Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших функцией налогов является фискальная, благодаря которой государство обеспечивает свои потребности в финансовых ресурсах для выполнения возложенных на него задач. Поэтому в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ закреплено, что каждое лицо обязано своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Например, на 2009 год в бюджете было запланировано поступление 10, 927 трлн. руб. (21,2% - ВВП). Налоговые доходы в этой сумме составляли более 93%. Несомненно, что при такой высокой доле налоговых доходов в бюджете вопросы своевременности и полноты уплаты налогов имеют очень большое значение, особенно в той экономической ситуации, которая сложилась на тот момент в РФ. Ведь от того, вовремя ли получит бюджет денежные средства, и получи ли вообще, зависит своевременность и полнота исполнения им своих обязательств по финансированию необходимых расходов и принятых им целевых программ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Общие вопросы исполнения налоговой…………………………….
2 Принудительное исполнение налоговой обязанности
2.1.Понятия, виды принудительного исполнения по уплате налогов
2.2.Особенности порядка принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов (сборов) с организаций и с физических лиц.
3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности …………………
Заключение……………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Принудительное исполнение налоговой обязанности.docx

— 54.78 Кб (Скачать файл)

По общему правилу взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей носит бесспорный характер. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя должно производиться в судебном порядке в двух случаях, а именно если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. Например, налоговые органы могут посчитать сделку мнимой или притворной, заключенной налогоплательщиком с целью уклонения от уплаты налогов. Договоры простого товарищества нередко рассматриваются налоговиками как договоры аренды или купли-продажи, договоры займа - как купля-продажа или оказание безвозмездных финансовых услуг, залог - как аренда и т.д.

Решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика принимает руководитель (заместитель) налогового органа, который направляет постановление о взыскании налога судебному приставу-исполнителю для непосредственного исполнения. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика состоит из поиска имущества, его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. При этом должностные лица налоговых органов не вправе приобретать реализуемое имущество налогоплательщика.

НК РФ устанавливает определенную очередность взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, которое производится последовательно в отношении:

1) наличных денежных средств;

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными;

6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи.

Как видим, законодатель стремится, чтобы налогоплательщик как можно дальше продолжал свою производственно-хозяйственную деятельность, несмотря на принудительное взыскание налогов. Взыскание налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, всегда осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление подается в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Рассмотрение дел производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи.

Конституционность бесспорного порядка взыскания неуплаченных налогов с организаций была рассмотрена КС РФ, который сделал вывод о том, что бесспорный порядок взыскания налоговых платежей при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав юридического лица не противоречит требованиям Конституции РФ. Кроме того, КС РФ оценил различия в порядке взыскания налогов с организаций (судебный порядок) и физических лиц (судебный порядок).

Как указал КС РФ, организация в отличие от физического лица имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом; гражданин же использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено. Различный порядок взыскания налоговых платежей с физических и юридических лиц направлен не на то, чтобы поставить их в неравное положение в сфере налоговых отношений (обязанности платить налоги), а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права личности тогда, когда вопрос может быть разрешен лишь посредством судебного разбирательства.

Взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно налоговых публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения, и поэтому одна сторона по отношению к другой не может действовать властно-обязывающим образом. Сочетание бесспорного и судебного порядков взыскания налоговых платежей - отметил КС РФ - обеспечивает права личности и государства в целом, отвечает интересам общества и не противоречит принципам демократического правового социального государства, закрепленным Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П).

При принудительном взыскании налога налоговая обязанность признается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм (п. 8 ст. 48 НК РФ). Вместе с тем обязанность самого налогоплательщика по уплате налога в данном случае должна считаться исполненной уже с момента ареста (описи) его имущества. С этого момента налогоплательщик уже не вправе распоряжаться своим имуществом, и последующие действия с таким имуществом, включая его реализацию и перечисление вырученных от этого денежных средств в бюджет для погашения налоговой задолженности, осуществляются уже иным, специально уполномоченным законом и несущим за это ответственность лицом или органом (Определение КС РФ от 17.10.2001 № 238-О).

 

2.2. Особенности порядка принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов (сборов) с организаций и с физических лиц

 

1. Наличие недоимки по тому или иному налогу является основанием для принудительного взыскания налоговым органом с налогоплательщика соответствующих денежных сумм.

Налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (сбора) и пени - требование об уплате налога или сбора.

Форма требования установлена приказом М НС РФ "Об утверждении форм налоговых уведомлений" от 14.10.99 № АП-308/326 (в ред. от 14.10.2002).

Требование об уплате налога (сбора) направляется не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) и пеней направляется в 10дневный срок со дня вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки.

Требование об уплате налога или сбора вручается налоговым органом налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования по месту учета этого налогопла­тельщика (статьи 69 - 70 НК РФ).

2. Различают следующие виды требований об уплате:

  • недоимки по налогу (сбору) и пени, направляемые налогоплательщику после его пропуска срока для уплаты налога, если в данном случае исключается применение налоговых санкций;
  • недоимки по налогу (сбору) и пени, а также налоговых санкций вследствие виновного пропуска срока уплаты налога (п. 3 ст. 101 НК РФ);
  • одних налоговых санкций в случае отсутствия у налогоплательщика недоимки по налогам и задолженности по пеням (статьи 116, 117, 118, 120 НК РФ и др.);
  • задолженности по налогу, пени и процентам (п. 8 ст. 68 НК РФ).

3.« Если направление требования об уплате налога не возымело должного "дисциплинирующего" воздействия, налоговые органы вправе применить к недобросовестному налогоплательщику меры принудительного исполнения налоговой обязанности – взыскание, которое может быть обращено на:

  • денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в кредитных организациях;
  • имущество налогоплательщика;
  • права (требования) по неисполненным денежным обязательствам (дебиторскую задолженность).

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается (ст. 59 Н К РФ).

4. По общему правилу, взыскание налога с организации производится в бесспорном порядке.

Исключением является взыскание налога с организации, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

  • юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
  • юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. С учетом ч. 1 ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда" взыскание неуплаченного налога с физического лица производится только в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ.

 

К способам обеспечения налоговой обязанности согласно ст. 72 НК РФ относятся:

1) залог имущества;

2) поручительство;

3) пеня;

4) приостановление операций по счетам в банке;

5) наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Первые два можно условно отнести к гражданско-правовым способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, последние два - к административно-правовым. Закрепленный в ст. 72 НК РФ перечень является закрытым, поэтому в налоговых правоотношениях не могут применяться иные меры обеспечения, предусмотренные, в частности, ст. 329 ГК РФ - неустойка, удержание, задаток, банковская гарантия и др. Все способы обеспечения в налоговом праве носят исключительно имущественный характер. Статья 329 ГК РФ прямо называет залог и поручительство в числе способов обеспечения гражданско-правовых обязательств. НК РФ устанавливает, что к правоотношениям, возникающим при установлении залога и поручительства в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 7 ст. 73, п. 6 ст. 74 НК РФ). Таким образом, нормы гражданского законодательства, регулирующие институты залога и поручительства, выступают здесь в качестве общих норм, а соответствующие нормы НК РФ - специальных. Поэтому и соотносятся они следующим образом: применительно к залогу и поручительству в налоговых правоотношениях применяться должны соответствующие нормы ГК РФ, если иное не установлено налогово-правовыми нормами. То есть действует приоритет специальной нормы перед общей. Применение залога и поручительства в сфере налогообложения ограничивается случаями изменения сроков исполнения налоговой обязанности, то есть отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Пеня, приостановление операций по счетам в банке и арест имущества применяются во всех случаях, когда налоговому органу необходимо осуществить принудительное взыскание налога. Способы обеспечения можно классифицировать по функционально-целевому критерию на способы обеспечения добровольной уплаты налогов (залог имущества, поручительство и пеня) и способы обеспечения принудительного взыскания налогов (приостановление операций по счетам в банке и арест имущества).

Залог как способ обеспечения налоговой обязанности представляет собой соглашение между залогодателем и налоговым органом (залогодержатель), в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисленных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем выступает любое имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, за исключением имущества, выступающего предметом залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Информация о работе Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности