Налоговый контроль и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Предметом исследования являются комплекс проблем научного и прикладного, характера, связанных с осуществлением налогового контроля. Цель работы – рассмотреть понятие налогового контроля, его виды и особенности.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
- исследовать понятие, сущность, формы и методы налогового контроля;
- изучить виды налогового контроля.

Содержание

Введение 3
1 Налоговый контроль: понятие, сущность, формы и методы 4
2 Виды налогового контроля 11
Заключение 16
Список использованных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная. Налоговое право. Налоговый контроль.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков [32].

Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет  с наименьшими затратами времени  и усилий налогового органа проверить  большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых  деклараций и других документов.

Принимая во внимание источники  данных, А.С. Титов предлагает классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический. Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. Реализуется он при помощи следующих приемов: формальной, логической и арифметической проверки документов; юридической оценки хозяйственных операций, отраженных в документах; встречных проверок; оценки правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках; экономического анализа [19]. Всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов достигается приемами фактического контроля, такими, например, как обследование, инвентаризация, экспертиза [10].

В свое время специалистами  фактический контроль определялся  как «проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания» [33].

Изучение действующего законодательства позволяет констатировать, что налоговые  органы теперь наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля с использованием различных методов. Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно  документальный контроль, последнее  время все чаще прибегают к  контролю фактическому.

Помимо рассмотренных выше видов налогового контроля, можно выделить и другие. Так, в зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на: контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов, контроль финансовых органов, контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

Налоговый контроль подразделяется также на обязательный и необязательный (инициативный). По общему правилу налоговый  контроль не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять  налогоплательщика сколько угодно долго. Тем не менее, в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности. При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки [19].

По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный. Первоначальными следует  признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том  случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более  выездные налоговые проверки по одним  и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Действующее налоговое законодательство ограничивает налоговые органы в  праве осуществления повторных  выездных проверок. Согласно ст. 87 НК РФ проведение налоговыми органами повторных  выездных налоговых проверок запрещается, за исключением случаев, когда такая  проверка проводится в связи с  реорганизацией или ликвидацией  организации-налогоплательщика или  вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля за деятельностью  налогового органа, проводившего проверку.

Наконец, отдельные специалисты  стали выделять такой вид, как  внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителем или налоговым  экспертом организации-налогоплательщика. В качестве его целей определяются: аккуратное ведение финансовых документов; своевременное и правильное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок-продаж для расчетов налога на добавленную  стоимость, справок по авансовым  платежам налога на прибыль и т.п.; защищенность активов предприятия; обеспечение достоверности бухгалтерского учета [34].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

НК РФ (п. 1 ст. 82) определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль реализуется  посредством проведения определенных мероприятий. Различают мероприятия налогового контроля по форме: основные (налоговые проверки, иные мероприятия, по результатам которых принимается итоговое решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности); вспомогательные (проводятся в рамках основных); дополнительные (по окончании налоговых проверок на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки).

К задачам налогового контроля относятся: обеспечение правильного  исчисления, своевременного и полного  внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах; наказание  нарушителей законодательства о  налогах и сборах.

Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы (ФНС), которые имеют широкие контрольные полномочия в сфере налогообложения. Объект конкретного мероприятия налогового контроля определяется характером того или иного конкретного контрольного действия. Предмет налогового контроля - правильность, своевременность и полнота выполнения налогоплательщиками своих обязанностей по отношению к государству (муниципальным образованиям); тот материальный носитель, который подвергается проверке в ходе контрольных действий.

В процессе налогового контроля контролирующие органы осуществляют реализацию фискальной функции (формирование государственного денежного фонда), контрольной функции (контроль правильности исчисления, полноты  уплаты налогов и сборов), стимулирующей  функции (обеспечение надлежащего  исполнения налогового законодательства на основе комплекса предупредительных  мероприятий).

Применительно к налоговому контролю как целенаправленной деятельности органов государственного управления можно выделить следующие этапы: регистрация и учет налогоплательщиков; прием налоговой отчетности; проведение камеральных проверок; начисление платежей к уплате; контроль своевременности  уплаты начисленных сумм; проведение выездных проверок; контроль реализации материалов проверок и уплаты начисленных  пени и штрафов.

Реализация контрольной  деятельности происходит путем применения уполномоченными органами соответствующих  методов контроля. Это методы документального контроля, фактического контроля, расчетно-аналитические методы, информативные методы.

В зависимости от времени  проведения налогового контроля по отношению  к проверяемой финансово-хозяйственной  операции выделяются предварительный, текущий (оперативный) и последующий  налоговый контроль.

По объекту выделяется комплексный и тематический, а  по характеру контрольных мероприятий - плановый и внезапный налоговый  контроль. Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный, а по месту  проведения - на камеральный и выездной. С учетом источников данных налоговый контроль делится на документальный и фактический.

В зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на: контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов, контроль финансовых органов, контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

Налоговый контроль подразделяется также на обязательный и необязательный (инициативный). По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Ногина О.А. Налоговый  контроль: вопросы теории: учеб. пособие / О.А. Ногина - СПб.: Питер, 2008. – 160 с.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.06.2012) // СЗ РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3824.

3 Петрова Г.В. Общая теория налогового права / Г.В. Петрова - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. ‒ 224 с.

4 Пантюшов О.В. Мероприятия налогового контроля / О.В. Пантюшов // Право и экономика. - 2009. - № 1. - С. 1-3.

5 Вознесенский Э.А. Финансовый контроль за деятельностью промышленных предприятий / Э.А. Вознесенский – М.: Финансы, 1985. - 126 с.

6 Ильин А.Ю. Теоретико-правовой аспект налогового контроля / А.Ю. Ильин // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 4-6.

7 Налоговое право России в вопросах и ответах / под ред. А.А. Ялбулганова. - М. Юстицинформ,  2007. – 408 с.

8 Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В.В. Бурцев. - М.: Маркетинг, 2007. – 391 с.

9 Кормилицын А.С. Объект и предмет налогового контроля / А.С. Кормилицын // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 1-3.

10 Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. /                  Е.В. Поролло. – М.: Гардарика, 1996. - 280 с.

11 Щекин Д.М. О злоупотреблении правом налоговыми органами / Д.М. Щекин // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - № 3. - С. 2-5.

12 Горелов А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля / А.А. Горелов // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 8. - С. 6-8.

13 Доброхотова В.Б. Налоговые проверки: книга для налогоплательщика и налоговика / В.Б. Доброхотова, А.В. Лобанов - М.: МЦФЭР, 2004. – 416 с.

14 Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля / А.С. Кормилицын // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 6. - С. 2-4.

15 Беспалов М.В. Анализ основных приоритетов российской налоговой политики в современных экономических условиях / М.В. Беспалов // Налоги. - 2010. № 1. - С. 3.

16 Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о совершенствовании форм и методов налогового контроля / М.Н. Кобзарь-Фролова // Налоги и налогообложение. - 2006. - № 5. - С. 2.

17 Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Правовое регулирование налоговых отношений / Ю.Ф. Кваша, А.П. Зрелов, М.Ф. Харламов. - М.: Высшее образование, 2009. – 175 с.

18 Каширина М.П. Оценка системы внутреннего контроля и проверка налоговой отчетности / М.П. Каширина // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 5. - С. 4.

19 Титов А.С. Формы, методы, виды налогового контроля и их юридическое содержание / А.С. Титов // Финансовое право. - 2005. - № 6. - С. 33-37.

20 Демин А.В. Налоговое право России: учеб. пособие / А.В. Демин. - Красноярск: РУПМ ЮО, 2009. – 462 с.

21 Борисов А.Н. Комментарий к положениям УПК РФ по проведению судебно-налоговых экспертиз, ревизий и документальных проверок / А.Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2004. - 224 с.

22 Воловик Е.М. Исчисление налогооблагаемой базы с помощью косвенных методов / Е.М. Воловик // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 1999. - № 11. - С. 1.

23 Налоговый контроль: научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / под. ред. А.А. Ялбулганова // СПС КонсультантПлюс. - 2007.

24 Грачева Е.Ю. Налоговое право: учебник / Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева. ‒ М.: Юристъ, 2006. ‒ 220 с.

25 Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций / И.И. Кучеров - М.: ЮрИнфорМ, 2009. – 360 с

26 Украинцева А.И. Сущность, формы и методы налогового контроля / А.И. Украинцева // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 6. – С. 79-84.

27 Гусева Т.А. Как эффективнее провести налоговую проверку / Т.А. Гусева // Финансы. - 2001. - № 2. - С. 34-36.

28 Финансовое право: учебник / отв. ред. О.Н. Горбунова. - М.: Юристъ, 2006. – 576 с.

29 Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики / А.Н. Козырин. - М.: Манускрипт, 1993. – 113 с.

30 О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах: Инструкция МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 26.06.2000. - № 26.

31 Дело по иску о признании недействительными акта тематической проверки, заключения налоговой инспекции и решения налогового органа о взыскании сумм заниженного налога на добавленную стоимость и штрафа направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 1999 г. N 6212/98 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1999. - № 9.

Информация о работе Налоговый контроль и его виды