Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 04:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налоговой системы, как инструмент государственного регулирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………….2-3
Глава 1. Сущность Налоговой системы государства.
1.1.Сущность налогов их функции и виды………………………..4-9
1.2.Налоговая система ее сущность и значение………………….10-15
1.3..Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы…………………………………...16-21
Глава 2. Совершенствование. Налоговая система РФ: проблемы и тенденции.
2.1.Принципы эффективного формирования налоговой системы и налогообложения РФ ………………………………………………22-26
2.2.Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……………………………………………………………………27-32
Заключение………………………………………………………….33-34
Список литературы…………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект по экономике.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Для современных  стран с развитой экономикой характерно расширенное и усиленное вмешательство  государства в различные сферы  экономической жизни. Разная составляющая лишь в степени этого вмешательства. В США, например, оно меньше, во Франции  больше, Германия находится на среднем уровне. Основными инструментами государственного регулирования является финансовое воздействие на предприятия и индивидуальных предпринимателей через налоговую политику.9

Налогами можно  ограничивать или стимулировать  деловую активность. Иногда налоги используются для решения довольно частных проблем. Так в Германии в начале века, с целью прекращения расходования вина на производство уксуса был введен налог на уксусную кислоту. Денежные доходы от налога едва покрывали расходы по его взиманию, но поставленная задача была решена. В той же Германии налоги используются для решения социальных задач. В частности, после резкого увеличения акциза на табак некурящих в Германии стало значительно меньше. Налогообложение используется также для решения проблем экологии. Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя с 70-х годов применяются в США.

Влияние налогообложения  на прочие виды кредитов менее значимо. В России отсутствуют налоговые  рычаги стимулирования потребительского кредитования, хотя и в зарубежных странах данная льгота не получила столь широкого распространения, как налоговый вычет по ипотечному кредитованию. Проценты по потребительским кредитам полностью освобождаются от налога в Голландии, Дании, Ирландии и Финляндии; в определенных пределах - в Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Швейцарии. В то же время льготы по потребительскому кредитованию отсутствуют в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии и ряде других стран.

В настоящее время отсутствуют и законодательно регламентированные методика определения рыночных цен, и перечень источников информации о последних применительно к конкретным регионам и товарам. А это способствует занижению ценовых параметров сделок далеко не только в рамках интегрированных корпораций. Хотя Налоговый кодекс РФ в принципе не исключает возможность использования для определения рыночной цены «официальных источников информации», в нем нет ни слова о том, что конкретно следует под ними понимать, информация каких государственных и муниципальных органов или коммерческих организаций может быть использована. Нет ясности и в том, можно ли использовать официальные зарубежные источники. Кодекс не определяет в качестве возможного источника и биржевые цены.

В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом  планировании не следует ориентироваться  только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение.

На самом  деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым  правительством платят налоги по эффективной  налоговой ставке не свыше 20-25%.

Снижение высоких  нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных  в западных странах в принципе доступно для всех  компаний, хотя и носит избирательный характер.

Практически во всех странах  существуют значительные налоговые  льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д.

Многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям  отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может  фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные  законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в "налоговые убежища", которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала..

Необходимо  отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для системы сбора налогов в США и ФРГ, влияющие на поступление налогов в государственную казну, которые могут быть учтены при становлении эффективного налогового контроля в нашей стране.

1.     Хорошо развитая и финансируемая  автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.

2.     Большое значение деловой и  финансовой репутации бизнесмена  на Западе. Информация об уклонении  от уплаты налогов или о  наличии проблем с налоговыми  органами может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, “отпугнуть” деловых партнеров.

3.     Систематизация опыта работы  налоговых служб и правоохранительных  органов, их хорошая техническая  оснащенность, высокий авторитет  у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности

4.     Горизонтальные и вертикальные  механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в США.

5.     На Западе налоговое законодательство  более детализировано, отсутствуют  основания для разных толкований  и интерпретации. Положительным  моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.

6.     Разумная дифференциация санкций  за налоговые правонарушения  и преступления. Практика ограничения  виновных в некоторых гражданских  правах. Например, лишение права  участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений.

7.     Относительно стабильная экономическо-политическая  ситуация.

8.     Налоговые преступления рассматриваются  в тесной связи с легализацией  денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики. Они рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.

9.     Отлаженная система возмещения  причиненного государству финансового  вреда. Возложение взыскания на  личное имущество должника, возможность конфискации имущества.

Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о  применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного  опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.

Налогами можно  ограничивать или стимулировать  деловую активность. Иногда налоги используются для решения довольно частных проблем. Так в Германии в начале века, с целью прекращения расходования вина на производство уксуса был введен налог на уксусную кислоту. Денежные доходы от налога едва покрывали расходы по его взиманию, но поставленная задача была решена. В той же Германии налоги используются для решения социальных задач. В частности, после резкого увеличения акциза на табак некурящих в Германии стало значительно меньше. Налогообложение используется также для решения проблем экологии10. Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя с 70-х годов применяются в США.

Как показывает мировой опыт, ориентация налоговой  системы на регулирующую функцию, способствует кардинальному улучшению социального  климата в стране. Вместе с тем, необходимо отметить, что простым копированием опыта других стран проблемы России решить не возможно из-за различий в уровне благосостояния общества в целом и отдельных его членов, в инвестиционной обеспеченности процессов расширенного воспроизводства и социальной политики. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Совершенствование Налоговая системаРФ: проблемы и тенденции.

 

2.1.Принципы  эффективного формирования налоговой системы  и налогообложения РФ.

Стабилизация  экономических отношений в России выдвигает на первый план долгосрочные задачи  обеспечения социальных свобод и гарантий в обществе. Реализация этих задач предполагает эффективно функционирующую, адаптированную к рыночным условиям и социальным потребностям общества налоговую систему государства. Необходимость социального реформирования отечественной налоговой системы является актуальной и практически значимой задачей.

Эффективность налоговой системы современного общества измеряется не суммой аккумулированных с ее помощью финансовых ресурсов государства, а степенью положительного влияния на уровень развития различных сфер общественной жизни. При этом государство, используя налоговую политику в качестве социального регулятора должно учитывать реальные потребности не только общегосударственного развития, но и потребности общества, как в целом, так и отдельных его индивидуумов. Данное обстоятельство свидетельствует, что эффективная государственная налоговая политика, определяющая принципы и формы институционализации налоговой системы общества, должна меняться в зависимости от его реальных потребностей.

Управление  налоговой системой представляет собой  составную часть общей системы  управления финансами страны. Публичная налоговая деятельность государства (муниципального образования) носит юридический характер и связана с государственным управлением, что придает ей определенные политико-правовые признаки. Вследствие этого налоговая политика становится объектом налогово-правового регулирования.

Налоговая (фискальная) политика государства – политика в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью поддержания уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Ее проведение – это прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Политика  встроенных стабилизаторов – автоматическое изменение суммы налоговых поступлений в прямой зависимости от изменения чистого национального продукта без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Основные встроенные стабилизаторы – прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различных социальных выплат; программы по поддержке малоимущих слоев; субсидии фермерам.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в  том, чтобы ликвидировать безработицу  и инфляцию. Во время спада необходимо проводить стимулирующую фискальную политику, т.е. снижение налоговых ставок или увеличение госрасходов. Во время проведения стимулирующей фискальной политики мы наблюдаем дефицит бюджета, который компенсируется в период подъема, когда налоговые ставки повышаются, а госрасходы уменьшаются.

Налоговая политика формирует организационный механизм налоговой системы и определяет содержание администрирования налоговой системой. Самой актуальной задачей налоговой администрации является оптимизация налоговой системы в целом, всей ее многосторонней деятельности. Вопросы совершенствования налогового законодательства, соблюдения пропорций в налоговых отношениях, не могут быть решены и иметь для экономики в целом, для социальной сферы и для налогоплательщиков правильный ответ и реальный результат без знаний причин и анализа последствий налогового администрирования. Можно говорить, что этот принцип является важнейшим для функционирования всех служб налоговой системы при осуществлении ими своих административных обязанностей.

В настоящее  время во всем мире наблюдается тенденция  к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая  система. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Экономическая эффективность налогообложения  подразумевает его соответствие условиям эффективного распределения  ресурсов в экономике. Эффективность  распределения ресурсов в современной  экономике обеспечивается действием рыночных сил. В то же время налоговая система выступает по отношению к рынку как внешний, корректирующий механизм. Если она оказывает искажающее воздействие на поведение экономических агентов, эффективное размещение ресурсов может не достигаться. Например, при избыточном налогообложении производства капитал может уходить в другие сферы экономической деятельности, включая теневую, что в конечном итоге негативно отражается на темпах экономического роста.

Информация о работе Налоговая система государства