Налоговое правоотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 06:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольного исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
2. Дать определение объекту налогового правоотношения – налогу. Перечислить основные его виды;
3. Определить, что такое налоговая система и система налогообложения и какое место они занимают в налоговом правоотношении;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ………………………………5
1.1 Понятие правоотношения…………………………………………………...5
1.2 Налог и его виды…………………………………………………………….9
1.3 Налоговая система и система налогообложения…………………………10
2. НАЛОГОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ……………………………………..13
2.1 Понятие налоговых правоотношений и их особенности………………...13
2.2 Структура налоговых правоотношений…………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
Библиографический СПИСОК…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое правоотношение.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками (субъектами) отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы.

Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) и ее подразделения в России ФНС РФ − это федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов РФ. Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. ФНС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями;

4) таможенные органы.

Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) − это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации.

Охранительные налоговые правоотношения возникают в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей, «когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства»12. Одной из сторон охранительного правоотношения является компетентный субъект − носитель властных полномочий, обладающий правом государственного принуждения. Второй же стороной является лицо, к которому применяются меры государственного принуждения и которое обязано их претерпевать.

К налоговым охранительным правоотношениям относятся прежде всего отношения, возникающие в связи с правонарушениями, предусмотренными в гл. 16 и 18 НК РФ.

В этих налоговых правоотношениях у государственного органа есть право применять к правонарушителю меры государственного принуждения, предусмотренные санкцией налогово-правовой нормы. Так, в соответствии с законодательством в случае нарушения субъектом налогового права налогового обязательства такие меры применяет налоговый орган. Одновременно для этих органов право применения к правонарушителю мер государственного принуждения есть и их обязанность, ибо оно непосредственно связано с их задачами и функциями. Как уже отмечалось, для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права, которые он может использовать по собственному усмотрению, а «служение государству», т.е. в широком плане − выполнение обязанностей перед ним (Б.М. Лазарев). Неиспользование субъектом таких прав есть невыполнение своих задач и функций. Таким образом, в налоговом правоотношении применение мер государственного принуждения есть правообязанность компетентного органа. В этом, пожалуй, заключается особенность права на применение мер государственного принуждения в налоговом праве по сравнению с гражданским. В гражданском праве управомоченное лицо в силу дозволительного характера гражданско-правового регулирования имеет возможность самостоятельно решать, применять или отказаться от применения мер государственного принуждения13.

Объектом налоговых правоотношений является то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь. В качестве объекта налоговых правоотношений могут фигурировать как материальные, так и нематериальные блага.

Например, в качестве материального блага, как правило, выступают сами налоги или сборы как обязательные взносы в бюджет.

Характеристику объектам налоговых правоотношений можно дать с помощью анализа налоговых норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме. Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафиксирован в норме налогового права и может быть выделен лишь в абстракции, т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не регламентируются14.

Объекты налоговых правоотношений в юридической науке подразделяют на две группы:

1) правоотношения, отделимые  от материального содержания, представляют  собой объекты, которые зафиксированы  или вытекают из анализа налоговых  норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. К отделимым объектам относятся: налоги, сборы, налоговый кредит, штрафы, недоимки, пени и др.;

2) правоотношения, неотделимые  от материального содержания  − это объекты, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания. К неотделимым от материального содержания объектам налоговых правоотношений относится налоговый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённые в работе исследования позволяют сделать определённые выводы по тем вопросам, которые были поставлены в начале работы.

Правоотношение − общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями.

Налог − это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Все налоги связаны с государственным принуждением. Ни один налогоплательщик не будет добровольно платить налоги, если данный вопрос не будет контролироваться государством.

Все налоги можно разделить на две основные категории: прямые и косвенные.

Прямые налоги являются исторически более ранней формой налоговых платежей. В современных условиях к ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

Говоря о налоговых правоотношениях, следует различать такие понятия, как налоговая система и система налогообложения.

Налоговая система − совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Система налогообложения − это более узкое понятие. В общих словах, система налогообложения  это порядок взимания налогов и контроля за их поступлением.

Таким образом, налоговые правоотношения − это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Особенность налоговых правоотношений состоит в том, что они являются отношениями между юридическими и (или) физическими лицами. По существу, налоговые правоотношения являются нормативными правовыми отношениями, так как они:

- неразрывно связаны с  нормами налогового права − возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;

- представляют собой юридическую  связь субъектов таких правовых  отношений посредством субъективных  прав и юридических обязанностей.

Состав налогового правоотношения − это совокупность его участников, т.е. субъектов налоговых правоотношений. Права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков и др.) в составе налогового правоотношения выступают в качестве их юридических свойств.

Структуру налоговых правоотношений, равно как и любых правовых отношений в целом, образуют три элемента:

- субъекты;

- содержание;

- объекты.

Субъекты налоговых правоотношений − это его участники (т.е. стороны), которые обладают субъективными правами и юридическими обязанностями, которые составляют юридическое содержание данных правоотношений.

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками (субъектами) отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы.

4) таможенные органы.

Содержание налогового правоотношения − это обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.

Объекты налоговых правоотношений в юридической науке подразделяют на две группы:

1) правоотношения, отделимые  от материального содержания, представляют  собой объекты, которые зафиксированы  или вытекают из анализа налоговых  норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. К отделимым объектам относятся: налоги, сборы, налоговый кредит, штрафы, недоимки, пени и др.;

2) правоотношения, неотделимые  от материального содержания  − это объекты, которые не зафиксированы  в нормах налогового права, а  могут быть выделены лишь в  процессе научного абстрагирования  и представляют собой результат  деятельности субъектов налогового  правоотношения, неотделимый от  его материального содержания. К неотделимым от материального содержания объектам налоговых правоотношений относится налоговый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический СПИСОК

 

Законодательно-нормативные документы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2009, № 4, ст. 445. 
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, № 31, 1998, ст. 3824. 
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) // Собрание законодательства РФ, 2000, № 32, ст. 3340. 
  4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 02.11.2013) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» //Собрание законодательства РФ, 2004, № 40, ст. 3961.

 

Литература

  1. Бороздин, Ю. В. Стоимостные отношения в социалистической экономике / Ю. В. Бороздин. – М.: Экономика, 1976. – 205 с.
  2. Колчин, С. П. Налогообложение:  учеб. пособие / С. П. Колчин. – М.: ИПБ-БИНФА, 2010.  – 437 с.
  3. Крохина, Ю. А. Налоговое право. Учебник / Ю. А. Крохина. − 3-е изд., перераб. и доп. ― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. ― 463 с.
  4. Налоги: учеб. пособие / под ред. Д. Г. Черника − 6-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 386 с.
  5. Налоги и налоговое право /под ред. А. В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2012. – 497 с.
  6. Налоговое право России: учеб. пособие  / под ред. Ю. А. Крохиной. – М.: НОРМА, 2009. – 433 с.
  7. Налоговое право: учебник /под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2011 – 365 с.
  8. Ровинский, Е. А. Основные вопросы теории советского финансового права / Е. А. Ровинский. – М.: Мысль, 1960. – 256 с.
  9. Теория государства и права: курс лекций /под ред. М. Н. Марченко. – М.: Юрайт, 2009. – 467 с.
  10. Финансовое право Российской Федерации / под ред. М. В. Карасевой. –

Информация о работе Налоговое правоотношение