Налоговое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Государство регулирует налоговые и бюджетные отношения посредством создания правовых норм, которые содержат права и обязанности налогоплательщиков, резидентов и нерезидентов. Неисполнение установленных предписаний приобретает публично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтому государство реагирует на совершенные правонарушения в сфере налогообложения и бюджетного регулирования с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает к институту юридической ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

2) она выражается в применении  к правонарушителю санкций бюджетно-правовых  норм. Бюджетно-правовые санкции  установлены в БК РФ, ежегодно  принимаемом законе о федеральном  бюджете. Правом применения бюджетно-правовых  санкций наделены Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, органы, исполняющие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

 

3) она влечет для правонарушителя  определенные отрицательные последствия  имущественного характера. Это  обусловлено спецификой бюджетно-правовых санкций, имеющих имущественный характер и, таким образом, воздействующих на экономические интересы правонарушителей. В сфере бюджетной деятельности государство стремится получить возмещение ущерба, причиненного ему бюджетным правонарушением и наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере бюджетно-правового регулирования, т. е. в денежной форме;

 

4) она реализуется в специфической  процессуальной форме. Так, применение  восстановительных бюджетно-правовых  санкций в виде пени предусмотрено  в рамках бюджетно-процессуального производства, установленного Инструкцией Минфина России о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ;

 

5) правонарушитель несет ответственность  перед всем обществом как источником публичной власти[13].

 

На основании изложенного можно  сделать следующие выводы.

 

Во-первых, бюджетное правонарушение является основанием финансовой (бюджетной) ответственности. Одновременно финансовую (бюджетную) ответственность можно рассматривать как признак бюджетного правонарушения.

 

Во-вторых, следует отличать финансовую (бюджетную) ответственность от ответственности  за нарушение бюджетного законодательства РФ. Ответственность за нарушение  бюджетного законодательства будет  наступать или уголовная, или административная и (или) финансовая, тогда как финансовая ответственность наступает только за бюджетные (финансовые) правонарушения или сложные административно-финансовые правонарушения, но в этом случае – вместе с административной ответственностью.

 

В заключение хотелось бы обратить внимание еще на предметный подход к ответственности  в целом и ее закреплению в  законодательстве. Согласно такому подходу  все нарушения бюджетного законодательства следует закреплять в источниках бюджетного права (Бюджетном кодексе), все налоговые правонарушения – в источниках налогового права (Налоговом кодексе) и т.д. Например, в США уголовная ответственность за налоговые преступления в федеральном законодательстве предусмотрена не Уголовным кодексом, а Кодексом внутренних государственных доходов. Такой подход является более удобным для целей осуществления правоприменительной деятельности[14].

 

2.2 Виды и меры бюджетно-правовой  ответственности

 

Основанием для привлечения  к бюджетно-правовой ответственности является бюджетное правонарушение.

 

Под бюджетным правонарушением  понимается общественно опасное  противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством  РФ под угрозой применения к правонарушителю  мер принуждения.

 

Противоправность выражается в нарушении бюджетного законодательства. Общественная опасность бюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу.

 

Виновность означает, что бюджетное  правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Однако следует учитывать, что названный признак не всегда является обязательным при характеристике бюджетного правонарушения. Глава 28 БК РФ не указывает на необходимость установления вины правонарушителя при применении в отношении него мер принуждения.

 

Наказуемость деяния – это когда  совершение бюджетного правонарушения влечет для правонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовых санкций[15].

 

Для привлечения субъектов бюджетных  отношений к бюджетно-правовой ответственности необходимо наличие состава бюджетного правонарушения как частного случая финансового правонарушения.

 

Бюджетное правонарушение является юридическим  фактом, который влечет возникновение  охранительных правоотношений. По своей  структуре бюджетное правонарушение представляет сложное образование. Состав бюджетного правонарушения как правовая категория и раскрывает эту сложную структуру. Полный состав финансового правонарушения конструируется по схеме: объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект. К элементам же состава бюджетного правонарушения, совокупность которых позволяет привлечь правонарушителя к ответственности, относятся объект, объективная сторона и субъект.

 

Объект бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.

 

К объективной стороне относятся  вред, причиненный правонарушением, противоправность поведения правонарушителя  и причинная связь между его поведением и вредом. Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК РФ, а также в иных его нормах и федеральных законах.

 

Субъектами бюджетных правонарушений являются территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушения бюджетного законодательства установлена в КоАП РФ и УК РФ, на что имеются соответствующие ссылки в БК РФ[16].

 

В Бюджетном кодексе РФ содержится порядка 40 составов бюджетных правонарушений. В ст. 283 БК РФ «Основания применения мер принуждения за нарушение  бюджетного законодательства Российской Федерации», перечислены следующие виды бюджетных правонарушений: 1) неисполнение закона (решения) о бюджете; 2) нецелевое использование бюджетных средств; 3) неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; 4) неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; 5) несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств и многие другие.

 

В зависимости от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются  противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы:

 

- бюджетные правонарушения, совершенные  на стадии составления проектов  бюджетов, относится несвоевременное  представление проектов бюджетов;

 

- бюджетные правонарушения, совершенные  на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов совершается такое бюджетное правонарушение, как несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК РФ;

 

- стадия исполнения бюджета более всех остальных подвержена бюджетным посягательствам. На этой стадии совершаются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств их получателям; неполное перечисление бюджетных средств их получателям; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям и др.;

 

- бюджетные правонарушения, совершенные  на стадии подготовки, рассмотрения  и утверждения отчетов об исполнении  бюджетов бюджетным правонарушением будет несвоевременное представление отчетов об исполнении бюджетов.

 

Санкциями за совершение бюджетного правонарушения выступают меры бюджетно-правовой ответственности. Финансово-правовые санкции принято подразделять на два вида: правовосстановительные и карательные (штрафные).

 

Большинство мер бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных  правонарушений являются правовосстановительными. К ним относятся:

 

1) предупреждение о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса;

 

2) блокировка расходов;

 

3) изъятие бюджетных средств; 

 

4) приостановление операций по  счетам в кредитных организациях;

 

5) сокращение или прекращение  финансовой помощи из соответствующего  бюджета.

 

К числу карательных (штрафных) санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, можно отнести лишь начисление штрафа и пени.

 

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса –  это официальное уведомление  участника бюджетного процесса о  ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение бюджетного законодательства.

 

Блокировка расходов – это прекращение  бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.

 

Изъятие бюджетных средств –  это принудительное отчуждение у бюджетополучателя денежных средств, предоставленных ему на возвратной основе, путем бесспорного списания этих средств с его лицевого счета.

 

Бесспорное списание бюджетных  средств с лицевых счетов получателей  бюджетных средств производится на основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.

 

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях – запрет на проведение операций по счетам участников бюджетного процесса в кредитных  организациях до устранения причин, послуживших основанием для этого запрета.

 

Сокращение или прекращение  финансовой помощи из бюджета –  уменьшение суммы бюджетных ассигнования, осуществляемых в форме финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии).

 

Штраф – это принудительное взыскание  определенной денежной суммы с нарушителя бюджетного законодательства.

 

Следует отметить, что ст. 282 ББК  РФ при перечислении мер, применяемых  к нарушителям бюджетного законодательства, называет штрафы. Однако данная мера является не финансово-правовой (бюджетно-правовой), а административно-правовой, и применяется этот штраф в том случае, когда бюджетное правонарушение носит административно-правовой характер. Причем, наложение данного штрафа, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Пеня – это денежное взыскание, применяемое при просрочке исполнения денежных обязательств перед бюджетом в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка  Российской Федерации за каждый день просрочки.

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации  предусматривает взыскание пени в двух случаях:

 

1) за несвоевременный возврат  бюджетных средств, предоставленных  на возвратной основе, просрочку  уплаты процентов за пользование  бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основ;

 

2) за несвоевременное исполнение  кредитными организациями платежных  документов на зачисление или  перечисление бюджетных средств.

 

Рассматривая вопрос о порядке  привлечения к ответственности  за нарушения бюджетного законодательства, которые связаны с бюджетами субъектов Российской Федерации, необходимо отметить, что этот порядок зависит от того, какой вид правонарушения – бюджетно-правового или административного – имеет место в данном случае.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Российская Федерация находится на пути становления рыночных отношений. Генезис новой экономики проходит сложно, порой противоречиво. Экономические реформы, проводимые в России за последнее десятилетие, не только обусловили позитивные сдвиги в социально-экономической ситуации в стране, но и привели к ряду негативных тенденций. К числу отрицательных издержек современных реформ можно отнести рост правонарушений в целом и увеличение количества финансовых правонарушений, в частности, посягающих на основные стороны жизни и деятельности государства.

 

В условиях рыночной экономики проблема развития и совершенствования налогового и бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как  экономической, так и юридической  науки.

 

Налоговое регулирование направлено на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога и регулирует отношения между частным и публичным субъектом, в его рамках реализуется компетенция публичного образования по взиманию денежных средств для использования в указанных бюджетом целях.

 

В настоящее время актуальной задачей является максимальное наполнение государственного бюджета доходами и обеспечение их сбалансированности с расходами. В рамках, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, приоритетных направлений совершенствования налоговой системы России предусмотрено, что использование эффективных приемов и методов налогового контроля, дальнейшее совершенствование всего механизма осуществления налогового контроля должно способствовать значительному росту налоговых поступлений в бюджет. Снижение налогового гнета должно сопровождаться усилением контроля за поступлением налогов и сборов.

 

В условиях рыночной экономики налоги и сборы превращаются в мощный рычаг реализации экономической  политики государства, становятся не только главным источником его доходов, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов.

 

Суть налогового регулирования  состоит в том, что государство  через законодательство о налогах  ограничивает право собственности  налогоплательщика на свободное распоряжение им своим имуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов; в то же время с позиций субъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может быть рассмотрено как система перераспределения доходов.

 

Налоговое регулирование включает регулирование элементов налогообложения и установление (а в случае необходимости и применение) мер ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена несколькими кодифицированными актами: кодексом об административных правонарушениях, уголовным кодексом и налоговым кодексом, что говорит о разграничении ответственности по характеру общественной опасности и соразмерности видов наказаний.

Информация о работе Налоговое право