Справочно-правовые информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Правоприменение является одной из наиболее распространенных форм юридической деятельности, которая обеспечивает реализацию правовых норм на практике и от которой во многом зависит нормальное функционирования общества, государственных структур и правовой системы в целом. Не случайной этому виду деятельности всегда уделялось пристальное внимание во все времена и на всех этапах развития права.

Содержание

ТЕМ. 2
§ 1. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РАБОТЕ. 2
§ 2. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. 2
Простота, диалоговое построение системы. 2
Структурная организация информационного обеспечения, распределение его по функциональным задачам. 2
Интеграция системы. 2
Гибкость системы. 2
Минимизация риска. 2
§ 3. СИСТЕМА ОТБОРА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. 2
Достоверность информации. 2
Актуализация информации. 2
Полнота информации. 2
§ 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 2
Применение системы гипертекстовых ссылок. 2
Адекватность запросов и ответов. 2
Ориентация на сетевые системы. 2
Защита системы от несанкционированного доступа. 2

Вложенные файлы: 1 файл

a70.doc

— 371.00 Кб (Скачать файл)

 

Разработка. На данном этапе требуется написать код, а затем отладить и документировать программу, убедившись, что она удовлетворяет требованиям пользователей. Здесь существенно повышаются роль математических, программных и технических знаний, т.к. этот этап связан, прежде всего, с разработкой программных комплексов и их реализацией на вычислительных машинах. Однако и здесь контролирующая роль юриста должна оставаться достаточно заметной.

 

Внедрение. Под внедрением автоматизированной системы понимают комплекс работ связанных с передачей автоматизированной системы пользователю и начала ее рабочей эксплуатации. Как правило, этот этап имеет ряд самостоятельных "подэтапов" таких как установка программы, ее апробирование, опытная эксплуатация, проверка ее на тестовых примерах и пр. Здесь роль юриста снова существенно возрастает.

 

Для нас несомненный интерес, в  первую очередь, представляет определение  требований к программе, поскольку  их, по сути, устанавливают именно потенциальные пользователи. Именно они выявляют, какими качествами должна обладать программа. Не являются исключением и информационно-правовые системы.

Основной целью таких программ является информационное обеспечение  правоприменительной деятельности. Сегодня оно основывается на определенных принципах.

 

Как уже говорилось, во всех этапах разработки автоматизированных системах присутствуют технические аспекты, однако не они определяют сущностные стороны информационного обеспечения  правоприменительной деятельности. Именно поэтому для нас несомненный интерес представляет, прежде всего, требования к программе, поскольку они определяются потенциальными пользователями. Такие требования не являются произвольными, а основывается на определенных принципах.

Многие понятия, которые будут использоваться в работе, находятся в стадии теоретической разработки. Поэтому для единообразного толкования необходимо сразу условиться о терминах, которые будут использоваться в работе.

Информатизация. Согласно Федеральному закону от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", под этим термином понимается "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". В работе это определение будет пониматься в более узком смысле. Во-первых, будет рассматриваться не просто информационные потребности, а исключительно информация, непосредственно связанная с законодательством. Во-вторых, речь пойдет о лицах, удовлетворяющими свои информационные потребности в правовой сфере в силу своей профессиональной деятельности.

Компьютеризация – это процесс внедрения компьютерной технологии во все сферы человеческой деятельности, в том числе и деятельности, связанной с обеспечением заинтересованных лиц информационными ресурсами. Цель такой деятельности, в конечном счете, – облегчить доступ к информации и работу с ней.

Информационно-правовая система. Этот термин непосредственно связан с понятием информационной системы как таковой. Закон "Об информации, информатизации и защите информации" толкует информационную систему как организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационные процессы). Однако в некоторых случаях при анализе справочно-правовой системы необходимо акцентировать внимание на информационных технологиях, реализующих информационные процессы. Правовая информационная система подразумевает включение в нее массива документов, непосредственно связанного с законодательством. Для удобства этот массив будет именоваться правовая информация и будет включать в себя всевозможные нормативно-правовые акты, а также информацию, непосредственно связанную с правом (образцы договоров, периодическую печать и учебники юридического профиля и т.п.).

 

§ 2. Методология разработки системы информационного обеспечения  правовой информацией.

 

 

Принципы, о которых пойдет речь далее, должны быть реализованы, как следует из их названия, еще на этапе разработки программного продукта. Эти принципы отвечают за функционирование информационно-правовой системы как элемента системы кибернетической. Именно на их основе создаются сегодня программы, рассчитанные на долгосрочное применение. Ошибки, допущенные при реализации этих принципов, могут серьезно повлиять на применимость программы.

Следует помнить, что любые автоматизированные информационные системы, построенные  на базе использования больших (а  иногда и громадных) банках данных обладают значительной инерционностью. Другими словами, их перестройка, изменение базовых структурных свойств обычно связана с большими трудностями, а подчас оказывается просто невозможной.

Встречаются ситуации, когда значительно  проще создать новую систему, чем перестраивать уже разработанную. Именно поэтому соблюдение определенных принципов при разработке информационных систем, в том числе и в области обеспечения правоприменительной деятельности всегда уделяется пристальное внимание.

Интересно подчеркнуть, что свойством  инерционности в известном смысле обладает и сама правовая система, а  также нормативные акты, которые  являются составной частью такой  системы. С этой точки зрения, свойства автоматизированной системы, о которой  здесь сказано, находится в некоторой гармонии с информационным пространством, в которой она действует.

Простота, диалоговое построение системы.

 

Конечными пользователями информационно-правовых систем будут не программисты и системные  администраторы, а люди зачастую весьма далекие от технических тонкостей функционирования программ для ЭВМ. Поэтому правовая система должна быть проста в использовании, ее функции должны быть легко доступны и применимы. Такая постановка вопроса находит тесную связь с диалоговым построением системы, достоинства которого очевидны. Во-первых, в этом случае программа может быть представлена как совокупность диалогов, где пользователь управляет программой даже без знания языков программирования, просто отвечая на вопросы, задаваемые самой программой, то есть как бы в процессе общения с программой. Во-вторых, с психологической точки зрения, программа в этом случае воспринимается как «коллега» по работе, что особенно важно для специалистов гуманитарных профессий, не привыкших использовать компьютер для решения своих профессиональных задач.

Свое развитие диалоговое построение систем в настоящее время получает в разработке так называемых объектно-ориентированных  программ. В таких программ для  активизации той или иной функции  используются объекты (картинки, кнопки, списки, иконки и т.п.), отражающие содержание и характер выполняемой функции, что повышает быстроту восприятия представляемой информации, быстроту управления программой, улучшает визуальное представление программы (ее интерфейс).

Говоря о простоте, следует сделать одну важную оговорку. Речь идет о простоте автоматизированной системы именно для пользователя, а не для программиста. Такая простота (для пользователя) может достигаться только усложнением программного обеспечения, которое должно быть скрыто от пользователя. В известном смысле при программировании руководствуются принципом "простота любой ценой", и, прежде всего, ценой усложнения программы.

Структурная организация информационного  обеспечения, распределение его  по функциональным задачам.

 

Не вызывает сомнений, что информационно-правовые системы предназначены, в первую очередь, для профессиональной деятельности. В связи с этим информационное обеспечение должно соответствовать  характеру этой деятельности. Следует  определить, какая информация, а соответственно и информационное обеспечение, необходимо для определенной категории пользователей. Правильный выбор, отражающий запросы пользователей в необходимой и достаточной степени, можно сделать лишь при наличии развитой структуры информационного обеспечения, распределения его по функциональным задачам. Примером тому могут служить информационно-правовые системы, разработанные специально для бухгалтеров, для работников фармацевтической промышленности и т.п., которые отражают как характер профессиональной деятельности пользователей, так и ее специфику.

В самом общем виде структуру  информационного обеспечения можно  представить в следующем виде:

    1. информационное обеспечение общего назначения;
    2. информационное обеспечение специального назначения.

Естественно, что справочно-правовые системы входят в последнюю группу. В свою очередь ее можно разделить  по функциональным задачам, среди которых  выделяются следующие3:

    • решение задач законотворчества и кодификации законодательства;
    • активизация правовых знаний в правотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечение достоверной правовой информацией каждого члена общества;
    • поддержка в контрольном состоянии информации о нормативных актах в связи с обновлением и изменением законодательства;
    • обеспечение интеграции знаний о действующем законодательстве бывшего СССР, законодательстве РФ и стран участниц СНГ;
    • поддержка ретроспективного фонда нормативных актов;
    • развитие новых организационно-технологических структур.

Видимо, реализация каждой из этих задач  в дальнейшем будет осуществляться путем создания соответствующего вида справочно-правовой системы. Такая позиция находит подтверждение не только у разработчиков программного обеспечения, но также у органов государственной власти всех ветвей. В подтверждение этому можно привести ряд нормативных актов, среди которых Указ Президента РФ от 19 октября 1993 г. № 1665 «О информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами-членами Содружества Независимых Государств», Постановление правительства от 1 декабря 1994 г. № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации», Приказ Министра юстиции от 23 декабря 1997 г. № 19-01-189-96 «Об организации автоматизированного учета правовых актов субъектов Российской Федерации» и многие другие.

Интеграция системы.

 

Принцип распределения информационного  обеспечения по функциональным задачам, о котором говорилось выше, не означает абсолютной изолированности систем информационного обеспечения. Такие  системы должны разрабатываться  таким образом, чтобы они легко интегрировались в единую систему. Возможны два типа интеграции: (1) реальная и (2) потенциальная. При реальной интеграции внешне разнородные системы информационного обеспечения строятся в виде единой системы со всеми вытекающими отсюда функциональными и эксплуатационными последствиями.

При потенциальной интеграции информационные системы создаются как относительно автономные. Однако в них заранее  закладывается возможность объединения (интеграции), что, в свою очередь, позволяет  с помощью операторских приемов использовать одновременно информацию нескольких систем.

Гибкость системы.

 

Система должна быть изначально ориентирована  на дальнейшее развитие ее как программного продукта, легко адаптировалась к  растущим и изменяющимся информационным потребностям4. Переход к новым версиям программ должен осуществлять без каких-либо потерь для конечного пользователя, с минимальными неудобствами для него.

Обычно различают два аспекта  гибкости программы. Первый связан с  возможностью безболезненно вносить коррективы в различные элементы системы и, прежде всего, в классификаторы.

Обычно информация, содержащаяся в  классификаторах, относится к условно-постоянной, т.е. она действует длительное время, но может быть изменена в любой  момент. К числу таких классификаторов можно, например, отнести классификатор должностей. Они меняются достаточно часто. Поэтому автоматизированная система должна быть построена таким образом, чтобы информация обновлялась без ущерба для пользователей.

Можно привести и современный пример отсутствия гибкости в программе и на этом примере проиллюстрировать важность рассматриваемого нами принципа, получивший название «ошибки тысячелетия». Известно, что в подавляющем количестве современных автоматизированных систем важным информационным элементом является дата. В правовых системах дата издания нормативного акта играет очень важную роль.

Оказалось, что ради экономии информационного  пространства много лет назад  было принято решение указывать  только две последние цифры года - 1978 - /78/, 1998 - /98/ и т.д. Сейчас на пороге третьего тысячелетия оказывается, что при наступлении 2000 года, компьютер воспримет два последних ноля, как возвращение к 1900 году. Проблема оказалась настолько серьезной, что она обсуждалась в мае 1998 г. на заседании восьми представителей крупнейших стран мира, в том числе и России. Исправление существующего положения обойдется, по некоторым оценкам, в 600 триллионов долларов.

Второй аспект гибкости автоматизированной системы связан с необходимость  существенной переделки всей структуры. Такие проблемы возникают редко, но в истории последних лет России именно в правовой области они имели место. Как правило, создать систему гибкую по отношению к подобным изменениям не удается. В этих случаях приходится создавать нечто подобное информационному интерфейсу для того, чтобы архивная (старая) информация оказалась сопоставимой с новой.

Минимизация риска.

 

Современная справочно-правовая программа  при полноценном подходе к  ее разработке достаточно сложна с  точки зрения программирования. В ней реализуются сложные алгоритмы поиска, обработки и хранения документов. С другой стороны, программа может работать только с помощью компьютера, который, в свою очередь, является весьма сложным механизмом.

Информация о работе Справочно-правовые информационные системы