Правовой институт налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является освящение налогоплательщиков как правового института налогового права.
Для достижения поставлены следующие задачи:
- анализ действующего законодательства по теме;
- изучение монографической литературы.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 2
2. Понятие налогоплательщиков. . . . . . . . . . . стр.2
3. Виды налогоплательщиков. . . . . . . . . . . . . .стр. 6
4. Права налогоплательщиков. . . . . . . . . . . . . стр.12
5. Обязанности налогоплательщиков. . . . . . . ..стр.19
6. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.24
7. Список использованной литературы. . . . . . стр.26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по напоговому праву - Налогоплатедьщик-понятие, виды, права, обязанности..doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКОВ

 

Пункт 1 ст. 23 НК РФ устанавливает общий перечень обязанностей налогоплательщиков:

- уплачивать  законно установленные налоги  в смысле статьи 57 Конституции  Российской Федерации и статей 1, 3, 5, 6, 8, 12, 17 НК РФ. Характеристика обязанности по уплате налога как основной проявляется в том, что ее надлежащее исполнение невозможно без одновременного соблюдения налогоплательщиком иных требований, предусмотренных законом: встать на учет в налоговых органах, вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения и других. Исчисленная налогоплательщиком или налоговым органом сумма налога должна уплачиваться в сроки и в порядке, установленных законодательством.

 Обязанность уплачивать налоги носит универсальный характер, то есть относится в равной мере ко всем налогоплательщикам - организациям и физическим лицам.

Обязанность платить  налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В соответствии со статьей 45 НК обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Предусмотренный законом порядок уплаты налога должен отвечать принципу доступности исполнения. Это означает, что налогоплательщик, исполняя обязанность по уплате налога, не несет каких-либо дополнительных затрат по сравнению с обычными условиями деятельности. Вместе с тем налогоплательщику в ряде случаев предоставляется право выбора системы и условий налогообложения.

- вставать на  учет в налоговых органах в  соответствии со статьями 83 - 85 НК РФ. Положения п. 1 ст. 23 НК являются общими для всех налогоплательщиков. Обязанность постановки налогоплательщиков на учет в органах МНС возникает лишь в том случае, если такая обязанность предусмотрена НК. Учет налогоплательщиков производится в целях обеспечения налогового контроля;

- вести в  установленном порядке учет своих  доходов (расходов) и объектов  налогообложения применительно  к каждому конкретному налогу (не следует забывать, что это  касается и бухгалтерского, и  налогового учета);

- представлять налоговым органам и их должностным лицам по месту своего учета налоговые декларации (ст. 80 НК РФ), документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе платежные поручения, кассовые документы, выписки банков и иные отчетные документы (ст. ст. 24, 54, 88 НК РФ);

- выполнять  законные требования налогового  органа об устранении выявленных  нарушений (все требования предъявляются  в письменном виде и содержат  все предусмотренные НК РФ  реквизиты - ст. ст. 69, 88, 89, 100, 101 НК  РФ);

- не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при выполнении ими своих служебных обязанностей, в том числе: доступу на территории или в помещения налогоплательщика; осмотру территорий, помещений, документов, предметов; истребованию или выемке документов, связанных с налогообложением (ст. ст. 91 - 98 НК РФ);

- представлять  налоговому органу информацию (может  быть затребована как в письменной, так и в устной форме) и  иные документы, связанные с  исчислением и уплатой налогов  (ст. ст. 17, 31, 45, 52, 57, 58, 88, 89, 93 НК РФ);

- в течение  четырех лет сохранять бухгалтерские  и иные документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов,  документы, связанные с выплаченными  доходами, полученными доходами  и произведенными расходами, уплаченными налогами. Поскольку законодатель не определил момент начала течения срока сохранности документов, он должен исчисляться с момента составления или получения соответствующего документа. При возникновении спора на практике необходимо учитывать положение о толковании сомнений и неясностей в законодательстве о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 ст. 3 НК РФ), а при проведении налоговой проверки срок 4 года включает и год проведения проверки (ст. 87 НК РФ).

В подпункте 9 пункта 1 предусматривается, что налогоплательщики могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством о налогах и сборах (уплата пеней, штрафов; обязательства, связанные с отсрочкой, рассрочкой, налоговым и инвестиционным налоговым кредитом и др. (ст. ст. 45, 49, 75, 64 - 67 НК РФ).

Следует указать, что обязанности, предусмотренные  пунктом 1 статьи 23 НК РФ, распространяются на всех налогоплательщиков, они корреспондируются  с правами налоговых органов  и не являются исчерпывающими.

Пункт 2 статьи 23 НК РФ регламентирует дополнительные обязанности налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 11 НК РФ), связанные с письменным сообщением налоговому органу по месту учета следующих сведений:

- об открытии  или закрытии расчетного, текущего, валютного или иного счета в течение 10 дней;

- об участии  в российских и иностранных  организациях (участие, связанное  с получением дохода, например  в виде дивидендов - ст. 43 НК РФ) в течение 1-го месяца со  дня участия;

- обо всех  обособленных подразделениях на территории Российской Федерации (российских, иностранных, в том числе международных) не позднее 1-го месяца со дня создания, реорганизации, ликвидации (п. 2 ст. 11, ст. ст. 19, 49 НК РФ, ст. 55 ГК РФ); срок рассчитывается с момента принятия решения о таком подразделении;

- об объявлении  несостоятельности (банкротстве), ликвидации  или реорганизации в течение  3-х дней с момента принятия  решения. П. 8 ст. 63 ГК РФ увязывает  данный срок с моментом внесения  соответствующей записи в Единый  государственный реестр юридических лиц; порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц регламентируется ст. ст. 61, 57 ГК РФ; индивидуальные предприниматели прекращают деятельность либо по истечении срока свидетельства о государственной регистрации, либо после отзыва лицензии, свидетельства, к ним же приравниваются частные нотариусы, частные детективы, охранники. Вопросы банкротства регламентируются статьей 65 ГК РФ и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", который распространяется на юридических лиц, кроме казенных предприятий и индивидуальных предпринимателей;

- об изменении  своего места нахождения (для  организаций) или места жительства (для индивидуальных предпринимателей) в срок 10 дней с момента такого  изменения (ст. 11 НК РФ).

Пункт 3 статьи 23 НК РФ закрепляет обязанности плательщиков сборов в части уплаты законно установленных сборов. Например, решение Верховного Суда РФ от 02.09.98 по делу N ГКПИ 98 - 412, который признал недействительными п. п. 6, 7 Постановления Правительства РФ от 21.07.98 N 800 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий" и нормативные акты, принятые совместно с ним, в части введения специального целевого сбора в Пенсионный фонд, не предусмотренного законом. Кроме того, плательщики сборов несут и иные обязанности, предусмотренные ст. ст. 24, 27, 29, 48, 49, 64 - 67, 75 НК РФ и главами 29 - 36 Таможенного кодекса РФ.

Пункт 4 статьи 23 НК РФ указывает на ответственность  налогоплательщиков (плательщиков сборов) за невыполнение возложенных на них  обязанностей по нормам налогового законодательства (ст. ст. 116, 117, 118, 119, 122, 124 НК РФ) и нормам уголовного законодательства (ст. ст. 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

Пункт 5 статьи 23 НК РФ указывает на то, что налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные Таможенным кодексом РФ.

П. 1 ст. 24 НК РФ закрепляет легальное определение налоговых  агентов. Ими могут быть организации (российские и постоянные представительства иностранных организаций) и физические лица - индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, имеющие наемных работников. 1. Статья 24 НК впервые вводит в российское налоговое законодательство термин "налоговый агент", хотя соответствующие функции в ряде случаев и ранее возлагались на участников налоговых отношений.

Удержание налогового платежа производится из причитающихся  налогоплательщику денежных средств и производится независимо от его волеизъявления. Так, например, организация, выплачивающая доход своему работнику, выступает в качестве налогового агента в отношении исчисления, удержания из заработной платы и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц.

Предметом действий налогового агента может быть только налог, но не сбор.

Обязанности налогового агента возникают в нескольких случаях:

во-первых, когда  организации и физические лица выступают  как работодатели и в соответствии со ст. ст. 226, 227 НК РФ обязаны исчислять, удерживать и перечислять в бюджет и внебюджетные фонды налог на все виды доходов физических лиц;

во-вторых, когда  российские организации - партнеры иностранных  организаций, не имеющих постоянных представительств и получающих доходы на территории РФ, в соответствии с п. 4 ст. 286 НК РФ уплачивают налог на прибыль и НДС;

в-третьих, когда  российские организации выплачивают  дивиденды или проценты владельцам акций или долей в уставных капиталах (см. ст. 286, п. 4 ст. 287 НК РФ);

в-четвертых, в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ российские организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары у иностранных лиц, не состоящих на учете в качестве налогоплательщиков, выступают в качестве налоговых агентов по уплате НДС. Налоговыми агентами по уплате НДС признаются арендаторы федерального имущества, имущества субъектов Федерации и муниципального имущества (см. п. 3 ст. 161 НК РФ), а также органы, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, ценностей, перешедших государству по праву наследования, признаются налоговыми.

Следует подчеркнуть, что действия налогового агента распространяются только на налоги. Выполнение своей обязанности агент осуществляет в безналичной форме, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 58 НК РФ.

П. 2 ст. 24 НК РФ устанавливает  положение, согласно которому налоговые  агенты наделены теми же правами, что  и налогоплательщики.

П. 3 ст. 24 НК РФ содержит закрытый перечень обязанностей налогового агента, в том числе правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налогов, причем своевременность предполагает соблюдение сроков по каждому конкретному налогу (см. п. 1 ст. 57 НК РФ).

Законодатель  предусматривает особый порядок  действия налогового агента, в случае если налог не удержан, - письменное уведомление налогового органа в  течение одного месяца с указанием  суммы задолженности, вследствие чего обязанность по удержанию налога переходит к налоговым органам (ст. 45 НК РФ). Кроме того, налоговые агенты обязаны соблюдать порядок ведения учета доходов, исчисленных и перечисленных фактических сумм налогов в разрезе каждого налогоплательщика, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления налогового контроля.

П. 4 ст. 24 НК РФ устанавливает, что налоговые агенты должны следовать  общему порядку перечисления удержанных налогов, установленных разделом IV Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 24 НК РФ налоговый агент за неисполнение или ненадлежащие исполнение своей  обязанности несет ответственность  согласно ст. ст. 120, 123, 125, 126, 129 НК РФ и  ст. ст. 194, 198, 199 УК РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налогоплательщик  обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты, документы, сведения, выполнять требования налоговых органов и др. Обязанность по уплате налога прекращается, как правило, уплатой налога. Граждане платят разнообразные налоги и сборы в зависимости от размеров получаемых доходов, наличия у них в собственности земли, строений, совершения сделок и др.

За уклонение  от налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность - финансовую (уплата пени, взыскание сумм сокрытого или заниженного дохода), административную (уплата штрафов) и в некоторых случаях - уголовную (ст. 198, 199 УК).

Налогоплательщик  вправе пользоваться установленными льготами, знакомиться с материалами проверок, производимыми налоговыми органами, обжаловать их решения и пользоваться другими правами, установленными законодательными актами.

Начатый в переходный период процесс обновления налогового законодательства не завершен, оно  продолжает совершенствоваться. Принятие Налогового кодекса, несомненно, стабилизирует налоговое законодательство Российской Федерации.

Реализация  прав и обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов может иметь  место только в том случае, когда  налогоплательщики – физические лица, предприятия, учреждения, организации, иностранные организации будут в полной и доступной форме руководствуются требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Правовой институт налогового права