Процесс налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:44, реферат

Краткое описание

Налоговое планирование - составная часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом. Таким образом, планирование налогов можно и нужно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных органов, так и с позиций конкретного хозяйствующего субъекта.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое планирование (понедельник).docx

— 40.52 Кб (Скачать файл)

Методический аспект подразумевает способы оценки имущества и запасов, начисления амортизации и определения выручки, применяемые предприятием.

На основе оптимальной оценки имущества и запасов экономический субъект может обеспечить значимое уменьшение величины обязательных платежей. В зависимости от принятой налоговой тактики налогоплательщик использует такие основные методы оценки запасов, как ФИФО, ЛИФО, метод средней стоимости и др.

При помощи правильной амортизационной политики , в частности, можно создать амортизационные фонды для восстановления основных фондов. Кроме того, амортизационные отчисления включаются в состав затрат, связанных с производством и реализацией продукции - товаров, работ и услуг, что позволяет минимизировать платежи по налогу на прибыль. Одновременно скорейшая амортизация уменьшает балансовую стоимость основных фондов и, следовательно, уменьшает платежи по имущественным налогам.

Организационный и технический аспекты подразумевают организацию бухгалтерского учета на предприятии и реализацию выбранных методик в учетных регистрах.

Учетная политика представляет собой важнейший инструмент формирования налоговой базы. С ее помощью хозяйствующий субъект имеет возможность определить наиболее оптимальный размер издержек и конечного финансового результата деятельности, что имеет решающее значение для минимизации налоговых обязательств. Экономически грамотное применение учетной политики позволяет хозяйствующему субъекту, кроме того, привлечь в оборот дополнительные финансовые ресурсы, а также с позитивных позиций отразить конечные финансовые результаты в целях привлечения потенциальных инвесторов.

В отличие от избежания налогообложения или уклонения от уплаты налогов налоговое планирование подразумевает не просто минимизацию налоговых платежей, но и использование предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот и вычетов.

По каждому виду налогов налоговым законодательством предусмотрены определенные льготы, когда отдельные виды деятельности не облагаются данным налогом или облагаются по пониженной ставке. Существуют льготы по уплате налогов и на отдельные производимые хозяйствующим субъектом товары. В частности, во многих странах отдельные виды детских и продовольственных товаров облагаются налогом на добавленную стоимость по пониженной или нулевой ставке. Существуют отдельные льготы и в зависимости от направления полученных хозяйствующим субъектом доходов, в частности по прибыли, использованной на инвестиции.

В отличие от льгот вычеты представляют собой уменьшение налогооблагаемой базы или начисленного по действующим ставкам налога. Характерным примером этого являются вычеты из подлежащего взносу в бюджет налога на добавленную стоимость сумм этого налога по экспортируемым товарам, работам и услугам. Умелое пользование предусмотренными налоговым законодательством льготами и вычетами подразумевает хорошее знание прав налогоплательщика в этой области. Поэтому налоговым планированием зачастую занимается не только сам налогоплательщик, но и привлекаемые им для этих целей аудиторские и другие подобные фирмы. Они должны совместными усилиями вырабатывать экономически грамотную, честную в правовом отношении стратегию и тактику налогового планирования.

Особую роль для налогового планирования играет совместная деятельность. Эта форма объединения усилий предприятий удобна для оптимизации налоговых платежей и широко используется для различных инвестиционных проектов, включая совместное строительство жилья. В ряде стран средства, объединяемые предприятиями для проведения совместной деятельности, не облагаются НДС. Однако такая деятельность обязательно должна иметь четкую цель и учитываться на отдельном балансе каждого предприятия.

Одним из важнейших путей решения задач налогового планирования является строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Законопослушный налогоплательщик, даже в условиях достаточно высокого уровня налогового пресса, зачастую имеет возможность минимизировать свои платежи государству по сравнению с налогоплательщиком, нарушающим налоговое законодательство. Это связано с предусмотренными налоговым законодательством штрафными санкциями за укрывательство от налогообложения, которые уплачиваются сверх укрытого налога. Подобные шаги налогоплательщика могут привести не только к резкому ухудшению его финансово-хозяйственной деятельности, но и к банкротству. Вместе с тем строгое соблюдение налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного ведения на предприятии бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения всех нормативных документов по налогообложению и бухгалтерскому учету.

Отдельные налогоплательщики в налоговом планировании умело используют пробелы в налоговом законодательстве, его нередкую противоречивость для минимизации (оптимизации) своих налоговых платежей. Эти действия не являются нарушением налогового законодательства.

Важным направлением налогового планирования на микроуровне является использование всех предусмотренных налоговым законодательством прав налогоплательщика, нарушенных неправомерными действиями налоговых органов. Налоговое законодательство большинства государств предусматривает достаточно четкую систему обжалований действий налоговых органов, и каждый хозяйствующий субъект должен знать ее. Он должен пользоваться всеми предоставленными законом правами по отстаиванию своих финансовых интересов, поскольку принятые налоговыми органами меры по принудительному списанию средств в бюджет, арест имущества или закрытие счета предприятия в банке могут серьезно отразиться на его финансово-хозяйственной деятельности.

В целом действия хозяйствующего субъекта всегда направлены на достижение таких экономических показателей деятельности, которые обеспечивают его оптимальное налогообложение.

Таким образом, налоговое планирование на государственном уровне и на уровне налогоплательщика, представляя собой процесс определения налоговых сумм, различается в части интересов государства и хозяйствующего субъекта. Государство стремится получить как можно больше средств для выполнения возложенных на него функций, но это стремление упирается в возможности налогоплательщика заплатить требуемую государством сумму. Налогоплательщик стремится к всемерной минимизации (оптимизации) своих обязательств перед государством, используя все предоставленные ему действующим законодательством права и возможности, а иногда и переходя за рамки закона.

Поэтому в процессе налогового планирования происходит поиск оптимального уровня налогообложения, отвечающего интересам обеих сторон и способствующего достижению необходимого баланса их финансовых возможностей. Как показывает мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первый план должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, т. е. интересы товаропроизводителя.


Информация о работе Процесс налогового планирования