Современные проблемы и тенденции построения системы налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 02:57, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью написания курсовой работы является изучение налоговой системы в России. Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
- изложить исторические этапы развития налогообложения;
- дать оценку основным элементам системы налогообложения;
- охарактеризовать основные принципы системы налогообложения;
- сравнить отечественный и мировой опыт построения системы налогообложения;
- проанализировать основные проблемы и перспективы развития системы налогообложения в России.

Содержание

Введение
3
1 Понятие и сущность налоговой системы
5
1.1 История развития налогообложения
5
1.2 Принципы рационального налогообложения
7
1.3 Роль налоговой политики в формировании системы налогообложения
9
2 Принципы и элементы построения налоговой системы России
11
2.1 Сущность и содержание налогообложения
11
2.2 Основные элементы налога и налогообложения
13
2.3 Функции и виды налогов
15
Глава 3 Современные проблемы и тенденции построения системы
налогообложения в России

24
3.1 Основные принципы формирования системы налогообложения в
экономике с развитым рынком

24
3.2 Анализ основных показателей функционирования налоговой системы России

27
3.3 Проблемы и перспективы развития системы налогообложения в
России

32
Заключение
37
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Налогов систем ПОЛИТ ЛУЧШЕЕ.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

НДС взимается в бюджет по ставке 25 % (ставка самая высокая в мире), для продовольственных товаров - до 21 %, для гостиничных услуг - 12 %. Освобождены от НДС банковские, финансовые услуги, страхование, здравоохранение, образование и др. Отчетный период для НДС - 2 месяца. Занижение НДС карается штрафом - 20 % от суммы занижения налога. В Швеции налог на корпорации составляет 28 %, но до 1991 года он был на уровне 52 %, до 1994 г. - 30 %. Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда.

Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Гольштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. В настоящее время в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет  28 %. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %.  В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами.

3.2 Анализ основных показателей функционирования налоговой системы России

 

 

Налоговая политика, проводимая сегодня в России, формируется  в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных мер, с одной стороны, направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для отраслей и  групп предприятий, имеющих значительное влияние во властных структурах. Это предопределяет целесообразность  рассмотрения  налоговой политики  в двух аспектах:  с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при  реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой  политики  в  нынешних конкретно-экономических условиях. Такие цели налоговой политики как сдерживание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера, поддержка предпринимательской, производственной и инвестиционной активности, однако, достаточно противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда  в  той  или  иной  мере  угнетают  хозяйственную активность и провоцируют спад производства,  а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию  его роста,  по существу означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного, а вслед за ним - и потребительского, что обязательно ведет к повышению цен.  Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых  и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае, если темпы инфляции не превышают 1-1,5%  в месяц.  По мере нарастания  темпов  инфляции  эффективность  регулирующих производство мер косвенного государственного  вмешательства  в экономику снижается. Складывающаяся на этой основе ситуация «стагфляционной ловушки» предопределяет специфические требования к налоговой политике как единому целому,  и к отдельным ее инструментам и составляющим [18, с.77].

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ – федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – подразделяются на налоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов РФ:

  1. Налоговые доходы,  законодательно закрепленные за соответствующим уровнем бюджетной системы, или собственные налоги.

Собственные налоги представляют собой налоги, поступающие в бюджеты соответствующих уровней власти. Это органы власти получают исключительные права на взимание и использование перечисленных налогов. Причем могут быть использованы такие методы закрепление как: квотирование (налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административно-территориальной единицы, на территории которой  они собраны – например, местные налоги и сборы) или присоединение ставок (территориям разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом, – например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость). Закрепленные доходы представляют собой доходы, которые полностью или в твердо фиксируемой доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть едиными или дифференцированными.

  1. Неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
  2. Безвозмездные перечисления, за исключением финансовой помощи, которая не относится к собственным доходам.

Таблица 2 - Прогноз доходов бюджетной системы [12]

Показатели

Годы

факт

факт

факт

 оценка

прогноз

прогноз

2008

2009

2010

2011

2020

2023

Структура доходов консолидированного бюджета (%ВВП):

НДПИ на нефть

3,2%

2,0%

1,6%

1,4%

1,0%

0,9%

НДПИ на газ

0,3%

0,2%

0,1%

0,1%

0,1%

0,1%

Экспортная пошлина на нефть

3,5%

2,8%

2,3%

2,0%

1,4%

1,2%

Экспортная пошлина на нефтепродукты

1,0%

0,9%

0,7%

0,6%

0,4%

0,4%

Экспортная пошлина на газ

0,9%

0,8%

0,9%

0,9%

0,7%

0,6%

Налог на прибыль

6,6%

4,7%

4,5%

4,5%

4,5%

4,5%

НДФЛ

3,8%

3,9%

4,0%

4,2%

4,1%

4,1%

НДС

6,9%

6,6%

6,74%

6,66%

6,4%

6,2%

Акцизы

1,0%

0,9%

0,9%

0,8%

0,7%

0,64%

Налоги на имущество

1,2%

1,2%

1,2%

1,1%

1,1%

1,1%

ЕСН

1,2%

1,2%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Импортные пошлины

1,5%

1,6%

1,49%

1,4%

1,2%

1,1%

Прочие

4,5%

3,5%

3,4%

3,1%

2,4%

2,0%

в  т.ч. инвестиционный доход нефтегазовых фондов

0,5%

0,6%

0,7%

0,7%

0,5%

0,3%

Доходы внебюджетных фондов

4,5%

6,7%

7,2%

7,6%

8,6%

8,9%

в  т.ч. инвестиционный доход накопительной части пенсии

0,0%

0,2%

0,3%

0,5%

0,8%

1,0%


 

Таблица 3 - Налоговые доходы бюджетной системы, % в ВВП [12]

 

Показатели

Годы 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Налоговые доходы всего

35,7

35,7

35,6

34,6

35,3

36,6

36,4

36,7

Налог на прибыль

5,4

5,7

4,3

4,0

5,1

6,2

6,2

6,6

НДФЛ

2,4

2,9

3,3

3,4

3,4

3,3

3,5

3,8

НДС

6,2

7,2

7,0

6,7

6,3

6,8

5,6

6,9

Акцизы

2,3

2,7

2,4

2,6

1,4

1,2

1,0

1,0

Таможенные пошлины

3,1

3,7

3,0

3,4

5,0

7,5

8,3

7,0

НДПИ и налоги на природные ресурсы

1,1

1,4

3,1

3,0

3,4

4,2

4,3

3,6

ЕСН

7,3

7,2

6,9

6,6

6,3

5,4

-

-

Прочие налоги

8,0

4,8

5,6

4,9

4,4

2,0

2,0

2,2


При сравнении налоговой  нагрузки в России и других странах  необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП [20, с.155].

Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).

Наибольший вес в  налоговых доходах бюджетной  системы по итогам 2010 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%) [8, с.316].

 

Таблица 4 - Структура налоговых доходов бюджетной системы, % к итогу [12]

Наименование показателя

Годы 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Налоговые доходы всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Налог на прибыль

15,1

16,1

12,0

11,5

14,4

16,8

17,1

17,9

НДФЛ

6,6

8,0

9,3

10,0

9,5

8,9

9,5

10,5

НДС

17,4

20,1

19,6

19,3

17,8

18,6

15,5

18,7

Акцизы

6,4

7,6

6,9

7,5

4,1

3,3

2,8

2,6

Таможенные пошлины

8,8

10,4

8,4

9,9

14,3

20,5

22,9

19,2

НДПИ и налоги на природные ресурсы

3,0

4,1

8,6

8,6

9,6

11,5

11,9

9,9

ЕСН

20,4

20,1

19,4

19,1

17,8

14,9

-

-

Прочие налоги

22,4

13,6

15,9

14,2

12,5

5,6

5,6

5,9


 

К сожалению, осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего, за счет усиления налогового  бремени  предприятий  и населения решить проблему наполнения бюджета. Такие меры могут принести  успех только в очень ограниченном временном промежутке (и в условиях развитого рынка). В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. Незначительная доля частного сектора в экономике,  крайне медленные темпы проведения  приватизации не позволяют включить механизм рыночной конкуренции. Вследствие этого при либерализации цен действительные ограничения их росту задаются только границами платежеспособного спроса. В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя нередко превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на грань банкротства.

Результативность налогообложения в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в его основу.

Различают следующие  основные принципы построения налогообложения в России:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • применение прогрессивных ставок налогообложения и степени их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
  • дискретность или непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
  • степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
  • методы формирования налоговой базы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на вывод экономики из кризиса.

 

Информация о работе Современные проблемы и тенденции построения системы налогообложения в России