Общетеоретические основы налогового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время законодательство о налогах и сборах РФ активно развивается. Начиная с 90-х годов прошлого века налоговое законодательство прошло путь от разрозненных нормативных актов к упорядоченной системе, в основании которой находится Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ). Причиной такого развития послужило формирование в России рыночной экономики. Этот процесс продолжается до сих пор, что обусловливает дальнейшее развитие налогового законодательства.
Налоговый контроль занимает особое место в системе государственного финансового контроля, являясь одним из основных его видов. Нормы законодательства, регулирующие порядок осуществления налогового контроля, занимают особое место.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная налоговое право понятие, формы, методы налогового контроля.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

В настоящее  время законодательство о налогах  и сборах РФ активно развивается. Начиная с 90-х годов прошлого века налоговое законодательство прошло путь от разрозненных нормативных актов к упорядоченной системе, в основании которой находится Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ). Причиной такого развития послужило формирование в России рыночной экономики. Этот процесс продолжается до сих пор, что обусловливает дальнейшее развитие налогового законодательства.

Налоговый контроль занимает особое место в системе государственного финансового контроля, являясь одним из основных его видов. Нормы законодательства, регулирующие порядок осуществления налогового контроля, занимают особое место.

Государство контролирует деятельность всех субъектов налоговых правоотношений, при этом данная сфера государственного контроля является наиболее дискуссионной. Развитие рыночной экономики предполагает уменьшение участия государства в управлении экономикой. Данная тенденция влияет и на развитие государственного финансового контроля, в частности, на одно из его направлений - налогового контроля.

Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года предусматривает  осуществление ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего бизнеса.

Представляется, что уменьшение количества времени, предназначенного для проведения контрольных мероприятий, не должно понижать эффективность налогового контроля (особенно в условиях мирового финансового кризиса). Таким образом, актуальность темы контрольной работы представляется путем анализа проблемы повышения эффективности налогового контроля при снижении количества контрольных мероприятий.

На сегодняшний  день в науке налогового права  не существует единого подхода к понятию форм налогового контроля. В связи с тем, что законодательство о налогах и сборах также не регулирует указанный вопрос, то на практике возникает достаточно большие проблемы и разногласия.

Объектом исследования контрольной работы являются общественные отношения, возникающие при регулировании порядка применения форм налогового контроля в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормы налогового права, регулирующие порядок проведения налогового контроля, права и обязанности налоговых органов и проверяемых субъектов, порядок принятия решения по результатам применения отдельных форм налогового контроля, порядок защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов при осуществлении налогового контроля.

 Целью настоящей работы является разработка теоретических и практических положений правового регулирования форм налогового контроля в Российской Федерации.

Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования темы контрольной работы:

  1. раскрыть сущность налогового контроля как одного из направлений государственного финансового контроля;
  2. проанализировать правовые основы проведения контрольных мероприятий с целью выявления существующих при их регулировании пробелов;
  3. разработать и обосновать классификацию форм налогового контроля, раскрыть основы правового регулирования отдельных форм налогового контроля;

4) обосновать методы, провести современный анализ налогового контроля.              Контрольная работа состоит из введения, четырех пунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Общетеоретические основы налогового контроля в Российской Федерации

Налоговый контроль, являясь одним из видов государственного финансового контроля осуществляется по некоторым направлениям государственного финансового контроля, основным из которых является проверка выполнения финансовых обязательств организациями и физическими лицами пред государством и муниципальными образованиями. Налоговый контроль также проводится в отношении предупреждения и устранения нарушений налоговой дисциплины.

Налоговый контроль представляет собой разновидность  финансовой деятельности государства, так как он осуществляется в связи  с образованием публичных денежных фондов. Нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного финансового контроля, образуют самостоятельный правовой институт общей части финансового права, а нормы права, регулирующие отношения в сфере налогового контроля, - институт налогового права.

Задачей налогового контроля является деятельность по проверке, выявлению, фиксированию и устранению выявленных нарушений в сфере налогообложения и сборов. Реализация задач налогового контроля способствует укреплению налоговой дисциплины.

Для правоприменительной  практики, а так же для научно-педагогической деятельности пробелом является отсутствие единого понимания понятий объекта и предмета налогового контроля. В качестве объекта налогового можно рассматривать контроль исполнения налогоплательщиком или иным обязанным лицом налогового законодательства при осуществлении деятельности по уплате (удержанию) налогов и сборов, а также выполнению иных обязанностей предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а в качестве предмета налогового контроля – определенные документы и информацию, подтверждающую исполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом налогового законодательства при осуществлении деятельности по уплате налогов и сборов и выполнению обязательств, возложенных НК РФ. В таком виде данные понятия соответствуют смыслу общего понимания предмета и объекта, и выглядят достаточно обоснованно.

Классификация – один из действенных инструментов научного познания правовых явлений, выявления  их общих черт и особенностей. С  учетом этого в диссертации значительное внимание уделяется классификации  принципов налогового контроля, а  также классификации самого налогового контроля.

В контрольной работе стоит разделить всю совокупность принципов налогового контроля на две группы.

Первую группу составляют принципы, обеспечивающие защиту прав и законных интересов  налогоплательщиков и иных обязанных лиц. Во вторую группу мы включаем принципы, направленные на эффективность налогового контроля. Данная группа принципов в свою очередь, может быть разделена, на две подгруппы — материально-правовых принципов, направленных непосредственно на регулирование контрольных правоотношений, и процессуальных принципов, направленных на регулирование процесса проведения налогового контроля.

Такая классификация  является в настоящий момент необходимой  в связи с отсутствием в  НК РФ специальных принципов налогового контроля, а представленные в ст. 3 НК РФ основные начала (принципы) налогового законодательства недостаточно хорошо структурированы и зачастую приходится указанные в ней принципы классифицировать по-другому. Указанные принципы относятся, в том числе, и к налоговому контролю, что и порождает разногласия в классификации и выделении того или иного принципа среди ученых.

Выделение специальных  принципов налогового контроля позволит повысить уровень защищенности налогоплательщиков и более эффективно применять  различные мероприятия налогового контроля.

Еще одним немаловажным вопросом является вопрос классификации  налогового контроля. Налоговый контроль является одним из видов государственного финансового контроля и относится  к общегосударственному финансовому  контролю.

Классификация налогового контроля может быть проведена  по различным основаниям.

При рассмотрении видов налогового контроля также  возможно выделить контроль крупнейших налогоплательщиков, как особых субъектов  налогового администрирования. Нормативные  акты Федеральной налоговой службы РФ относят крупнейших налогоплательщиков в особую группу, что позволяет выделить их в отдельную категорию, классифицировать в зависимости от размера контролируемой организации. Более того, в настоящее время налоговое законодательство, а именно гл. 14-14.6 НК РФ, выделяет таких субъектов как консолидированные группы налогоплательщиков, в отношении которых НК РФ предусматривает особый предмет контроля – контроль сделок. В связи с чем, по нашему мнению, классификацию налогового контроля в зависимости от категории контролируемых лиц можно изложить следующим образом: контроль организаций; контроль крупнейших налогоплательщиков; контроль консолидированных групп налогоплательщиков, контроль индивидуальных предпринимателей; контроль физических лиц.

Также налоговый  контроль можно классифицировать исходя из объема проводимых контрольных мероприятий, на основной и дополнительный. В  рамках основного налогового контроля налоговые органы вправе применять все мероприятия налогового контроля. Что касается дополнительного налогового контроля, то при его проведении возможно применение лишь некоторых мероприятий налогового контроля.

2. Формы налогового контроля

Налоговое законодательство использует определенные понятия, однако не представляет их определения. В частности, в НК РФ приведен исключительно перечень форм налогового контроля, который при этом является неполным.

Форма налогового контроля, как и любая иная форма, определяется его содержанием и отражает сущность контроля, следовательно, форма налогового контроля представляет собой способ выражения содержания.

Проверка является основной формой налогового контроля, поскольку ее предметом является вся финансово-хозяйственная деятельность субъекта. Однако не стоит уменьшать значение иных форм налогового контроля, предусмотренных НК РФ. Действительно, в ходе налоговой проверки, возможно, применить разнообразные методы, но существуют также и формы налогового контроля, которые используются как вспомогательные, поэтому смешивать данные понятия не совсем корректно.

Содержание контрольной  деятельности и конкретная форма  налогового контроля во многом определяются приемами, применяемыми уполномоченными  контролирующими органами. Часто  в рамках одной правовой формы  организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной налоговым законодательством формой контроля.

Понятие «формы» налогового контроля, как установленные нормами законодательства о налогах и сборах способы организации, проведения и формального закрепления результатов контрольной деятельности налоговых органов, осуществляемых при выполнении конкретных задач налогового контроля.

Камеральные и выездные налоговые проверки можно рассматривать как виды налогового контроля, а также как самостоятельные формы налогового контроля. Такой вывод следует из того, что с одной стороны ст. 82 НК РФ указывает такую форму налогового контроля как налоговая проверка и в этом случае можно выделить две ее разновидности, такие как камеральная и выездная налоговые проверки (ст. 87 НК РФ). С другой стороны, их можно считать самостоятельными формами налогового контроля, поскольку порядок их проведения, объем исследуемой информации о деятельности подконтрольного лица, порядок назначения, перечень используемых методов и вспомогательных форм налогового контроля различен. В связи с этим, можно сказать, что камеральные и выездные налоговые проверки имеют двойственную природу: с одной стороны как самостоятельные формы налогового контроля, а с другой - виды налоговых проверок.

Можно выделить три основные группы форм: основные, дополнительные и вспомогательные.

Основные формы налогового контроля, такие как камеральная  и выездная налоговые проверки, ведут  к принятию определенного решения  о привлечении лица к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности (п. 7 ст. 101 НК РФ). Кроме того, при их проведении охватывается вся деятельность налогоплательщика, при этом может применяться все многообразие методов налогового контроля (наблюдение, учет налогоплательщиков и другие).

К дополнительным формам налогового контроля можно отнести истребование документов вне рамок налоговой  проверки, в том числе у контрагентов налогоплательщика, банков и иных лиц (ст. 93.1 НК РФ); допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ); проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ), осмотр документов и предметов (ст.92 НК РФ), а также те формы контроля, которые не содержаться в гл. 14 НК РФ, например, проверка постановки на учет в налоговых органах, проверка своевременности предоставления налоговых деклараций и другие. По итогам проведения таких мероприятий налогового контроля так же выносятся решения налоговых органов в соответствии с п. 8 ст. 101.4 НК РФ. Другие формы налогового контроля являются вспомогательными, в связи с тем, что по их итогам не принимается решений, однако применение таких форм контроля способствует проведению основных форм налогового контроля. При использовании таких форм контроля возможно применение лишь некоторых методов налогового контроля. К ним можно отнести проверку данных учета и отчетности, получение объяснений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, привлечение специалиста, выемка документов и предметов и другие.

Следует также отметить, что некоторые формы налогового контроля можно отнести и к дополнительным, и к вспомогательным. Так, например, истребование документов у контрагентов, банков и иных лиц может проводиться как в рамках налоговой проверки, так и в рамках самостоятельного мероприятия налогового контроля в случае, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки (п. 2.ст. 93.1 НК РФ).

Камеральная и выездная налоговые проверки значительно отличаются друг от друга по срокам проведения, кругу контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами, комплексом прав и обязанностей, которые предоставлены проверяемым лицам и налоговым органам, а также по другим основаниям.

Понятие налоговой проверки законодательно не закреплено, в связи с чем, можно сформулировать определение налоговой проверки, как деятельности налоговых органов по оценке соответствия соблюдения налогоплательщиком или иным обязанным лицом требований законодательства о налогах и сборах, осуществляемая в форме камеральной и выездной налоговой проверки.

Информация о работе Общетеоретические основы налогового контроля в Российской Федерации