Становление и развитие государственного налогового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Получение Казахстаном независимости в 1991 году придало импульс развитию рыночных отношений в республике, и на этом фоне укреплялась денежно-кредитная политика, динамично развивается финансовая система независимого государства.
Поступательное развитие общества, повышение благосостояния людей сегодня в первую очередь зависит от разумности фискальной политики, позволяющей обеспечивать государство необходимыми средствами, и здесь значительная роль отводится налоговой системе страны.

Содержание

Введение.
Основы и элементы государственного налогового менеджмента.
Элементы налогового менеджмента как системы управления.
Организация управления налоговым процессом.
Основы государственного налогового менеджмента
Направления развития государственного налогового менеджмента
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Становление и развитие государственного налогового менеджмента..docx

— 111.14 Кб (Скачать файл)
  • анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;
  • обеспечение оптимального ценового равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ (выгод, услуг), рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;
  • разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;
  • принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;
  • принятие долгосрочных, стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;
  • разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;
  • прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых  решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и  его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая  система, налоговая политика, налоговый  механизм). С процессуальных позиций  государственный налоговый менеджмент связан с организацией налогового процесса, государственным налоговым планированием (прогнозированием), государственным  налоговым регулированием и государственным  налоговым контролем. Названные  составляющие налогового менеджмента  одновременно выступают элементами налогового механизма (и здесь нет  никаких противоречий, поскольку  через налоговый механизм реализуются  функции налогов и управления ими).

Организация субъектами государственного налогового менеджмента налогового процесса представляет собой всю  организационную деятельность по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов, по непосредственному сбору налоговых  платежей, правовому обеспечению  налогового процесса, формированию концепции  государственной налоговой политики, государственному налоговому планированию (прогнозированию), государственному налоговому регулированию и государственному налоговому контролю. При этом решаются следующие основные задачи:

  • образование доходной части бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней путем мобилизации налоговых доходов;
  • оптимальное распределение налоговых ресурсов между звеньями бюджетной и налоговой систем;
  • создание рациональной системы налогов на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени по сферам, отраслям и группам налогоплательщиков;
  • разработка краткосрочных, годовых, среднесрочных и долгосрочных планов и программ поступления налогов для принятия их к исполнению и принятия управленческих решений;
  • организация процедур налогового бюджетирования и принятие к исполнению налоговых бюджетов;
  • организация и осуществление налогового контроля и деятельности налогоплательщиков и мониторинга действий и исполнения управленческих решений субъектами государственного налогового менеджмента.

Государственное налоговое планирование и прогнозирование представляет собой систематическую деятельность по разработке плановых налоговых доходов  и других показателей, а также  подготовку решений, связанных с  будущим системы налогов, налогообложения  и налогового механизма. На стадии планирования происходит разработка концепции (стратегии  и тактики) налоговой политики. Налоговое  планирование – это непрерывный  процесс, связанный с систематической  постановкой цели, задач и подготовкой  необходимых для их достижения мероприятий в рамках имеющегося или создаваемого налогового потенциала. Последний определяется на основе анализа налоговых поступлений, тенденций и факторов развития налогооблагаемых баз и других необходимых показателей. Разновидностью налогового планирования является налоговое бюджетирование, то есть увязка плановых налоговых доходов с плановыми налоговыми расходами на альтернативной основе.

Государственное налоговое регулирование  тесно связано с налоговым  планированием, прогнозированием и  бюджетированием. Оно предполагает целенаправленную деятельность субъектов  налогового менеджмента по воздействию  на экономику, отдельные ее сферы, отрасли  и сегменты, а также на социальную сферу, используя большой набор  налоговых методов и инструментов – виды налогов, методы налогообложения, налоговые льготы и др.

Государственный налоговый контроль предполагает выявление и оценку отклонений фактических налоговых  параметров от запланированных, учет налогоплательщиков и проверку соблюдения ими налогового законодательства, применение мер налоговой  ответственности за налоговые правонарушения и преступления, проведение мониторинга  исполнения субъектами государственного налогового менеджмента намеченных мероприятий и эффективности  их деятельности. Система налогового контроля, как и все другие элементы менеджмента, является динамически  развивающейся системой.

 

 

 

 

 

2. Направления развития государственного налогового менеджмента

Успешное проведение налоговой  политики государства зависит от рациональности налогового законодательства и эффективности системы государственного налогового менеджмента. Государственный  налоговый менеджмент является искусством сочетать интересы самого государства  и его хозяйствующих субъектов. Поэтому от того, насколько грамотно эти интересы соблюдены, зависит  качество и эффективность управления налогообложением на общегосударственном  уровне.

В целом повышение эффективности  государственного налогового менеджмента, его развитие должно сводиться к  росту результативности мероприятий  по всем функциональным направлениям менеджмента: организации, планированию, регулированию и контролю.

В области организации государственного налогового менеджмента, прежде всего, должна быть создана четкая, с грамотно сформулированными полномочиями, не допускающая дублирования организационная  структура.

Меры организационного характера  имеют своей целью устранение недостатков во взаимодействии между  контролирующими и правоохранительными  органами, их отдельными подразделениями. К ним же следует отнести и  меры, направленные на развитие международного сотрудничества органов налогового контроля.

В области государственного налогового планирования следует переходить на планирование бюджета от расходов. Эффективность налогового управления может быть достигнута только тогда, когда оно будет ориентировано  на максимум общественных благ (государственных  услуг), выражающихся по стоимости в  оптимальной величине государственных  расходов, при оптимальных параметрах совокупного налогового бремени.

Первостепенное значение имеет  экономическая обоснованность налогов, ведь обязательные платежи не должны быть произвольными. Налоги должны быть эффективны с точки зрения «самоокупаемости», т. е. суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты  на его сбор и обслуживание. Кроме  того, при установлении налогов должны учитываться последствия как  для бюджета или определенной отрасли экономики, так и для  конкретного налогоплательщика. Кроме  того, для повышения эффективность  государственного налогового менеджмента  в сфере налогового планирования требуется наладить систему прогнозирования  с учетом стратегических целей национальной экономики и имеющихся программ социально-экономического развития регионов.

При планировании данных о гипотетических и среднестатистических налогоплательщиках имеет место высокий процент  погрешности. В прогнозах трудно учесть все разнообразие существующих взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих при налогообложении  различных субъектов. В развитых странах немалые успехи достигнуты благодаря применению микроимитационных моделей ожидаемых поступлений доходов в бюджет. Их преимущество в том, что информационной базой служат подлинные данные по экономическим субъектам. Но поскольку налоговая отчетность является тайной и охраняется законом, использовать эту информацию могут только органы, которые и должны заниматься аналитической работой и прогнозированием. Микроимитационные модели позволяют установить, как отразиться изменение налогового законодательства на населении и компаниях. В них полученные данные экстраполируются на перспективу с учетом предстоящих изменений, тем самым рассчитывается налоговый бюджет государства и будущие бюджетные поступления в казну

Государственное налоговое регулирование  как часть налогового менеджмента  также нуждается в изменениях. Эффективность налогового регулирования  статистическим путем показать довольно сложно. В конечном счете, результативность мер государственного вмешательства  в экономику налоговыми методами определяется ростом доходов бюджета  на основе роста производства и потребления, доходов предприятий и населения. Поэтому влияние отдельных налогов  и всей налоговой системы в  целом на социально-экономическое  развитие общества также можно оценить (хотя бы опосредованным образом) путем  их сравнения с количественными  и качественными показателями экономического роста (ВВП, национального дохода, прибыли, доходов и расходов населения, инвестиций и т. п.). Динамика изменения налогов, как правило, следует за тенденцией динамики изменения показателей  экономического роста, но с некоторым  опозданием. Это тоже затрудняет оценку регулирующей и стимулирующей роли налогов. Принято считать, что чем  больше этот временной разрыв, тем  меньше эффективность налоговых  мер воздействия.

В связи с налоговым регулированием процесса воспроизводства в целом, отдельных его сторон и сфер хозяйственно-финансовой деятельности встает вопрос об оптимизации  налоговых ставок. Только на этой основе возможно обеспечение налогового равновесия, предполагающего наиболее полную реализацию на практике всех функций налогов  по отношению к доходам государства  и по отношению к интересам  налогоплательщиков. Проблема оптимизации  налогов непосредственно связана  с вопросом о налоговом пределе  и возможности его количественного  измерения.

Знание и ориентация в налоговых  пределах должны составить экономическую  основу процесса оптимизации как  всей налоговой системы в целом, так и отдельных видов налогов. Государственное вмешательство  в воспроизводственный процесс  должно быть ограничено научно и практически  обоснованным размером налоговых ставок, отражающих некий общественно-необходимый  равновесный их уровень и позволяющих  налогам оставаться действенным  фискальным и регулирующим инструментом. Оптимизация ставок основных налогов  позволит соизмерить текущие и долговременные потребности с реальными возможностями  их удовлетворения. Оптимальными можно  считать ставки налогов, обеспечивающие в данных условиях производства, обмена и потребления максимально возможные  объемы поступления доходов в  бюджет и степень их собираемости на базе поступательного развития производства, роста инвестиций и доходов, предпринимательской  и трудовой активности в обществе.

Для исчисления оптимального уровня ставок необходимо верно определить круг критериев оптимизации, выделить из всей массы государственных расходов наиболее важные, чтобы в полном объеме обеспечить их доходными источниками  при оптимальных ставках налогов, особенно на первом этапе их внедрения.

Нельзя забывать, что налоги снижают  не для того, чтобы уже в следующем  же году получить еще больше доходов, а для того, чтобы дать позитивный сигнал экономике – дать возможность  предприятиям расти и расширять  будущую налоговую базу. Только через  несколько лет, при проведении последовательной налоговой и структурной политики, и при условии, что экономика  поверит правительству, можно ожидать  снижения оттока капитала за границу, сокращения теневого сектора и роста  налоговых поступлений.

Направления развития государственного налогового контроля связаны с борьбой  с незаконным уклонением от налогов. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему  средства и, следовательно, ему приходиться  ограничивать себя в расходах. Самое  главное, что уклонение от налогов  всегда сопровождается ростом «теневой экономики». Этот процесс начинается в момент, когда издержки по сокрытию доходов и уклонению от налогообложения становятся меньше возможной экономии по налогам, т. е. если затраты налогоплательщика по мероприятиям, связанным с уходом от налогов, с учетом риска обнаружения данных фактов и наложением определенных налоговых санкций, ниже сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, то уклонение представляется экономически целесообразным. Поэтому одной из ключевых задач государственного налогового менеджмента является установление оптимального уровня налоговой нагрузки для экономики. Масштабы скрытого сектора экономики влияют на реализацию налогового потенциала в доходах бюджетов, кроме того, это усложняет процессы прогнозирования и анализа налогов, поскольку требуются дополнительные расчеты и корректировки на уровень «скрытой» экономики.

Для целей государственного налогового менеджмента большое значение имеет  структурный состав скрытого сектора, его количественная оценка и потери налоговых доходов в краткосрочном  и долгосрочном аспекте. Тактические  задачи налогового менеджмента должны предупреждать негативные тенденции  развития скрытого сектора в той  или иной отрасли экономики; стратегические – снижение доли скрытого сектора  путем экономического стимулирования и управления налоговой нагрузкой.

В результате совершения преступлений в сфере налогообложения создается  ситуация, когда налоги фактически не выполняют своего общественного  предназначения. К конкретным негативным последствиям массового уклонения  от уплаты налогов относятся: недополучение казной средств, приводящее к сокращению доходной части и способствующее росту дефицита государственного бюджета; установление в результате уклонения отдельных предприятий от уплаты налогов неравенства между добросовестными налогоплательщиками и нарушителями налогового законодательства, идущего вразрез с принципами рыночной конкуренции; нарушение принципа социальной справедливости, поскольку неплательщики налогов переносят добавочное налоговое бремя на тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства. В этой связи можно также отметить, что общественная опасность этих преступлений проявляется в нарушении баланса интересов государства, субъектов экономики и отдельных социальных групп, в деформации и снижении темпов экономического развития.

Информация о работе Становление и развитие государственного налогового менеджмента