Перспективы и проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ состояния налоговой системы России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..4
1. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации ………...7
1.1 Исторический аспект развития налоговой системы России ………………….7
1.2 Сравнительная характеристика состояния зарубежных налоговых
систем и налоговой системы России …………………………………………13
1.3 Нормативно-правовая база регулирования российской
налоговой системы …………………………………………………………….17
2. Экономические основы и принципы построения налоговой системы ……..19
2.1 Сущность налогов и налоговой системы Российской Федерации …………19
2.2 Классификация налогов ……………………………………………………….23
3. Проблемы и перспективы реформирования налоговой системы
Российской Федерации …………………………………………………………26
3.1 Проблемы в российской системе налогообложения ………………………...26
3.2 Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации ………28
Заключение …………………………………………………………………………34
Список используемой литературы ………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Самый первый закон, регламентирующий налоговые отношения  в России, был принят в 1991 г. и назывался Закон об основах налоговой системы. С принятием этого закона в России начался этап становления налоговой системы. Этим законом был установлен перечень налогов и сборов, взимаемых на территории России, права и обязанности всех субъектов (участников) налоговых отношений (государства в лице налоговых органов, налогоплательщиков, таможенных и кредитных учреждений), перечень налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение.

В 1998 г. начался современный этап реформирования российской налоговой системы и был, наконец, предпринят необходимый шаг, ведущий к упрощению налоговой системы России и к созданию твердой правовой основы налоговых отношений. Была принята Первая часть Налогового Кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 января 1999 г. После принятия этого документа в основном утратил силу Закон об основах налоговой системы, положения которого нашли отражение во вновь принятом документе. В то же время продолжали действовать многочисленные законы, регламентирующие исчисление и уплату отдельных налогов и сборов. В 2000 г. была принята Вторая часть Налогового Кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2001 г. и призванная объединить все законодательные акты по отдельным налогам и сборам.

При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью граждан. В отличие от прямых, косвенные налоги падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественной состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные слои населения. Взимание прямых налогов не требует сложной организации контроля производства, сбыта и потребления товаров, как это имеет место при взимании косвенных налогов, и, следовательно, требует меньших затрат. В бюджетном отношении преимущество прямых налогов состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета.

Российская  система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения была замышлена исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложениях[9].

В то время как в российской налоговой системе преобладают прямые налоги, наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости косвенных налогов. Это подтверждается тем, что удельный вес косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджет России с 1998 по 2004г. увеличился с 31,7 до 52,5 %.

Структура налогов, действующих на территории России в  настоящее время, свидетельствует  о преобладании налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из 14 налогов 9 уплачивается только юридическими лицами, 3 налога – юридическими и физическими лицами и 2 – только физическими.

Данная особенность  структуры российской налоговой  системы в части субъекта уплаты налогов вызвана следующими обстоятельствами. Во-первых, это связано с низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой. Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже остальной части населения. В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов – так называемая «теневая экономика». В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков – физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов предприятий и организаций.

Действующая ныне налоговая система России практически  введена с 1992 г. Налоговые правоотношения с 1.01.2005 г. полностью регулируются Налоговым Кодексом РФ - систематизированным законодательным актом, призванным обеспечить комплексный подход к решению проблем налогового права и являющимся инструментом реализации основных задач в области налоговой политики. По своей структуре и принципам налогообложения современная российская налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы[18].

 

 

 

    1. Сравнительная характеристика состояния зарубежных налоговых систем и налоговой системы России

Налоговая система  Российской Федерации  проходит  в  настоящее  время стадию становления,  что  существенно  затрудняет  ее  анализ.  На  практике заметно  несоответствие  между  высоким   качеством   нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения на  его  высшем  уровне (налоговый  кодекс  Российской  Федерации),  более  низким  уровнем руководящих  методических   материалов   (особенно   в   части   определения налогооблагаемой  базы  основных  налогов)  и  критически  низкой  налоговой дисциплиной.

Приведем краткие  результаты анализа российской налоговой  системы.

Экономическая (регулирующая) функция налоговой  системы России в целом реализуется  весьма слабо, механизм налогового регулирования  экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются.

Инвестиционный  потенциал налоговой системы  России включает такие элементы, как  ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущие на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и,  во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

Региональный  потенциал системы налогообложения  России следует оценивать с двух точек зрения: во-первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной региональной налоговой политике, а во-вторых, отдельные автономные территории получают значительные налоговые льготы, которые оформляются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.

Отраслевой  потенциал как элемент российской системы налогообложения представлен  фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла. Конкурентный потенциал данной системы следует признать весьма низким (отсутствует даже такой его механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

Фискальная  функция системы налогообложения  России представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью  налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), и здесь положение нельзя признать благополучным[13].

Доходы физических лиц, в отличие от других стран (кроме  Франции), не являются в России первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.

Для получения  реальных денежных доходов государства  большое значение имеет налогообложение  доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании регулирующего (стимулирующего) потенциала налогов.

Налогообложение собственности, которое в условиях тотальной приватизации могло бы быть полноценной формой мобилизации финансовых ресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной стоимости имущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельных участков.

Главным источником государственных доходов в России являются косвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС, занимающий 25,6% в структуре консолидированного бюджета и 44,6% в структуре федерального бюджета. Такое положение определяется простотой взимания и администрирования этого вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население.

Общие результаты сравнительный анализа систем налогообложения  зарубежных стран  и налоговой  системы России приведен в ПРИЛОЖЕНИИ А.

Степень реализации той или иной функции или ее отельных составляющих должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической ситуации и, во-вторых, поставленным целям и задачам социально-экономического развития.

Опыт западных государств вполне применим в современных  условиях России, если его не слепо  копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РФ:

  1. Вследствие большого налогового давления у предприятий изымается почти вся сумма накоплений (прибыли), используется многократное обложение доходов предприятий (например, прибыль облагается трижды – через налог на прибыль, налог на имущество предприятий и через НДС). Все это ведет к большому сокрытию доходов, стимулирует занижение прибыли и рост себестоимости продукции, сокращение инвестиций. Если использовать опыт зарубежных стран (США, Канада, Испания), то в данной ситуации необходимо снизить ставки налогов – НДС и налога на прибыль, а также социальных платежей с соответствующим переносом налогового бремени на физических лиц через систему акцизов, налогов на имущество и др. В целом эта мера должна повысить инвестиционную заинтересованность предприятий. Но надо учитывать, что уровень платежеспособного спроса населения падает, и предлагаемые меры сократят его еще в большей степени, что отрицательно скажется на развитии производства.
  2. В виду того, что инвестиционный потенциал российской системы налогообложения недостаточно высок, следует ввести особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.
  3. Использование специальных ставок налога для особо высоких, спекулятивных доходов с целью уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе (США, Германия, Франция).
  4. Льготное налогообложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый минимум потребления и, соответственно, стоимость рабочей силы как, например льготы по НДС для поощрения производства продуктов питания во Франции[20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормативно-правовая база регулирования российской налоговой системы

Налоговое законодательство ― совокупность норм, содержащихся в законах Российской Федерации и принятых на их основе законов субъектов Российской Федерации, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения или прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налогового законодательства.

В Российской Федерации  правовую основу налоговой системы составляет значительное количество законодательных и нормативно-правовых актов. Однако роль и значение их в налоговой системе неодинаково.

Система источников налогового права в структурном отношении  делится на две части: источники, имеющие внутригосударственную природу, и международно-правовые источники.

Определяющую  роль играют внутригосударственные (национальные) источники. К ним относят законы, подзаконные правовые акты, судебную практику, правовой обычай.

В различных странах объем подзаконного регулирования налоговых отношений разный. Однако эти акты издаются на основе и во исполнение законов, имеют "подчиненный" характер. Судебная практика официально признается источником налогового права в англосаксонских странах. В странах континентальной правовой системы признано, что суд не творит, а применяет право. Однако и здесь судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений. Правовой обычай ― сложившееся в практике обыкновение, ставшее юридически обязательным, в налоговом праве применяется чрезвычайно редко, в основном в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате налогов.

Международно-правовые источники налогового права представлены договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения[19].

Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения  субординации ее элементов. Субординация исключает конкуренцию различных  источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствия подзаконных актов законам.

В соответствии со ст. 1 части первой НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Информация о работе Перспективы и проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации