Понятие налога и сбора в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:17, контрольная работа

Краткое описание

Исторически налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...»[1] В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть
собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Вложенные файлы: 1 файл

2000.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

__________________________________________________________________

[6]. Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/2012г.

         роль выполняют налоги в формировании доходов бюджетов, насколько актуальными являются вопросы реформирования или совершенствования системы налогообложения.

    3. Классификация налогов и сборов Российской Федерации.

Многообразие  налоговых платежей создает объективные  предпосылки для их классификации, то есть обособления в отдельные  группы со сходными признаками. В научной  литературе налоги группируются по самым  различным основаниям, а именно по категориям налогоплательщиков, по объектам обложения, порядку исчисления и  уплаты, по налоговому бремени, целевой  направленности и так далее. Закон же предусматривает лишь одну классификацию налогов и сборов, придавая ей нормативный характер: согласно ст. 13 НК РФ все налоги и сборы, взимаемые в РФ, делятся на федеральные, региональные и местные. Критериями  данной  классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются. Таким образом, федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ; региональными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ; местными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Как видим, порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным налогам.

    В зависимости от категории налогоплательщиков все налоги можно разграничить на налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования  или дарения ).

           налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и другие); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог,   таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.). Наиболее многочисленной является последняя группа налогов, причем в качестве плательщиков многих смешанных налогов наряду с организациями выступают не все физические лица, а лишь индивидуальные предприниматели.

     По объекту обложения налоги можно выделить:

1) налоги на  имущество; 

2) налоги на доходы (прибыль);

3) налоги на  определенные виды деятельности.

     В налоговой системе России существует несколько поимущественных налоговых платежей, что объясняется разнообразием имущества как объекта налогообложения. Для организаций объектом налогообложения признается всё движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В отношении физических лиц имущественными налогами облагаются земля, недвижимость, транспортные средства, а также имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Согласно ст. 41 НК РФ доход определяется как экономическая

         выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В отличие от дохода прибыль представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов (то есть чистый доход без учета затрат).

     Физические лица в РФ уплачивают налог на доходы, а организации – налог на прибыль. Налоги на доходы нередко подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода, и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. Своими особенностями в налогообложении обладают такие виды доходов, как займы и кредиты, дивиденды,  различного  рода  призы,

          доходы, полученные в натуральной форме. В некоторых случаях объектами налогообложения являются отдельные виды деятельности лица независимо от того, получены при этом доходы или нет. Так, реализация товаров (работ, услуг) облагается налогом на добавленную стоимость и акцизами, а рекламная деятельность – налогом на рекламу.

    До  сих пор актуальна классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает лицо, фактически несущее налоговое бремя по уплате налога. Для прямых налогов таким лицом является непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Наиболее массовыми косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь,   становится

налогоплательщиком, и схема по уплате и переложению косвенного налога повторяется снова. Таким образом, уплатив косвенный налог, налогоплательщик компенсирует себе затраты по его уплате за счет покупателя. Так происходит, пока товар не доходит до конечного потребителя, который фактически и несет реальное бремя уплаты косвенных   налогов. Поэтому косвенные налоги иногда справедливо называют налогами на потребление.

           Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется действительно полученными доходами, в то время как реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика. За основу налогообложения здесь принимается некий гипотетический усредненный доход, рассчитанный заранее с помощью статистических данных. К реальным относятся, например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. Чаще всего реальными налогами облагаются виды деятельности, где сокрытие доходов является делом несложным и приобретает массовый характер.

         По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей

условности  можно разделить на универсальные  и специальные.

    Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Специальными косвенными налогами (например, акцизами) подлежит обложению лишь узкий, ограниченный перечень товаров. Так, к подакцизным товарам законодатель относит этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, пиво, табачную продукцию, автомобильный бензин и дизельное топливо.

     По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами (налогоплательщиками или налоговыми агентами), относятся к неокладным.

     Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). По общему правилу налоги должны носить нецелевой характер, вытекающий из закрепленного в ст. 35 БК РФ «принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов.»[7]. Суть этого принципа состоит в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой его доходов. Таким образом, налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они   обеспечивают общую совокупность всех расходов государства. В этом смысле бюджет представляет собой своеобразный общий котёл где все поступающие доходы суммируются и обезличиваются на едином бюджетном счете. Основная причина такого положения – гарантия на случай катастрофического недобора отдельных доходов, поскольку те или иные

расходы государства не могут полностью зависеть от конкретного доходного источника.

     «Как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют

__________________________________________________________________

[7]. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 24 июля 2007г)

               целевого  назначения – указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11.11.1997 № 16-П. – Совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей» [8]. Вместе с тем в определенных случаях налоговый платеж может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Так, в соответствии со ст. 44 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» средства, полученные от взимания сбора за пограничное оформление, поступают в целевой федеральный бюджетный фонд развития Федеральной пограничной службы».[8].Известна классификация налогов на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо чрезвычайных обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы. В отличие от ординарных налогов, действующих в течение неопределенного промежутка времени, чрезвычайные налоги всегда вводятся на определенный срок.

    В  НК РФ понятие сбор охватывает непосредственно сборы и пошлины.

Пошлина, как  и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер. При определении размера пошлины или сбора используются иные принципы, нежели при определении размера налога. Размер пошлины, как правило, устанавливается в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера услуг. Существуют три вида пошлин: государственная, взимающаяся за ряд услуг в пользу плательщика: принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов за предоставление специального права; регистрационные, эти пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и таможенные пошлины, взимающиеся при совершении экспортно-импортных операций.

    К сборам, как к видам платежей можно отнести предусмотренные НК РФ

_______________________________________________________________________________________________________

[7].Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 № 16-П.

[8]. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 25.06.2012) "О Государственной границе Российской Федерации" 

          государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира (ст. 13–15 НК РФ), и другие.

       

      4. Цель взимания налога и сбора в Российской Федерации.

Цели взимания налогов и сборов.

1.Финансовое обеспечение деятельности государства (например, по обороне страны, поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью, ликвидации чрезвычайных ситуаций, ведению разведки и контрразведки, управлению страной);

2.Финансовое обеспечение деятельности муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ, объектов культуры, выдачу всякого рода субсидий и так далее);

3.Финансовое обеспечение совместной деятельности государства и муниципальных образований. 

4.Основной  целью взимания сборов является  оплата расходов 

государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением  ими действий в пользу физических лиц или организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Заключение

Совершенствование налоговых отношений - наиболее трудная  область деятельности правительственных  и властных органов РФ.

Налоги - это  отношение собственности, а поскольку  именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной  и исполнительной власти и тем  более нет единства мнений и в  составе самого правительства и  парламента, то к решению чисто  экономических проблем примешиваются  и политические интересы. Разрешение экономикой политических противоречий требует длительного времени  и усилий всех заинтересованных лиц. Все это свидетельствует о  том, что в настоящее время  не могут быть созданы налоговые  отношения, отвечающие мировым стандартам. Более того, они не могут быть идентичны этим стандартам, поскольку  каждой стране присущи свои индивидуальные особенности политического и  экономического развития.

Все вышесказанное  обуславливает объективную необходимость  пристального внимания к современному состоянию налогообложения. Необходим  и методологический, и методический пересмотр основ налогообложения  с целью выведения налоговой  системы на оптимальный уровень.

Налоги должны стать не только орудием обеспечения  сбалансированного бюджета, но и  мощным стимулом развития народного  хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-техническому совершенствованию  производства, сбалансированию на паритетных началах всех форм собственности.

 

 

 

 

                                     Приложение №1

Таблица 1.2

Установление обязательных элементов налогов (сборов) законодательными или нормативными правовыми актами  

 

 

Элементы налога

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

 

Местные налоги

Налогоплательщики

НК РФ

НК РФ

НК РФ

Объект налогообложения

 

НК РФ

 

НК РФ

 

НК РФ

Налоговая база

НК РФ

НК РФ

НК РФ

Налоговый период

НК РФ

НК РФ

НК РФ

Налоговая ставка

НК РФ

Закон субъекта РФ

Норм.-прав. акт МО

Порядок исчисления

НК РФ

НК РФ

НК РФ

Порядок и сроки

уплаты налога

 

НК РФ

 

Закон субъекта РФ

 

Норм.-прав. акт МО

Налоговые льготы,

основания и порядок их применения

 

НК РФ

 

Закон субъекта РФ

 

Норм.-прав. акт МО


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Список нормативных актов и используемой литературы

 

I. Нормативные акты.

1.Конституция  Российской Федерации (принята  на всенародном  голосовании  12 декабря 1993 г.) (с поправками)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ(с изм. и доп.от 3 декабря 2012 г.) и часть вторая от от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ(с изм. и доп. от 3 декабря 20012г).

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.от 29 декабря 2004 г.)

4. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 25.06.2012) "О Государственной границе Российской Федерации" 

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 № 16-П. По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации"( в редакции от 19 июля 1997г)

Информация о работе Понятие налога и сбора в Российской Федерации