Понятие налога и сбора. Признаки налогов, их виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
защита территории;
выполнение управляющих и распределительных функций;

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Понятие налога и сбора..................................................................................5
2.Признаки налога...............................................................................................9
3.Виды налогов....................................................................................................11
4.Функции налогов..............................................................................................13
Заключение...........................................................................................................15
Список использованной литературы..................................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие налога и сбора..docx

— 35.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского

 

Юридический институт

 

Кафедра Гражданско-правовых дисциплин

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: "Налоговое право".

На тему: " Понятие налога и сбора. Признаки налогов, их виды и функции".

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

ЗФОс г.Москва  формы обучения

специальности 030501

шифр зачетной книжки  1787-ю-08

Носова Юлия Ивановна

Научный руководитель:

 

Москва, 2010

Содержание:

Введение..............................................................................................................3

1. Понятие налога и сбора..................................................................................5

2.Признаки налога...............................................................................................9

3.Виды налогов....................................................................................................11

4.Функции налогов..............................................................................................13

Заключение...........................................................................................................15

Список использованной литературы..................................................................16

 

 

 

Введение

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие  части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых  они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых  ей для собственного потребления  и выполнения специфических, только ей присущих функций:

защита территории;

выполнение управляющих  и распределительных функций;

поддержание внутреннего  порядка;

сбор налогов и податей  с населения.

По мере развития экономических  отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.

Налоги - основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической  политики государства. Поэтому оно  уделяет особое внимание правовым основам  налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные  налоги и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации.

Основным законодательным  документом по налогам и сборам в  Российской Федерации является Налоговый  кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений  указанных в Налоговом кодексе  Российской Федерации есть серьезное  противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном  порядке. Существует также целый  перечень документов по налогам и  сборам, дополняющих и расширяющих  Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести  Постановление Правительства Российской Федерации касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам и другие документы.

 

1.Понятие налога и  сбора.

Основные положения о налогах  закреплены в Конституции РФ. В  соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и  ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной сиры не имеют». 

Налог - необходимое условие существования  государства, поэтому обязанность  платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться  по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в  казну, и обязан регулярно перечислять  эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться  как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части  имущества, вытекающее из конституционной  публично-правовой обязанности. Также  можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством  обеспечения функционирования государства.

В соответствие со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется  в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый  орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

 Под сбором понимается  обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических  лиц, уплата которого является  одним из условий совершения  в отношении плательщиков сборов  государственными органами, органами  местного самоуправления, иными  уполномоченными органами и должностными  лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных  прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор - это обязательный взнос. В  отличие от налога сбор может иметь  не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с  целями правового документа, установившего  конкретный сбор) предполагает возникновение  некоторых публичных отношении.

Статьей 9 НК РФ установлены участники  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах. Следует  учесть, что:

- налогоплательщиками или плательщиками  сборов признаются организации  и физические лица, на которых  в соответствии с НК РФ возложена  обязанность платить налоги и  сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

- организациями для целей НК  РФ являются организации российские  и иностранные (статья 11, 19 НК);

- физические лица - это граждане  Российской Федерации, лица без  гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

- налоговые агенты - это лица (то  есть организации и (или) физические  лица), на которые НК РФ возлагает  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и  надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы (статьи 30 - 33 НК РФ). Федеральная  Налоговая Служба  является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Также к участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы.

Налоги и сборы имеют  общие и отличительные признаки.

Общие:

Обязательность уплаты в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды.

  1. Адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены.
  2. Порядок поступления и изъятие на основе законодательно закрепленной формы.
  3. Возможность принудительного способа изъятия.
  4. Контроль единой системы налоговых органов.

Отличительные признаки:

  1. По значению. Налог – основной источник бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
  2. По цели. Цель налога – удовлетворить публичные потребности государства, цель сбора – удовлетворить только определенные потребности или затраты государственных учреждений.
  3. По обстоятельствам или по признаку возмездности. В отличие от налога, сбор взимается за оказанию частному субъекту определенных услуг. Налоги – это безусловные платежи, а сборы производятся в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным учреждением.
  4. По характеру обязанности, т.е. по способу нормативно – правового установления. Налог устанавливается только НК РФ, а сбор – актами иных отраслей права. Так, ст.11 Закона РФ «О государственной границе» установила сбор за пограничное оформление. Кроме того, НАЛОГ – четко установленная Конституцией РФ обязанность. СБОР подразумевает определенную добровольность.
  5. По периодичности. Налогам свойственна периодичность, сборы носят разовый характер, их уплата производится без определенной системы.

Таким образом, в отличие  от налогов сборы всегда индивидуальны, им присущи строго определенная цель и специальные интересы.

 

 

 

2. Признаки налога.

Основные признаки налога являются:

      1. Обязательность– один из главных критериев,  установленных Конституцией РФ, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, согласно ст.41 Бюджетного кодекса РФ. Характерным элементом признака обязательность выступает добровольная уплата налога, а в случае уклонения – взыскание в принудительном порядке.
      2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмедность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм, а дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, т.к. государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан. Следовательно:
    • налог обладает признаком индивидуальной безвозмездности, но имеет общественно-значимый (полезный, возмездный) характер;
    • общественная возмездность наделяет налог качествами «социального кредита», выдаваемого государству (муниципальному образованию) для финансового обеспечения его деятельности.

Безвозвратность следует отличать от излишне уплаченных или  взысканных налогов, зачета или  льгот.

      1. Денежный характер. Налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Иное (товар, работа, услуги) не допускается. Уплата производится в наличной и безналичной форме, в исключительных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, в иностранной валюте.
      2. Публичное предназначение. После отчуждения налогоплательщиком обязательных платежей, они переходят в собственность государства, перераспределяются им между всеми членами общества независимо от суммы индивидуально уплачиваемых налогов и поступают в бюджеты соответствующего территориального уровня или внебюджетные фон ды, т.е. общие фонды   денежных средств.  Зачисленные в них налоги утрачивают персонально - целевую идентификацию и приобретают обезличенно – безвозмездный характер. Публичный характер налогов обуславливает общественную опасность налоговых правонарушений, выражающуюся в нарушении финансовых интересов государства.

 

 

3. Виды налогов.

Многообразие видов  налогов  предполагает их классификацию по различным  основаниям.

  1. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПЛАТЕЛЬЩИКА:
    • налоги с организаций, т.е. обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков – организаций (НДС, налог на прибыль)
    • налоги с физических лиц, т.е. обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков – физических лиц (налог на доходы физических лиц, на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.).
    • общие налоги для физических и юридических лиц, т.е. обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно – правового статуса. Главное – наличие какого-либо объекта в собственности лица.
  2. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ОБЛОЖЕНИЯ или по объектам обложения. Критерием такого деления является установление окончательного плательщика налога:
    • Прямые налоги - это подоходные и имущественные налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль). Плательщиком является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода. Прямые налоги подразделяются на ЛИЧНЫЕ и РЕАЛЬНЫЕ. ЛИЧНЫЕ – уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество). РЕАЛЬНЫЕ – налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которого лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается (налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами);
    • Косвенные налоги – это налоги на товары, услуги, оплачиваемые сверх цены или тарифа, т.е. налоги на потребление, взимаемые в процессе расходования материальных благ. Определяются размером потребления, включаются в виде надбавок к цене товара (НДС, акцизы). Плательщиком является потребитель товара, на которого перекладывается налог в виде надбавок к цене товара.
  3. ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УРОВНЮ:
    • федеральные налоги, которые устанавливаются и вводятся Государственной Думой РФ. Согласно п.2 ст.12 НК РФ перечень федеральных налогов устанавливается непосредственно НК РФ;
    • налоги субъектов федерации перечислены в НК РФ, но вводятся в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Федерации и обязательны к уплате только на территории субъекта (налог на имущество, транспорт, недвижимость);
    • местные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся представительными органами местного самоуправления и обязательны к уплате на территории муниципального образования.

Информация о работе Понятие налога и сбора. Признаки налогов, их виды и функции