанятая государством частная  компания, следует рассматривать  как крайнюю меру, как признание ФТС России неисправимо коррумпированной и неспособной исполнять свои обязанности. Правительство хотело привлечь к созданию предотгрузочной инспекции, которая предусматривает дополнительный контроль товара при его загрузке на территории страны-экспортера, компанию SGS. Сегодня эта компания осуществляет предотгрузочную инспекцию в государствах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.13

Предпочтение следует отдать более  широкому применению современных информационных технологий, в частности формированию и постоянному поддержанию в актуализированном состоянии с учетом изменения конъюнктуры рынка базы данных по ценам на товары и услуги. Данная база должна содержать информацию по товарам с учетом детализированного кода, наименования и описания товара, страны происхождения, фирм-производителей, марок, моделей, артикулов, технологий производства, маршрутов доставки и видов транспорта, страхования и других факторов, влияющих на ценообразование.

Кроме того, недостаточно просто создать  информационную базу необходимо обеспечить ее использование в автоматизированном режиме в ходе таможенного оформления.

Алгоритм работы системы  следующий. Вначале декларант заявляет свою стоимость таможенному инспектору и тот сверяет ее с базой. При отсутствии значительных отклонений оформление товара продолжается. Если же существуют определенные отклонения, инспектор может потребовать дополнительные документы, подтверждающие стоимость товара, либо выпустить товар с обеспечением уплаты таможенных платежей по стоимости, рассчитанной на основе ЕБЦИ.14

Реализация указанных  мероприятий позволит увеличить  перечисляемые в федеральный  бюджет таможенные платежи за счет проведения корректировок таможенной стоимости и роста индекса  таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров. По предварительным оценкам сумма дополнительных поступлений составит ежегодно не менее 15 млрд руб., т. е. при ориентировочной стоимости данных работ 500 млн руб. эффективность финансовых затрат составит 90 руб. на каждый вложенный рубль. В последующие годы затраты на поддержание базы данных в актуализированном состоянии будут существенно ниже, а следовательно, эффективность ее использования намного выше.

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности взимания и распределения таможенных платежей в рамках функционирования Таможенного союза

В 2011 году физическими лицами на ввоз товаров и транспортных средств было оформлено 244,4 тыс. таможенных приходных ордеров (ТПО) общей стоимостью 1 628,5 млн. долларов США. Об этом свидетельствуют данные годовой статистики оформленных ТПО, на основании которых исчисляются платежи при декларировании товаров для личного пользования.

По сравнению с 2010 годом стоимость ввезенных физическими лицами товаров увеличилась на 97,7 %. За счет этого увеличилась вдвое и сумма поступлений в федеральный бюджет за счет платежей физических лиц. В 2011 году эта цифра составила 23,9 млрд. рублей (в 2010 - 11,2 млрд.рублей). 

До 2009 года взимание таможенных платежей осуществлялось в несколько другом порядке, главной отличительной особенностью от настоящего порядка являлось то, что таможенные платежи поступали в федеральный бюджет исключительно от ВЭД Российской Федерации, теперь новшеством является перераспределение сумм этих поступлений в целом по Таможенному союзу согласно Соглашению «об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)»15 в бюджеты стран-участниц.

Основой функционирования Таможенного союза является порядок, который предусматривает использование  транзитных счетов для зачисления поступивших  сумм ввозных таможенных пошлин с  их последующим распределением уполномоченными  органами (Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральное казначейство РФ) в бюджеты стран — участников Таможенного союза. Согласно имеющимся договоренностям все поступления от взимания импортных пошлин распределяются по согласованному макроэкономическому критерию, рассчитанному на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за 2007–2008 годы и данных о стоимостных объемах импорта из стран дальнего зарубежья за 2007–2008 годы на базе статистических данных ООН по торговле товарами «Комтрейд ООН» вне зависимости от страны назначения товара:16

- Республика Беларусь  — 4,70 %;

- Республика Казахстан  — 7,33 %;

- Российская Федерация  — 87,97%.

Экспортные пошлины взимаются по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением  об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения  ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, распределение начало осуществляться с 1 сентября 2010 года. Согласно правовым нормам Таможенного союза за основу распределения поступивших ввозных таможенных пошлин был взят следующий механизм: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства РФ (далее — уполномоченные органы сторон).

Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают:

- суммы поступлений  (возвратов) ввозных таможенных  пошлин на едином счете уполномоченного  органа;

- суммы распределенных  ввозных таможенных пошлин, перечисленные  на счета в иностранной валюте других сторон;

- суммы зачисленных  в бюджет стороны доходов от  распределения этой стороной  сумм ввозных таможенных пошлин;

- суммы ввозных таможенных  пошлин, поступивших в бюджет  стороны от других сторон;

- суммы поступивших  в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;

- суммы распределенных  ввозных таможенных пошлин, перечисление  которых на счета в иностранной  валюте других сторон приостановлено.

Зачисление и распределение  ввозных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства — члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.

Со стороны Российской Федерации механизм зачисления, распределения  и перечисления уплаченных ввозных  таможенных пошлин выглядит следующим  образом.

1. Ввозные таможенные  пошлины, уплаченные участниками  ВЭД, в валюте Российской Федерации зачисляются на отдельный счет, открытый на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» Управлению Федерального казначейства по г. Москве. В соответствии со ст. 5 Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) распределение уплаченных в Российской Федерации ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран — участников Таможенного союза производит УФК по г. Москве по установленным нормативам на следующий рабочий день после зачисления уплаченных сумм на счет УФК с учетом зачтенных платежей, сумм, подлежащих возврату на следующий рабочий день, и за вычетом сумм, подлежащих возврату плательщикам в текущем дне.

2. В счет уплаты  ввозных таможенных пошлин могут  быть зачтены налоги и сборы,  а также иные платежи, подлежащие  уплате в соответствии с национальным  законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Соглашение предусматривает, что ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными документами.

3. Перечисление распределенных  ввозных таможенных пошлин в  бюджеты Республики Беларусь  и Республики Казахстан в национальной  валюте стороны производится  на следующий рабочий день  за днем распределения поступивших  сумм. Для этого УФК по г.  Москве не позднее 13:45 по московскому времени направляет в Центральный банк РФ расчетные документы для перечисления распределенных сумм на счета, открытые в валюте Российской Федерации Республике Беларусь и Республике Казахстан. Аналогичным образом на счета в иностранной валюте, открытые Федеральному казначейству, поступают ввозные таможенные пошлины в белорусских рублях и казахских тенге, распределенные по установленному нормативу от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Информация о работе Теоретические подходы к таможенному налогообложению