НАЛОГОВОЕ ПРАВО
подот расль
финансового права, совокупность
норм права, которые регулируют
финансовые отношения в сфере
сбора налогов и иных обязательных
платежей, организации системы органов
налогового регулирования и налогового
контроля на всех уровнях государственной
власти и местного самоуправления.
Н.п. - одна из наиболее важных
подотраслей финансового права.
Основываясь в целом на предмете
и методе регулирования финансового
права, Н.п. имеет специфику,
что признается необходимым при
выделении комплекса правовых
норм в подотрасль. Отношения,
регулируемые Н.п., непосредственно
связаны с государственным налоговым
контролем и управлением,экономическим
и социальным развитием общества
через механизм налогообложения.
Данные отношения, охватывающие
разнообразные сферы государственных,
имущественных, властно-распорядительных
отношений, и составляют предмет
Н.п. Их преимущественно властный
характер не означает. что Н.п.
безразлично к регулированию
имущественных отношений, вытекающих
из властных,
Регулятивная роль
Н.п. в наибольшей степени проявляется
при функционировании системы
налоговых органов. Н.п. выступает
юридической формой реализации
задач, функций, методов и полномочий,
возлагаемых Конституцией и действующим
законодательством РФ на субъектов
исполнительной власти. По-
этому Н.п. отчетливо\'
выражает все особенности, присущие
государственно-управленческой финансовой
деятельности, являясь по своему
юридическому назначению управленческим
правом (или правом управления). В
центре внимания Н.п. находятся
те виды отношений, которые
непосредственно возникают в
связи с выполнением задач
и функций налогообложения субъектами
исполнительной власти. Имеется
в виду практическая реализация
принадлежащих им юридически
властных налоговых полномочий.
Ориентируясь на
действующее налоговое законодательство,
концепцию Налогового кодекса,
можно выделить несколько типов
отношений, регулируемых Н.п. К
ним относятся: а) отношения
между субъектами государственной
власти, находящимися на различном
уровне, выступающими носителями
полномочий по реализации совместной
компетенции РФ и ее субъектов
в области налогообложения; б)
отношения между различными видами
налогоплательщиков и органами
налогового регулирования и контроля
при определении экономической
эффективности и налогооблагаемой
базы по конкретному виду налога;
при реализации прав и обязанностей
этих участников налоговых правоотношений:
при определении
сроков, места, источника получения
доходов; по исполнению налоговых
обязательств: в) отношения между
субъектами налогового контроля
(органами исполнительной власти)
и налогоплательщиками по осуществлению
налогового контроля: г) отношения
между налоговыми органами и
их должностными лицами и налогоплательщиками
по порядку обжалования действий
или бездействия налоговых органов:
д) отношения между органами
уголовного, административного судопроизводства
и налогоплательщиками, нарушителями
налогового законодательства в
производстве по делам о налоговых
нарушениях.
Наиболее общий
характер имеет выделение двух
основных видов норм Н.п.:
материальных и
процессуальных. Материальные нормы
налогообложения характеризуются
тем,что они юридически закрепляют
комплекс обязанностей и прав,
а также ответственность участников
регулируемых Н.п. финансовых
отношений. В материальных нормах
выражен тот правовой режим, в рамках
которого должна действовать налоговая
система. Они определяют основы взаимодействия
налогоплательщиков и органов управления
в налоговой сфере. Процессуальные налоговые
нормы регламентируют процедуру, в рамках
которой осуществляются управленческие
отношения. Например, это нормы, определяющие
порядок приема, рассмотрения,разрешения
жалоб и заявлений налогоплательщиков:
порядок производства по делам о налоговых
правонарушениях. Н.п. исходит из своего
предмета регулирования, которым являются
налоговые отношения (как часть финансовых),
возникающие в процессе налоговой деятельности
государства и выполнения налоговых обязательств
плательщиками. Они отличаются от финансовых
отношений юридическим и экономическим
содержанием, формами их реализации, функциями
налоговых норм в управлении, контроле,
имущественных отношениях. Содержание,
функции и формы налоговых мер определяют
особенности метода правового регулирования
- государственно-властные предписания
со стороны федеральных и региональных
органов власти и управления в области
налогообложения. Такой метод применяется
по субъектному составу (участникам) налоговых
отношений. Однако по объектам, которые
охватывают собственность (имущество
и доходы) юридических, физических лиц,
государственных органов и органов местного
самоуправления, возможно применение
гражданско-правового метода, исходящего
из равенства всех форм собственности
и одинаковой степени защиты каждой из
них. В определенном смысле можно говорить
о комплексном характере метода Н.п. Однако
административно-правовой метод(предписаний)является
главным, а гражданско-правовой - подчиненным,
поскольку налоговые отношения преимущественно
носят финансовый характер.
Финансовое право
в целом и Н.п. в частности
в современных условиях развития
мирового хозяйства и национальных
рыночных отношений не может
использовать только властные
методы, а должно считаться с
имущественными правами участников
гражданского оборота, неприкосновенностью
частной собственности, защитой
прав и свобод человека. Имущественные
отношения возникают между участниками
налоговых отношений при исчислении
налогообла-гаемой базы, определении
видов доходов, из причинения
ущерба из-за несоразмерности
приемов исчисления налогов принципам
предпринимательской деятельности
(систематическое получение прибыли
от использования собственности),
из возмещения незаконно взысканных
сумм, нарушения прав налогоплательщиков,
неправомерных действий должностных
лиц, незаконного отчуждения собственности,
не я-в-ляющейся объектом налогообложения.
Все эти отношения подлежат
гражданско-правовой защите, в том
числе в судебном порядке.
Основные источники
Н.п. - правовые акты, принятые уполномоченными
государственными органами и
содержащие нормы, регулирующие
налоговые отношения ФЗ, имеющие
прямое действие на всей территории
РФ; ФЗ и принимаемые в соответствии
с ними законы субъектов РФ;
законы и иные нормативные
акты субъектов РФ.
Обеспечение соответствия
налоговых законов и иных нормативных
актов по налогообложению субъектов
РФ Конституции РФ и ФЗ отнесено
к совместному ведению РФ и
ее субъектов.
Акты или их
отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу.
\' :
К источникам
Н.п. также относятся акты других
отраслей законодательства, если
они содержат правовые нормы,
применяемые к налоговым отношениям.
Тесная взаимосвязь налогообложения
как режима принудительного отчуждения
части доходов и обеспечения
расчетов с бюджетом по обязательным
платежам предопределяет наличие
норм, регулирующих отношения, связанные
с имущественным ущербом, возникающим
при неправомерных действия-х
участников налоговых отношений,
имущественными правами и обязанностями
юридических и физических лиц,
налоговыми обязанностями банков, валютных,
таможенных органов и др. Это нормы таких
отраслей права и законодательства, как
гражданское, банковское, валютное, бюджетное,
таможенное, внешнеэкономическое, уголовное,
административное,уголовно-процессуальное,земельное,экологическое.
Значимую регулирующую функцию выполняют
акты, которые сами по себе не имеют законодательного
характера и приобретают юридическую
силу в результате утверждения их правомочными
органами. Это двусторонние договоры о
разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
РФ и ее субъектов, которые включают вопросы
налогово-бюджетных отношений.
Петрова Г.В.