Налоговые правонарушения в РФ: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы непосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования сущности и видов налогового правонарушения, а также обращения к статистике их возникновения для выявления наиболее распространенных в настоящее время налоговых правонарушений в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность налогового правонарушения путем сопоставления его с налоговым преступлением для целесообразности их разграничения и выделения налогового правонарушения в отдельную категорию;
выявить основные признаки налогового правонарушения с помощью юридических категорий для определения состава налогового правонарушения;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты налогового правонарушения
1.1 Сущность налогового правонарушения
1.2 Признаки налогового правонарушения
2. Налоговые правонарушения в Российской Федерации
2.1 Причины возникновения налоговых правонарушений
2.2 Классификация налоговых правонарушений, существующих в Российской Федерации
3. Практика налоговых правонарушений
3.1 Статистика налоговых правонарушений в Российской Федерации
3.2 Практические ситуации с налоговыми правонарушениями
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговые правонарушения в РФ теория и практика на примере федеральных налогов и сборов.docx

— 61.18 Кб (Скачать файл)

После рассмотрения теоретических  аспектов налогового правонарушения, целесообразно выяснить какие причины  лежат в основе возникновения данных правонарушений, что обуславливает их существование.

 

2. Налоговые правонарушения в Российской Федерации

 

2.1 Причины возникновения  налоговых правонарушений

 

Налоговая система оказывает  большое влияние на экономическую  безопасность России. Одной из основных угроз является нарушение налогового законодательства, так как повышение  уровня безопасности зависит от эффективности  налоговой системы, уменьшения количества налогов и повышения их собираемости.

Одним из негативных последствий  массового уклонения и сокрытия от налогообложения средств является то, что это становится одним из источников, питающих организованную преступность

Учеными-административистами  предпринимались попытки классифицировать причины и условия правонарушений. Причем это были именно попытки построения классификаций, относящихся к эмпирическому  уровню познания, и выступали они  как средство первоначального упорядочения всего многообразия эмпирических данных.

В административной деликтологии одним из первых, осуществивших классификацию  причин и условий правонарушений, можно назвать В.И. Ремнева. В соответствии с предложенной им классификацией выделяются:

а) общие причины и  условия правонарушений (экономические, политические, идеологические, правовые, организационные, культурно-воспитательные);

б) причины и условия, связанные с определенной служебной  ситуацией (недостатки контроля, безнаказанность  нарушителей, «давление сверху», попустительство  нарушителям со стороны руководителей);

в) обстоятельства, связанные  с личностью правонарушителя, во-первых, должностного лица; во-вторых, для гражданина, не являющегося должностным лицом11.

В административно-правовой литературе встречаются и другие подходы к классификации причин и условий совершения правонарушений.

Одни авторы, например, предлагают двухступенчатую классификацию:

а) причины и условия  административной деликтности в  целом;

б) причины конкретных групп административных правонарушений.

Другие, не говоря о классификации, приводят наиболее типичные причины  административных правонарушений: недостаточный  уровень правовой осведомленности  граждан и должностных лиц  о нормах административного права, недостатки административно-правового  воспитания граждан, недостаточное  внимание к профилактике, влияние  негативной антиобщественной среды.

Налоговые правонарушения, в соответствии с категориями  общего, особенного и единичного можно  классифицировать тремя уровнями деликтологических  оснований. На первом из них находятся  те явления общественной жизни, которые  вызывают причины всех видов негативных явлений, в том числе преступности, и всех видов налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ и КоАП РФ.

На определенном этапе  развития нашего общества выделялись следующие причины этих негативных явлений:

- материальные и идеологические;

- полная и специфическая  причины;

- объективные и субъективные  причины.

На уровне особенного деликтологические основания в  качестве причин правонарушений проявляются  в определенной сфере жизнедеятельности  людей, под которой понимается та часть общественных отношений, связанная  с условиями существования и  расширенного воспроизводства как  производительной силы и как личности.

На уровне единичного деликтологические основания причин совершения налоговых правонарушений выражаются в существовании конкретных взаимообусловленных моментов субъективного (характерные черты и свойства личности правонарушителя) и ситуативного (место, время) порядка, которые их порождают.

Анализируя различные  подходы к классификации причин возникновения налоговых правонарушений, можно выделить в качестве оснований  две группы факторов, обусловливающих  совершение налоговых правонарушений12.

К первой относятся те из них, которые в малой степени  зависят от деятельности налоговых  органов. Наиболее важными являются:

- объективное противоречие  между экономическими потребностями  и возможностями современного  российского общества - отдельных  социальных слоев, групп, личностей;

- общее снижение уровня  жизни, в некоторых группах  социума - ниже границы обеспечения  физиологической выживаемости;

- определенные детерминации  в области социальной психологии, находящие проявления в искаженных  потребностях, интересах, целях,  взглядах, нравственных ценностях  и правосознании лиц, совершающих  правонарушения;

- разрушение традиционных  для России стереотипов поведения,  общепринятых норм морали и  нравственности, выражающееся в  правовом нигилизме, нравственно-психологическом  состоянии налогоплательщиков, характеризующемся  негативным отношением к существующей  системе налогообложения.

Другая группа факторов, способствующих совершению налоговых  правонарушений, непосредственно связана  с деятельностью налоговых органов. По содержанию эти факторы подразделяются на:

а) связанные с недостатками нормативного обеспечения профилактической деятельности налоговых органов;

б) факторы организационного характера.

К группе факторов, связанных  с организацией деятельности налоговых  органов и оказывающих определенное негативное влияние на состояние  и динамику налоговой деликтности, прежде всего относится низкий уровень  общей и индивидуальной профилактики.

К числу организационных  факторов, влияющих на состояние налоговой  деликтности, относится и низкий уровень информационно-аналитического обеспечения профилактики налоговых  правонарушений. Между тем такое  обеспечение является основой для  установления тенденций налоговых  правонарушений, определения основных видов борьбы с ними и разработки наиболее эффективных профилактических мер. Между тем анализ практики показывает, что это важное направление деятельности нуждается в существенной реорганизации.

Таким образом, выделяют две группы факторов, обусловливающих  совершение налоговых правонарушений: непосредственно связанные с деятельностью налогвых органов и в малой степени зависящие от деятельности налоговых органов.

После установления причин возникновения налоговых правонарушений, логично рассмотреть налоговые  правонарушения, непосредственно имеющие место в Российской Федерации, а также раскрыть сущность наиболее распространенных из них.

 

2.2 Классификация налоговых правонарушений, существующих в Российской Федерации

 

Конкретные составы  налоговых правонарушений и ответственность  за их совершение предусмотрены в  гл. 16 НК РФ. При этом следует отметить, что статьями данной главы НК РФ предусматривается ответственность  как за чисто налоговые правонарушения, посягающие на законодательно установленный порядок поступления налоговых доходов в бюджет, так и за правонарушения, хотя и «неналоговые» по своей сути, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах и сборах. Так, например, в ст. 128 НК РФ установлена ответственность свидетеля за неявку либо уклонение от явки, а также неправомерный отказ от дачи показаний либо дачу ложных показаний, в ст. 129 НК РФ - ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ от участия в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

В целом в гл. 16 НК РФ предусматривается ответственность  за следующие виды налоговых правонарушений:

- нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

- уклонение от постановки  на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);

- нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке (ст. 118 НК РФ);

- непредставление налоговой  декларации (ст. 119 НК РФ);

- грубое нарушение  правил учета доходов и расходов  и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

- неуплата или неполная  уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

- невыполнение налоговым  агентом обязанности по удержанию  и (или) перечислению налогов  (ст. 123 НК РФ);

- несоблюдение порядка  владения, пользования и (или)  распоряжения имуществом, на которое  наложен арест (ст. 125 НК РФ);

- непредставление налоговому  органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

- неявку либо уклонение  от явки, а также неправомерный  отказ от дачи показаний либо  дачу заведомо ложных показаний  лицом, вызываемым в качестве  свидетеля (ст. 128 НК РФ);

- отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия  в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения  или осуществление заведомо ложного  перевода (ст. 129 НК РФ);

- неправомерное несообщение  сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ)13.

Рассмотрим подробнее  некоторые из этих правонарушений.

1. Нарушение срока  постановки на учет в налоговом  органе.

Согласно ст. 83 НК РФ налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговых  органах соответственно по месту  нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту  жительства физического лица, а также  по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

За невыполнение этих требований в ст. 116 НК РФ предусмотрена  ответственность в виде штрафа.

Размер штрафа зависит  от срока непостановки на налоговый  учет: если налогоплательщик просрочил  подачу заявления на срок 90 дней и  менее - штраф составит 5000 руб., а  по истечении 90 дней заплатить придется уже в два раза больше - 10 000 руб.

При этом причина, по которой  налогоплательщик допустил просрочку, значения не имеет.

Применение данных санкций  на практике затрудняется тем, что в  соответствии с п. 5 ст. 114 НК РФ при  совершении одним лицом двух и  более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности  без поглощения менее строгой  санкции более строгой. Поэтому  нередко налоговые органы при  обнаружении просрочки подачи заявления  о постановке на учет свыше 90 дней подают иск о взыскании санкций сразу  по двум частям ст. 116 НК РФ.

Между тем нормы ст. 116 НК РФ только дифференцируют размер налоговых штрафов в зависимости от срока просрочки выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. То есть в п. 2 ст. 116 НК РФ предусмотрен особый квалифицирующий признак состава налогового правонарушения, установленного в п. 1 ст. 116 НК РФ.

2. Непредставление налоговой декларации

Непредставление налоговой  декларации в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Если просрочка оказалась  свыше 180 дней после истечения установленного срока, то налогоплательщику придется уплатить штраф в размере 30% суммы  налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная  со 181-го дня 14.

Сроки представления  налоговых деклараций предусмотрены  соответствующими законодательными актами для каждого налога отдельно.

То есть при непредставлении  налоговой декларации в течение  более 180 дней по истечении установленного срока ответственность в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ к налогоплательщику  применена быть не может.

Отсюда следует и  другой важный вывод о том, что  налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии расчетов, а также дополнений и изменений  в налоговую декларацию. Законодатель предусмотрел обязанность налогового органа принять их.

Не являются основанием для отказа в принятии декларации и ошибки в ее составлении, например отсутствие описи вложения.

Само несоблюдение установленной  формы декларации суды не расценивают  как правонарушение по ст. 119 НК РФ. Достаточно, чтобы такая декларация была подана своевременно и содержала все необходимые сведения, предусмотренные для исчисления и уплаты соответствующего вида налога.

Формы налоговых деклараций так часто меняются, что налогоплательщики  иногда не успевают отследить появление  новой формы и сдают отчетность на бланках по старой форме. Это не может служить основанием для  привлечения налогоплательщика  к ответственности по ст. 119 НК РФ.

3. Неуплата или неполная уплата сумм налога

Налоговое правонарушение по ст. 122 НК РФ выражается в неисполнении (ненадлежащим исполнении) налогоплательщиком обязанности по уплате законно установленных  налогов, когда:

- налоги вообще не  уплачиваются (неуплата сумм налога);

- налоги уплачиваются  частично, то есть не полностью  (неполная уплата сумм налога).

Неуплата налога - это  полное неисполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, установленной пп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Неполная уплата налога - частичное исполнение обязанности по уплате налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

Если же неправильное исчисление налога не повлекло неуплату или неполную уплату налога в бюджет, применение мер ответственности  по ст. 122 НК РФ будет необоснованно.

Также не может быть признана неуплатой налога ситуация, когда  организация неправомерно указала  в декларации сумму вычетов по НДС, но вычет не произвела, так как  сумма начисленного налога по этой декларации была равна нулю. Поскольку  недоимка по налогу не возникла, то и  штрафовать организацию за неуплату налога нельзя.

Информация о работе Налоговые правонарушения в РФ: теория и практика