Проблема нецелевого использования бюджетных средств и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и исследование сущности ответственности и выявление пробелов в бюджетном законодательстве. Достижение данной цели осуществлялось по средствам решения следующих задач:
Выявить проблему нецелевое использование бюджетных средств в системе бюджета РФ и найти пути ее решения
Рассмотреть структуру бюджетной системы РФ
Проанализировать способы нарушения бюджетной дисциплины и найти пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Бюджет РФ………………………………………………………….......4
1.1 Понятие бюджета и его структура……………………….……….....4
1.2 Виды бюджетов…………………………………….………………...7
Глава 2 Бюджетная дисциплина……...………………………….…………...10
2.1 Характеристика бюджетного законодательства РФ………...........10
2.2 Нарушение бюджетной дисциплины, причины нарушений……..12
Глава 3 Проблема нецелевого использования бюджетных средств и пути их решения………..…………..21
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………..………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.готовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Бюджет РФ………………………………………………………….......4

    1. Понятие бюджета и его структура……………………….……….....4
    2. Виды бюджетов…………………………………….………………...7

Глава 2 Бюджетная дисциплина……...………………………….…………...10

    1. Характеристика бюджетного законодательства РФ………...........10
    2. Нарушение бюджетной дисциплины, причины нарушений……..12

Глава 3 Проблема нецелевого использования бюджетных  средств и пути их решения………..……………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………...33

Список литературы…………………………..………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема курсовой работы «Правовые последствия нецелевого использования бюджетных средств». Актуальность данной темы исследования неоспорима, поскольку нормальное функционирование государственных механизмов невозможно без отлаженного процесса поступления денежных средств в бюджет государства, а также их дальнейшего четкого распределения в соответствии с целевым назначением, которое обусловлено нуждами страны. Цель курсовой работы – проанализировать правовые последствия нецелевого использования бюджетных средств, а так же исследовать проблемы и причины нецелевого использования бюджетных средств и найти пути их решения.

Объектом исследования курсовой работы является круг теоретических  и практических вопросов правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Предметом исследования выступает бюджетное законодательство, регулирующее вопросы бюджетных правонарушений.

Целью данной работы является анализ и исследование сущности ответственности и выявление пробелов в бюджетном законодательстве. Достижение данной цели осуществлялось по средствам решения следующих задач:

  1. Выявить проблему нецелевое использование бюджетных средств в системе бюджета РФ и найти пути ее решения
  2. Рассмотреть структуру бюджетной системы РФ
  3. Проанализировать способы нарушения бюджетной дисциплины и найти пути их решения.

При написании работы использовались некоторые общенаучные  и частнонаучные методы познания: системный, логический, аналитический, сравнительно-правовой, статистический и технико-юридический.

 

 

 

 

Глава 1 Бюджет РФ

  1.1 Понятие бюджета РФ и его структура

Бюджет в Российской Федерации есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований

Бюджет - это: «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд», «основной централизованный фонд денежных средств», «совокупность денежных (экономических) отношений», «основной финансовый план», «важнейший финансовый регулятор», «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов», «способ финансового обеспечения функций государства».

Государственный бюджет играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Структурными составляющими  элементами бюджета являются его  доходная и расходная части.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. [11]

Бюджетный кодекс РФ устанавливает  не только общие положения о формировании доходов бюджетов вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентируют доходы отдельных видов бюджетов: федерального, субъектов РФ, местных. Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюджетов обособленно.

В ст. 47 БК РФ содержится понятие собственных доходов  бюджетов и их виды. Собственные  доходы бюджетов - это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ; неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

В соответствии со ст. 48 БК РФ регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.[2]

В федеральный бюджет зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. Данный вид доходов предусмотрен налоговым законодательством.[3]

В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль  Банка России, доходы от внешнеэкономической  деятельности, от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инновационные и инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов в соответствии со ст. 69 БК РФ:

  1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  2. оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  3. трансферты населению (для финансирования обязательных выплат населению - пенсии, стипендии, пособия);
  4. ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  5. бюджетные кредиты юридическим лицам (выдается только на основании возмездного договора);
  6. субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам (форма расходов и финансовой помощи);
  7. инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  8. бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  9. кредиты иностранным государствам;

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые  бюджету другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.[12]

В бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).[9]

 

1.2 Бюджетная система РФ. Виды бюджетов РФ

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа. Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы:

  1. Единство бюджетной системы;
  2. Разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
  3. Самостоятельность бюджетов разных уровней;
  4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней;
  5. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
  6. внебюджетных фондов;
  7. Сбалансированность бюджета;
  8. Эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  9. Общее покрытие расходов бюджета;
  10. Гласность;
  11. Достоверность бюджета;
  12. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.[1]

Бюджетная система  является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.

От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.[9]

В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех групп бюджета:

  1. Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
  2. Местный бюджет — главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.
  3. Территориальный бюджет — свод региональных и местных бюджетов.

Каждая группа включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ в целом. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования. Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории. Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение. Роль каждого вышестоящего бюджета заключается и в том, что он выступает своеобразным гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет, если последний не обеспечивает финансирование такого минимума.[6]

Бюджет, его структура  и система входят и тесно взаимодействуют в бюджетной дисциплине. Ее мы рассмотрим во 2 главе.

   

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Бюджетная  дисциплина

    2.1 Характеристика бюджетного законодательства РФ

 Бюджетное законодательство - это часть финансового законодательства, совокупность актов, определяющих бюджетное устройство государства, его субъектов, местного самоуправления, регулирующих отношения по поводу распределения бюджетных средств между бюджетами разного уровня, их расходования, а также актов, устанавливающих порядок формирования и исполнения бюджетов, осуществления финансового контроля, формирования внебюджетных фондов и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Определяющее влияние на бюджетное законодательство оказывают нормы конституционного, административного и гражданского права. В соответствии с Конституцией России бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из актов различного уровня - как федерального, так и регионального. Имеются также правовые акты местного самоуправления. В этих условиях систематизация законодательства имеет важное значение.[1]

Информация о работе Проблема нецелевого использования бюджетных средств и пути их решения