Налоговое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 02:34, реферат

Краткое описание

подот расль финансового права, совокупность норм права, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей, организации системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Н.п. - одна из наиболее важных подотраслей финансового права. Основываясь в целом на предмете и методе регулирования финансового права, Н.п. имеет специфику, что признается необходимым при выделении комплекса правовых норм в подотрасль.

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПРАВО.docx

— 17.37 Кб (Скачать файл)

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

    подот расль  финансового права, совокупность  норм права, которые регулируют  финансовые отношения в сфере  сбора налогов и иных обязательных  платежей, организации системы органов  налогового регулирования и налогового  контроля на всех уровнях государственной  власти и местного самоуправления. Н.п. - одна из наиболее важных  подотраслей финансового права.  Основываясь в целом на предмете  и методе регулирования финансового  права, Н.п. имеет специфику,  что признается необходимым при  выделении комплекса правовых  норм в подотрасль. Отношения,  регулируемые Н.п., непосредственно  связаны с государственным налоговым  контролем и управлением,экономическим  и социальным развитием общества  через механизм налогообложения.  Данные отношения, охватывающие  разнообразные сферы государственных,  имущественных, властно-распорядительных  отношений, и составляют предмет  Н.п. Их преимущественно властный  характер не означает. что Н.п.  безразлично к регулированию  имущественных отношений, вытекающих  из властных,

    Регулятивная роль  Н.п. в наибольшей степени проявляется  при функционировании системы  налоговых органов. Н.п. выступает  юридической формой реализации  задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим  законодательством РФ на субъектов  исполнительной власти. По-

    этому Н.п. отчетливо\' выражает все особенности, присущие  государственно-управленческой финансовой  деятельности, являясь по своему  юридическому назначению управленческим  правом (или правом управления). В  центре внимания Н.п. находятся  те виды отношений, которые  непосредственно возникают в  связи с выполнением задач  и функций налогообложения субъектами  исполнительной власти. Имеется  в виду практическая реализация  принадлежащих им юридически  властных налоговых полномочий.

    Ориентируясь на  действующее налоговое законодательство, концепцию Налогового кодекса,  можно выделить несколько типов  отношений, регулируемых Н.п. К  ним относятся: а) отношения  между субъектами государственной  власти, находящимися на различном  уровне, выступающими носителями  полномочий по реализации совместной  компетенции РФ и ее субъектов  в области налогообложения; б)  отношения между различными видами  налогоплательщиков и органами  налогового регулирования и контроля  при определении экономической  эффективности и налогооблагаемой  базы по конкретному виду налога; при реализации прав и обязанностей  этих участников налоговых правоотношений:

    при определении  сроков, места, источника получения  доходов; по исполнению налоговых  обязательств: в) отношения между  субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению  налогового контроля: г) отношения  между налоговыми органами и  их должностными лицами и налогоплательщиками  по порядку обжалования действий  или бездействия налоговых органов:  д) отношения между органами  уголовного, административного судопроизводства  и налогоплательщиками, нарушителями  налогового законодательства в  производстве по делам о налоговых  нарушениях.

    Наиболее общий  характер имеет выделение двух  основных видов норм Н.п.:

    материальных и  процессуальных. Материальные нормы  налогообложения характеризуются  тем,что они юридически закрепляют  комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников  регулируемых Н.п. финансовых  отношений. В материальных нормах  выражен тот правовой режим, в рамках которого должна действовать налоговая система. Они определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере. Процессуальные налоговые нормы регламентируют процедуру, в рамках которой осуществляются управленческие отношения. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения,разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков: порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Н.п. исходит из своего предмета регулирования, которым являются налоговые отношения (как часть финансовых), возникающие в процессе налоговой деятельности государства и выполнения налоговых обязательств плательщиками. Они отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, формами их реализации, функциями налоговых норм в управлении, контроле, имущественных отношениях. Содержание, функции и формы налоговых мер определяют особенности метода правового регулирования - государственно-властные предписания со стороны федеральных и региональных органов власти и управления в области налогообложения. Такой метод применяется по субъектному составу (участникам) налоговых отношений. Однако по объектам, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических, физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, исходящего из равенства всех форм собственности и одинаковой степени защиты каждой из них. В определенном смысле можно говорить о комплексном характере метода Н.п. Однако административно-правовой метод(предписаний)является главным, а гражданско-правовой - подчиненным, поскольку налоговые отношения преимущественно носят финансовый характер.

    Финансовое право  в целом и Н.п. в частности  в современных условиях развития  мирового хозяйства и национальных  рыночных отношений не может  использовать только властные  методы, а должно считаться с  имущественными правами участников  гражданского оборота, неприкосновенностью  частной собственности, защитой  прав и свобод человека. Имущественные  отношения возникают между участниками  налоговых отношений при исчислении  налогообла-гаемой базы, определении  видов доходов, из причинения  ущерба из-за несоразмерности  приемов исчисления налогов принципам  предпринимательской деятельности (систематическое получение прибыли  от использования собственности), из возмещения незаконно взысканных  сумм, нарушения прав налогоплательщиков, неправомерных действий должностных  лиц, незаконного отчуждения собственности,  не я-в-ляющейся объектом налогообложения.  Все эти отношения подлежат  гражданско-правовой защите, в том  числе в судебном порядке.

    Основные источники  Н.п. - правовые акты, принятые уполномоченными  государственными органами и  содержащие нормы, регулирующие  налоговые отношения ФЗ, имеющие  прямое действие на всей территории  РФ; ФЗ и принимаемые в соответствии  с ними законы субъектов РФ; законы и иные нормативные  акты субъектов РФ.

    Обеспечение соответствия  налоговых законов и иных нормативных  актов по налогообложению субъектов  РФ Конституции РФ и ФЗ отнесено  к совместному ведению РФ и  ее субъектов.

    Акты или их  отдельные положения, признанные  неконституционными, утрачивают силу. \' :

    К источникам  Н.п. также относятся акты других  отраслей законодательства, если  они содержат правовые нормы,  применяемые к налоговым отношениям. Тесная взаимосвязь налогообложения  как режима принудительного отчуждения  части доходов и обеспечения  расчетов с бюджетом по обязательным  платежам предопределяет наличие  норм, регулирующих отношения, связанные  с имущественным ущербом, возникающим  при неправомерных действия-х  участников налоговых отношений,  имущественными правами и обязанностями  юридических и физических лиц,  налоговыми обязанностями банков, валютных, таможенных органов и др. Это нормы таких отраслей права и законодательства, как гражданское, банковское, валютное, бюджетное, таможенное, внешнеэкономическое, уголовное, административное,уголовно-процессуальное,земельное,экологическое. Значимую регулирующую функцию выполняют акты, которые сами по себе не имеют законодательного характера и приобретают юридическую силу в результате утверждения их правомочными органами. Это двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, которые включают вопросы налогово-бюджетных отношений.

    Петрова Г.В.


Информация о работе Налоговое право