Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Согласно положениям Конституции РФ (ст. 72, 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделениями Федеральной налоговой службы, но, согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», только при соблюдении региональными норматворцами двух условий.

Вложенные файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 2 налоговое право контрольная работа.docx

— 50.95 Кб (Скачать файл)

 

ВАРИАНТ 2.

 

  1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности.

Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 28.06.2013)"О налоговых органах Российской Федерации"  
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2014

 

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Правовая основа деятельности налоговых органов состоит из федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены НК РФ, Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», положением о Министерстве по налогам и сборам Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г.1, а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно положениям Конституции РФ (ст. 72, 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделениями Федеральной налоговой службы, но, согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», только при соблюдении региональными норматворцами двух условий.

Во-первых, нормативные правовые акты территориального уровня должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству; во-вторых, содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов.

Таким образом, региональные и муниципальные нормативные правовые акты подлежат исполнению органами Федеральной налоговой службы исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на федеральном уровне.

Главными задачами, для реализации которых и были образованы налоговые органы, являются осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и иных обязательных платежей; участие в разработке и реализации налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме; осуществление валютного контроля.

Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. В настоящее время в Российской Федерации функционирует четырехуровневая система налоговых органов.

Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба.

Вторым звеном являются межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы, в основу образования которых положены принципы территориальности или определенности сферы деятельности. По территориальному принципу образованы межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральным округам. В зависимости от круга охватываемой деятельности создаются межрегиональные специализированные инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, по контролю за алкогольной и табачной продукцией.

Третьим звеном единой системы налоговых органов являются управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ.

Завершают систему налоговых органов территориальные инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городах без районного деления, а также межрайонные налоговые инспекции.

В основе построения системы налоговых органов заложен принцип иерархичности, имеющий два аспекта. Во-первых, вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Во-вторых, налогоплательщик имеет право обжаловать в вышестоящие налоговые органы решения нижестоящих налоговых органов.

Деятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную нормативными правовыми актами совокупность полномочий Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, валютных отношениях и иных сферах государственной деятельности, а также полномочий по применению мер ответственности.

Действующим федеральным законодательством налоговым органам предоставлен широкий объем прав, позволяющих осуществлять возложенные на них обязанности. Так, Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения вправе:

1) производить  в органах государственной власти  и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской  Федерации, иностранных лиц и  лиц без гражданства проверки  денежных документов,  бухгалтерских  книг,  отчетов,  планов, смет, деклараций  и иных документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов  и других обязательных платежей  в бюджет; получать необходимые  объяснения, справки и сведения  по вопросам, возникающим при  проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном  законодательством порядке;

2) контролировать  соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью;

3) получать  от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные  учреждения), а также от граждан  с их согласия справки, документы  и копии с них, касающиеся хозяйственной  деятельности налогоплательщика  и необходимые для правильного  налогообложения;

4) беспрепятственно   осуществлять доступ   на  территорию  или в помещение (кроме жилого) налогоплательщика, используемые для  извлечения доходов либо связанные  с содержанием объектов налогообложения. При воспрепятствовании доступу  должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или  в помещения налоговый орган  вправе самостоятельно определить  суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии;

5) требовать  от руководителей и других  должностных лиц проверяемых  предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения  выявленных нарушений законодательства  о налогах, других обязательных  платежах в бюджет и законодательства  о предпринимательской деятельности, а также контролировать их  выполнение;

6) приостанавливать   операции   предприятий,   учреждений, организаций и граждан по расчетным  и другим счетам в банках  и иных финансово-кредитных учреждениях  в случаях непредставления (или  отказа в представлении) налоговым  органам и их должностным лицам  бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций, других документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов  и иных обязательных платежей  в бюджет;

7)  изымать  у предприятий, учреждений и организаций  документы, свидетельствующие о  сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных  объектов от налогообложения,  с  одновременным  производством  осмотра документов, фиксацией их  содержания. Основанием для изъятия  соответствующих документов является  письменное мотивированное постановление  должностного  лица   налогового   органа.   Кроме первичного  изъятия документов у проверяемого  налогоплательщика налоговые органы  вправе истребовать у иных  лиц документы,   относящиеся   к   деятельности   подконтрольного  субъекта;

8)  выносить  решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности  за совершение налоговых правонарушений;

9)  взыскивать  недоимки по налогам и взыскивать  пени в порядке, установленном  НК РФ;

10)  возбуждать  ходатайства о запрещении в  установленном порядке заниматься  индивидуальной трудовой деятельностью, об аннулировании или о приостановлении  выданных физическим или юридическим  лицам лицензий на право заниматься  определенными видами деятельности;

11)  создавать  на период погашения задолженности  по налогам налоговые посты  в организациях, имеющих трехмесячную  и более задолженность в целях  обеспечения контроля за ее погашением;

12) вызывать  в качестве свидетелей лиц, которым  могут быть известны какие-либо  обстоятельства, имеющие значение  для проведения налогового контроля;

13)  привлекать  для проведения налогового контроля  специалистов, экспертов, переводчиков  и понятых;

14)  контролировать  соответствие крупных расходов  физических лиц их доходам;

15)  в случаях, когда для выяснения обстоятельств  по делу требуются специальные  познания, назначать экспертизу;

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля

259

16) требовать  от банков документы, подтверждающие  исполнение платежных поручений  налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов, а  также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании  со счетов налогоплательщиков, плательщиков  сборов или налоговых агентов  сумм налогов и пеней;                                                    

17)  осуществлять  в пределах своей компетенции  права органов валютного контроля  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о валютном  регулировании и валютном контроле;

18)  взаимодействовать  с органами валютного контроля  при осуществлении валютного  контроля;

19)  запрещать  или приостанавливать реализацию  этилового спирта, спиртосодержащей  и алкогольной продукции, не соответствующих  требованиям стандартов и нормативов  по качеству, безопасности, количеству, упаковке и маркировке;

20) проводить  осмотр помещений, занимаемых организациями, независимо от подведомственности  и формы собственности, производящими  и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную  продукцию, осуществлять контроль  за достоверностью ведения учета  этих видов продукции, вскрывать  и тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных  накладных  и  по  результатам  проверок составлять акты;

21)  получать  от руководителей и должностных  лиц организаций, независимо от  подведомственности и формы собственности, производящих и (или) реализующих  этиловый спирт, спиртосодержащую  и алкогольную продукцию, необходимые  документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой;

22)  запрашивать  в установленном порядке у  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ и организаций  необходимую информацию;

23)  создавать, реорганизовывать и ликвидировать  в установленном порядке территориальные  органы Федеральной налоговой  службы;

24) проводить  обследования и проверки работы  своих территориальных органов  на всех уровнях, принимать меры  к устранению недостатков и  нарушений, а также заслушивать  в случае необходимости отчеты  руководителей территориальных  органов о состоянии контрольной  работы, оказывать методическую  и практическую помощь в ее  организации, изучать организацию  работы территориальных органов  и распространять положительный  опыт их работы;

25)  отменять  решения своих территориальных  органов или приостанавливать  их действие в случае несоответствия  этих решений законодательству  Российской Федерации, давать обязательные  для исполнения указания территориальным  органам;

26)   организовывать  проведение  научно-исследовательских  работ в области налогообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими  организациями с целью выработки  предложений о проведении налоговой  политики;

Информация о работе Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности