Налоговые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе я рассмотрю такие вопросы, как: 1) понятие и структура налоговых правоотношений; 2) виды налоговых правоотношений.
Налоговые правоотношения – это разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права.
Налоговые правоотношения имеют следующие отличительные признаки:
имеют место исключительно в сфере налогообложения;
возникают, прекращаются и изменяются на основе норм налогового права;
носят публичный характер;
складываются по поводу денежных средств;
обязательной стороной в них выступает государство (муниципальное образование) в лице налоговых или финансовых органов.

Содержание

Введение ………………………………………………… 3
1. Понятие налогового правоотношения.
Его структура и содержание ……………………………. 4
2. Виды налоговых правоотношений
и их правовое регулирование …………………………… 9
а) Правоотношения по регулированию объекта
обложения налогом на добавленную стоимость ……… 9
б) Правоотношения по регулированию объекта
обложения налогом на прибыль
предприятий и организаций ……………………………. 12
в) Правоотношения по налогообложению прибыли
банков и страховых организаций ……………………… 13
г) Правоотношения по регулированию налогообложения
ценных бумаг ……………………………………………. 16
д) Правоотношения по регулированию состава затрат
при исчислении налогооблагаемой базы ……………… 18
е) Правоотношения по освобождению от
налогообложения. Налоговые льготы ………………… 19
ж) Правоотношения при налогообложении доходов
иностранных юридических лиц ………………………. 23
Использованная литература ……………………………. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое право.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ

 

Юридический факультет

Заочное обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по налоговому праву

 

Задание 1

 

Налоговые правоотношения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнил: слушатель 5 курса

                                                      юридического факультета

                                                      (платная форма обучения)

                                            584 учебной группы

                                     Назарцева Ю.В.

                                     Место работы:

                                                               кафедра АКУ в УИС тел. 24-47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2002

 

 

 

 

 

 

П Л А Н

 

Введение ………………………………………………… 3

 

1. Понятие налогового правоотношения.

Его структура и содержание ……………………………. 4

 

2. Виды налоговых правоотношений

и их правовое регулирование …………………………… 9

 

а) Правоотношения по регулированию объекта

обложения налогом на добавленную стоимость ……… 9

 

б) Правоотношения по регулированию объекта

обложения налогом на прибыль

предприятий и организаций ……………………………. 12

 

в) Правоотношения по налогообложению прибыли    

банков и страховых организаций ……………………… 13

 

г) Правоотношения по регулированию налогообложения

ценных бумаг ……………………………………………. 16

 

д) Правоотношения по регулированию состава затрат

при исчислении налогооблагаемой базы ……………… 18

 

е) Правоотношения по освобождению от

налогообложения. Налоговые льготы ………………… 19

 

ж) Правоотношения при налогообложении доходов

иностранных юридических лиц  ………………………. 23

 

Использованная литература ……………………………. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

              

В своей контрольной  работе я рассмотрю такие вопросы, как: 1) понятие и структура налоговых правоотношений; 2) виды налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения – это разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения имеют следующие отличительные признаки:

    • имеют место исключительно в сфере налогообложения;
    • возникают, прекращаются и изменяются на основе норм налогового права;
    • носят публичный характер;
    • складываются по поводу денежных средств;
    • обязательной стороной в них выступает государство (муниципальное образование) в лице налоговых или финансовых органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие налогового правоотношения,

его структура и содержание

 

Налоговые правоотношения – это правоотношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения,  возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Основным в данном случае следует признать отношения по установлению и взиманию налогов и сборов, а иные отношения являются производными от них.

Структура налогового правоотношения включает такие элементы, как объект, субъект и содержание.

Объектом налогового правоотношения является то, на что направлено поведение его участников. В данном случае это, прежде всего, денежные средства (материальное благо), которые должны быть внесены налогоплательщиком в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога или сбора или взысканы принудительно налоговым органом. В случае натуральной уплаты налога объектом налогового правоотношения может выступать  и другое имущество налогоплательщика.

Производные налоговые отношения могут возникать также по поводу: взыскания пени за просрочку уплаты обязательных платежей и штрафов за нарушения  налогового законодательства, зачета или возврата излишне уплаченных  налогов и сборов сохранения информации, составляющей налоговую тайну и т.п.

Субъектами налоговых правоотношений признаются их участники. Согласно  ст. 9 НК РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: налогоплательщики (плательщики сборов); налоговые агенты; финансовые органы; налоговые органы; таможенные органы; сборщики налогов и сборов; органы государственных внебюджетных фонды; федеральные органы налоговой полиции. Помимо них субъектами налоговых правоотношений фактически являются: государственные органы представительной власти, органы регистрации, банки, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и свидетели.

Условно все участники налоговых правоотношений могут быть разделены на семь групп:

    1. субъекты, наделенные компетенцией по установлению и введению налогов (органы представительной власти);
    2. субъекты, н которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налогов (сборов) в бюджет или внебюджетный фонд (налогоплательщики и плательщики сборов);
    3. субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки и сборщики налогов);
    4. субъекты, содействующие налоговому администрированию (органы регистрации, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и свидетели);
    5. субъекты, осуществляющие налоговое администрирование (финансовые органы, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов);
    6. субъекты осуществляющие правоохранительную функцию в сфере налогообложения (федеральные органы налоговой полиции, органы прокуратуры, органы внутренних дел);
    7. субъекты, рассматривающие дела и исполняющие решения о взыскании налоговых санкций (судебные органы и органы принудительного исполнения).

Отдельные субъекты могут быть отнесены одновременно к нескольким группам. Так, банки не только исполняют поручения своих клиентов по уплате налогов, но и осуществляют  администрирование, в частности, контролируют постановку организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет при открытии ими счета. Таможенные органы наряду с администрированием  также осуществляют правоохранительную функцию.

Органами представительной власти являются органы законодательной власти РФ, ее субъектов и  административно-территориальных образований. Так, правом установления и введения федеральных налогов обладает Федеральное Собрание. Региональные и местные налоги в городе Москве устанавливаются и вводятся  в действие Московской городской Думой.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются  организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налогов и (или) сборов. Филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иные обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов (ст. 24 НК РФ).

Банками в соответствии с законодательством о налогах и сборах признаются кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций обязанные в соответствии с законодательством о налогах и сборах исполнять платежные поручения своих клиентов – налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов о перечислении налогов и сборов.

К органами регистрации относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия и частнопрактикующие нотариусы; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (ст. 85 НК РФ). Кроме того, к ним относятся организации и уполномоченные лица, связанные с проведением налогового контроля за расходами  физических лиц. Это органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств; лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами; уполномоченные лица и организации, регистрирующие  сделки с золотом в слитках (ст.862 НК РФ). Основной обязанностью органов регистрации является предоставлением налоговым органам  информации, необходимой для взимания налогов и осуществления налогового контроля.

Экспертами признаются лица, обладающие специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле, которые необходимы для разъяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления налогового контроля (ст. 95 НК РФ).

Специалистами являются лица, обладающие знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела, которые привлекаются в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (ст. 96 НК РФ).

Переводчиками являются не заинтересованные в исходе дела лица, владеющие языком, знание которого необходимо для перевода (ст. 97 НК РФ).

Понятыми  могут быть приглашены  любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты процессуальных действий, производящихся в их присутствии (ст. 89 НК РФ).

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (ст. 90 НК РФ).

Финансовые органы включают Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые органы управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов. Финансовые органы уполномочены принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов (ст. 63 НК РФ).

Налоговые органы представлены Министерство РФ по налогам и сборам  и его территориальными подразделениями. Налоговые органы призваны осуществлять контроль за своевременностью и полнотой  уплаты налогов и сборов (ст. 30 НК РФ).

Таможенные органы представляют Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении через таможенную границу РФ (ст. 34 НК РФ).

К органам государственных внебюджетных фондов в первую очередь относится такое финансово-кредитное учреждение, как Пенсионный фонд России и его подразделения (отделения). Органы государственных внебюджетных фондов призваны контролировать своевременность и полноту уплаты страховых взносов, при этом они пользуются  правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 341 НК РФ).

Сборщиками налогов и (или) сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые в соответствии с налоговым законодательством осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет (ст. 25 НК РФ).

Федеральные органы налоговой полиции представлены Федеральной службой налоговой полиции РФ и ее территориальными подразделениями. Федеральные органы налоговой  полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений закона о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями (ст. 36 НК РФ).

Органы прокуратуры включаю Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов. В соответствии со ст. 77 НК РФ, прокуроры санкционируют  арест имущества, то есть действия налоговых и таможенных органов по ограничению прав собственности налогоплательщиков-организаций в отношении их имущества.

Информация о работе Налоговые правоотношения