Понятие, признаки, стадия, процедура привлечения к ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:00, реферат

Краткое описание

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
Под производством по делам о налоговом правонарушении следует понимать действия (бездействие) процессуальных лиц, осуществляемые ими в пределах и порядке, определенном в НК РФ, в случае выявления (установления, обнаружения) в деянии налогоплательщика (иного лица) обстоятельств, свидетельствующих о совершении данным лицом налогового правонарушения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат НП.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

Производство  по делам о налоговом правонарушении: понятие, признаки, стадии

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

Под производством по делам о налоговом  правонарушении следует понимать действия (бездействие) процессуальных лиц, осуществляемые ими в пределах и порядке, определенном в НК РФ, в случае выявления (установления, обнаружения) в деянии налогоплательщика (иного лица) обстоятельств, свидетельствующих о совершении данным лицом налогового правонарушения.

 

Признаки  производства по делам о налоговом  правонарушении:

  1. это деятельность, то есть активное, осознанное поведение субъектов налогового права;
  2. данная деятельность направлена на своевременное, правильное, объективное, полное рассмотрение каждого случая совершения налогового правонарушения и принятие надлежащего решения;
  3. производство осуществляется (должно осуществляться) в строгом соответствии с национальным законодательством о налогах и сборах;
  4. к участникам производства по делам о налоговых правонарушениях относятся лица, имеющие возможность законным образом влиять на ход и результат процесса привлечения к налоговой ответственности (процессуальные лица), а именно: налоговые органы и их полномочные должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, налогоплательщики и (или) их представители, а также эксперт, переводчик, специалист.

 

К ответственности  за налоговые правонарушения могут  быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  • ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;

 

НК РФ различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.

Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые  санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.

Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение.

Производство  по делам о налоговых правонарушениях (нарушениях законодательства о налогах  и сборах) преследует такие цели: охрана финансовых интересов государства; своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого налогового правонарушения; рассмотрение обстоятельств налогового правонарушения и принятие по его результатам решений в полном соответствии с законодательством; изобличение нарушителей и неотвратимое наказание виновных; выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений; предупреждение нарушений; воспитание у налогоплательщиков уважительного отношения к охраняемым государством интересам в сфере налогообложения; укрепление законности в указанной сфере.

В производстве по делам о налоговых правонарушениях  можно выделить следующие самостоятельные  стадии:

1) выявление факта налогового правонарушения и составление акта об этом нарушении;

2) рассмотрение и принятие решения по делу руководителем налогового органа, (лицо считается привлеченным к налоговой ответственности, если лицо добровольно выполняет решение, то производство прекращается);

3) обжалование и пересмотр решения;

4) исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности. По своему содержанию они имеют отличия от стадий административного производства.

 

 

 

 

 

Процедура привлечения  к ответственности

Процедура привлечения к налоговой ответственности происходит в соответствии с определенным порядком. Согласно ст. 100.1 НК РФ допускаются два различных порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях:

  1. Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ;
  2. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Таким образом, можно  выделить составы налоговых правонарушений, которые могут быть обнаружены исключительно  в результате налоговых проверок и производство по которым происходит строго в порядке ст. 101 НК РФ:

- грубое нарушение  правил учета доходов и расходов  и объектов налогообложения - ст. 120 НК РФ;

- неуплата или неполная уплата  налога (сбора) - ст. 122 НК РФ;

- невыполнение налоговым агентом  обязанности по удержанию и  (или) перечислению налогов - ст. 123 НК РФ.

Производство по всем иным составам налоговых правонарушений возможно как в порядке, установленном  ст. 101.4 НК РФ, так и в порядке  ст. 101 НК РФ. В законе данный вопрос не очень четко урегулирован, что  не может считаться правильным.

Порядок производства по делу будет  определяться видом контрольных  мероприятий, при проведении которых  выявлены признаки правонарушения (налоговые  проверки или иные мероприятия налогового контроля).

Как справедливо отмечает А.Н. Борисов, при привлечении к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ "не имеет значения, является лицо, совершившее налоговое правонарушение, налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом или нет".

Таким образом, привлечение к налоговой  ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ не зависит от правового статуса привлекаемого лица. Нужно лишь отметить, что лица, которые обладают иным статусом, привлекаются к налоговой ответственности исключительно в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ.

Это, в частности, специалисты, эксперты, свидетели, переводчики. Разумеется, это правило действует, если указанные лица привлекаются к ответственности за правонарушения, предусмотренные в отношении свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков.

По мнению авторского коллектива под руководством профессора А.А. Ялбулганова, процедуры производства, установленные в ст. 101 НК РФ и ст. 101.4 НК РФ, различаются не столько по сущностным параметрам, сколько по формальным.

Привлечение к налоговой ответственности  в порядке ст. 101.4 НК РФ, как правило, происходит тогда, когда отсутствует необходимость в проведении налоговой проверки для выявления совершенного налогового правонарушения. В частности, при наличии признаков следующих правонарушений:

- нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе - ст. 116 НК РФ;

- уклонение от постановки на  учет в налоговом органе - ст. 117 НК РФ;

- нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке - ст. 118 НК РФ;

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, - ст. 125 НК РФ;

- непредставление налоговому органу  сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля, - ст. 126 НК РФ;

- нарушение порядка регистрации  объектов игорного бизнеса - ст. 129.2 НК РФ.

Кроме того, в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ, акт составляется налоговым органом по правонарушениям, которые допущены специальными субъектами в рамках налоговых отношений:

- ответственность свидетеля  - ст. 128 НК РФ;

- ответственность эксперта, переводчика и специалиста - ст. 129 НК РФ;

- ответственность банка  - гл. 18 НК РФ.

Привлечение к ответственности  банков, как специальных субъектов, возможно и в порядке, установленном  ст. 101 НК РФ, если соответствующие правонарушения выявлены в результате налоговых проверок банков.

Статьи 101 и 101.4 НК РФ устанавливают  процедуру рассмотрения дела о налоговом  правонарушении. Рассмотрение дела о  налоговом правонарушении с нарушением установленного порядка станет самостоятельным  основанием для признания принятого решения о привлечении к налоговой ответственности незаконным.

Статья 101 НК РФ более  детально регулирует порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, обнаруженных налоговым органом  в процессе выездной (камеральной) налоговой  проверки. При производстве в порядке ст. 101.4 НК РФ налоговые органы лишены некоторых полномочий по сравнению с полномочиями, указанными в ст. 101 НК РФ:

- ст. 101.4 НК РФ не  позволяет налоговому органу  назначить дополнительные мероприятия  налогового контроля;

- ст. 101.4 НК РФ не предусматривает права налогового органа отложить рассмотрение акта о совершении налогового правонарушения и приобщенных материалов и документов;

- ст. 101.4 НК РФ не  содержит права налоговой службы  применить обеспечительные меры  для исполнения принятого решения о привлечении к налоговой ответственности.

Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении признаков  налогового правонарушения должностным  лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме  акт, подписываемый этим должностным  лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.

Налогоплательщик вправе отказаться подписывать составленный акт. Составление акта о налоговом  правонарушении знаменует начало привлечения  к налоговой ответственности. Следует  различать акт, составленный в соответствии с правилами ст. 101.4 НК РФ, и акт налоговой проверки, составляемый в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ.

Факт совершения налогового правонарушения устанавливается руководителем (заместителем) налогового органа в  процессе рассмотрения акта, иных материалов и документов по правилам ст. 101.4 НК РФ.

"В ходе рассмотрения  акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового  органа:

1) устанавливает, допускало  ли лицо, в отношении которого  был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют  ли выявленные нарушения состав  налоговых правонарушений, содержащихся  в настоящем Кодексе;

3) устанавливает, имеются  ли основания для привлечения  лица, в отношении которого был  составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении  налогового правонарушения, или  обстоятельства, смягчающие или  отягчающие ответственность за  совершение налогового правонарушения", - п. 7 ст. 101.4 НК РФ.

Выявление признаков  любого налогового правонарушения происходит в процессе осуществления мероприятий  налогового контроля, которые являются формой реализации налогового контроля. В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ: "Налоговый  контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом".

Анализ п. 1 ст. 101.4 НК РФ и п. 1 ст. 82 НК РФ позволяет сделать  следующие выводы:

- обнаружение признаков  совершения налогового правонарушения возможно лишь в рамках проведения налоговой службой мероприятий налогового контроля;

- обнаружить признаки  налогового правонарушения вправе  непосредственно сотрудники налоговой  службы, проводящие контрольные  мероприятия, которые и обязаны  составить акт.

Нарушение данных требований станет основанием для признания  в суде решения о привлечении  к налоговой ответственности  незаконным. Нужно обратить внимание, что решение, принятое в порядке  ст. 101.4 НК РФ, не подлежит апелляционному обжалованию, т.е. возможно сразу обращаться в суд.

Информация о работе Понятие, признаки, стадия, процедура привлечения к ответственности