Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является - анализ действующего законодательства в сфере правового регулирования порядка обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Необходимо решить следующие теоретические задачи:
1. Рассмотреть правовую природу обязанности по уплате налога;
2.Исследовать порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. Выявить сроки обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
1.1 ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ………………………………5
1.2 ПОРЯДОК И СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ИЛИ ВЫШЕСТОЯЩЕМУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ……………………………………………………………………6
1.3 ПРАВА ВЫШЕСТОЯЩЕГО НАЛОГОВОГО ОРГАНА ИЛИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ И ПО ИТОГАМ ЕЕ РАССМОТРЕНИЯ………………………………………8
1.4 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ, ПОДАННЫХ В СУД………………………………………………………………………14
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ……………………………18
ГЛАВА3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ……………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 48.77 Кб (Скачать файл)

По итогам заседания Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков составляется протокол. В протоколе заседания Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков указывается:

1) год, месяц, число и место  заседания Комиссии по рассмотрению  жалоб налогоплательщиков;

2)наименование налогового органа (должностного лица), рассматривающего  жалобу налогоплательщика;

3)основания жалобы налогоплательщика,  ее реквизиты;

4)сведения о явке лиц, участвующих  в заседании Комиссии;

5)мнение каждого члена Комиссии, а в случае, предусмотренном подп. 8.3 Регламента, - приглашенного специалиста,  должностных лиц организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

Протокол заседания Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков подписывается всеми лицами, участвующими в заседании, не позднее следующего после заседания дня.

По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное  руководство юридическим подразделением), принимается решение. Повторное  принятие решения тем же налоговым  органом по жалобе налогоплательщика  по тому же предмету и основанию  НК РФ не предусмотрено.

Жалоба налогоплательщика рассматривается  вышестоящим налоговым органом (вышестоящим  должностным лицом) в срок не позднее  одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы на акт  налогового органа вышестоящий налоговый  орган (вышестоящее должностное  лицо) вправе:

1)оставить жалобу без удовлетворения;

2)отменить акт налогового органа  и назначить дополнительную проверку;

3)отменить решение и прекратить  производство по делу о налоговом  правонарушении;

4)изменить решение или вынести  новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных  лиц налоговых органов вышестоящий  налоговый орган (вышестоящее должностное  лицо) вправе вынести решение по существу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение  месяца. О принятом решении в течение  трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему  жалобу.

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или  бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются  и разрешаются в порядке, установленном  гражданским процессуальным, арбитражным  процессуальным законодательством  и иными федеральными законами.

 

1.4 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ  ЖАЛОБ, ПОДАННЫХ В СУД

 

При принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании  действий (бездействия) должностных  лиц налоговых органов судам  необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать  как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый  орган.

В данном случае следует  учитывать, что истец не всегда имеет  возможность предъявить иск к  конкретному должностному лицу (в  частности, если к моменту предъявления иска соответствующее лицо уволилось  из налогового органа либо истцу не известно, какое должностное лицо обязано совершить истребуемое  действие).

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в  том числе нормативных) налоговых  органов, действий или бездействия  их должностных лиц организациями  и индивидуальными предпринимателями  производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд  в соответствии с арбитражным  процессуальным законодательством.

В силу п. 1 ст. 105 НК РФ дела о  взыскании налоговых санкций  по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Производство по делам  об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных  лиц возбуждается на основании заявления  заинтересованного лица, обратившегося  с соответствующим требованием  в арбитражный суд.

Фактическим основанием обращения  налогоплательщика в суд за защитой  своих прав и законных интересов  являются следующие факты:

1)принятие налоговым органом  решения и (или) совершение  действия (бездействие), не соответствующего  закону или иному нормативному  правовому акту;

2)нарушение прав и законных  интересов налогоплательщика в  сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности;

3)незаконное возложение  на его ненормативных правовых  актов недействительными, решений  и действий (бездействия) незаконными  рассматриваются в арбитражном  суде, если их рассмотрение в  соответствии с федеральным законом  не отнесено к компетенции  других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение  трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о  нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным  законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может  быть восстановлен судом.

В заявлении должны быть также указаны:

1)наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый  акт, решение, совершили оспариваемые  действия (бездействие);

2)название, номер, дата принятия  оспариваемого акта, решения, время  совершения действий;

3)права и законные интересы, которые, по мнению заявителя,  нарушаются оспариваемым актом,  решением и действием (бездействием);

4)законы и иные нормативные  правовые акты, которым, по мнению  заявителя, не соответствуют оспариваемый  акт, решение и действие (бездействие);

5)требование заявителя о признании  ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а  также текст оспариваемого акта, решения. По ходатайству заявителя  арбитражный суд может приостановить  действие оспариваемого акта, решения.

Дела об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов  и их должностных лиц рассматриваются  судьей единолично. Срок подобного  рассмотрения не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к  судебному разбирательству и  принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового  акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого  акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение  или совершили действия (бездействие).

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться:

1)наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение;  название, номер, дата принятия  оспариваемого акта, решения;

2)название закона или иного  нормативного правового акта, на  соответствие которому проверены  оспариваемый акт, решение;

3)указание на признание оспариваемого  акта недействительным или решения  незаконным полностью или в  части и обязанность устранить  допущенные нарушения прав и  законных интересов заявителя  либо на отказ в удовлетворении  требования заявителя полностью  или в части.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный  срок со дня его принятия заявителю  в государственный орган, в орган  местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили  оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить  копию решения в вышестоящий  в порядке подчиненности орган  или вышестоящему в порядке подчиненности  лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ  ЛИЦ

 
 Урегулирование налоговых  споров в досудебном порядке. 
 Досудебное урегулирование налоговых споров - комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора. 

Задачи и функции

Основными задачами подразделений  налогового аудита являются: 

  1. создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации), а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы; 
  2. создание условий для реализации прав налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на рассмотрение их возражений (разногласий) по актам осуществленных мероприятий налогового контроля; 
  3. информирование налогоплательщиков по результатам рассмотрения их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации), а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на налоговые органы; 
  4. анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению; 
  5. создание условий для укрепления законности в деятельности налоговых органов, путем совершенствования их правоприменительной деятельности.

 
Основными функциями подразделений  налогового аудита являются:

 

  1. рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) нижестоящих территориальных налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.
  2. рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам выездных налоговых проверок;
  3. обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в нижестоящих налоговых органах и внесение в ФНС России предложений по ее совершенствованию;
  4. осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного налогового аудита в управлении ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органах.
  5. выявление типичных причин возникновения налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке на уровне управления ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, и участие в принятии мер по их устранению, в том числе путем участия в работе по устранению несоответствий различных ведомственных разъяснений.

Вышестоящий налоговый орган, принимая решение по жалобе налогоплательщика, оценивает действия нижестоящего налогового органа при вынесении решения  о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения на соответствие законодательству Российской Федерации  о налогах и сборах. При этом вышестоящий налоговый орган  не устанавливает дополнительных налоговых  обязательств для налогоплательщиков. Иной подход создавал бы налогоплательщику  препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении  него решения. 

В ФНС России поступают  жалобы от представителей граждан с  приложением доверенности, совершенной  в простой письменной форме либо без доверенности вовсе с целью  урегулирования налогового спора в  досудебном порядке. ФНС России отказывает в рассмотрении таких жалоб по следующим основаниям.  
 Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. 
 Пунктом 3 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. 
 Пунктом 2 статьи 27 Кодекса предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 
 В силу пункта 1 статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, в частности, с налоговыми органами. 
 Пунктом 3 статьи 29 Кодекса установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.  
 Таким образом, при урегулировании налогового спора в досудебном порядке представитель налогоплательщика - гражданина может осуществлять свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности. 
 Отсутствие указанной доверенности будет являться основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу поставленных вопросов. 

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных  лиц налоговых органов вышестоящий  налоговый орган (вышестоящее должностное  лицо) вправе вынести решение по существу.

Информация о работе Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц