Налоговая система в странах рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе раскрыта не только сущность и роль налогов в условиях рыночной экономики, но и дано представление о системах налогообложения развитых стран, сделана попытка сравнить их, выявить общие проблемы и тенденции их развития. Также представлен рассмотрению вопрос о налоговой системе в странах рыночной экономики, изучено понятие налоговой системы, структура налоговой системы в странах с рыночной экономикой, дана характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой. Определена сущность, цели и принципы налоговой политики, выявлена роль налоговой политики в экономике. Дана характеристика налоговой политике России на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая )) 1 курс ЭТ.docx

— 65.10 Кб (Скачать файл)

          Налоги на сделки — это особая форма косвенных налогов, представляющая собой вид пошлины, которая взимается со сделок, подлежащих регистрации в установленном порядке.

          Наиболее распространенным видом налога на сделки является гербовый налог (гербовый сбор), которым облагается регистрация актов о передаче имущества, долговых обязательств, доверенностей на владение или опеку имущества, расписок, квитанций и др. Гербовый налог исчисляется либо по твердым ставкам, либо в процентах к сумме сделки.

          В ряде стран имеются также специальные трансфертные налоги, которыми облагаются некоторые особые виды сделок: продажа акций и облигаций; продажа земельной собственности и др.

Взносы на социальное страхование  в большинстве стран имеют  обязательный характер и взимаются  как с лиц наемного труда, так  и с предпринимателей. В некоторых  странах существуют также взносы для лиц свободных профессий (адвокаты, врачи, архитекторы, артисты и др.).

          В части, уплачиваемой предпринимателями, такие взносы следует относить к косвенным налогам, поскольку они включаются в качестве издержек производства в цену производимых товаров и услуг и в конечном счете перекладываются на потребителя.

          Взносы на социальное страхование, уплачиваемые предпринимателями, устанавливаются в процентах к фонду заработной платы. В некоторых странах размеры ставок достигают 15—24%, что, несомненно, является одним из факторов, способствующих ускорению темпов инфляции и роста цен в этих странах.[2]

 

1.3 Характеристика  налогообложения стран с развитой  рыночной экономикой. Налоговая система России.

 

          Рассмотрим основные показатели системы налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой.

          Первый общий показатель, характеризующий роль налогов в экономике для всех налоговых поступлений на федеральный уровень в Валовый национальный Продукт (ВНП). Доля всех налогов в ВНП достигает заметной величины в странах с развитой рыночной экономикой.      В 80-90 гг. она составила (в %):

- в США – 30;

- в Японии – 26-31%;

- в Германии – 38%;

- во Франции – 42-45%;

- в Австралии – 30%;

- в Швеции – 50-60%;

- в  Англии – 37-38%;

- в Италии – 33-41%;

- в Канаде – 33-37%; [8]

          Основная часть налогов – это налоги федерального уровня.

          Второй общий показатель систем налогообложения – сходство основных налогов. Около 90-95% всех поступлений идёт за счёт примерно 10 налогов.

           На население (физических лиц) приходится три основных (прямых) налога: индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование и налог на имущество.

           На предпринимательство (юридические лица) накладываются два основных прямых налога:

- налог на прибыль;

- налог на собственность.

          Ещё один важнейший обобщающий показатель систем налогообложения – распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Обычно, в бюджетных системах центральную роль играет федеральный (а в унитарных государствах – центральный) бюджет.

          Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнями различны. Например, доходная часть федерального бюджета США формируется, в основном, за счёт прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (46% во всех федеральных налогах в 1997 году), взносов населения по социальному страхованию (34%), налога на прибыль корпораций (11%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы – 4%, таможенные пошлины 5%) [8].

          Что касается бюджетов  штатов, то их доходная часть формируется за счёт  косвенных налогов (налог на продажу и акцизы); источники доходов местных бюджетов – местные налоги, прежде всего, налог на недвижимость. В США около 2/3 всех налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.

          Современное налогообложение в РФ в сравнении с опытом стран развитой рыночной экономики отличается серьёзными особенностями. И это понятно. Налоговые системы западных стран формировались и функционируют в условиях нормального экономического развития. В России же оно несёт на себе отпечаток социально-экономического кризиса это видно по первому обобщающему показателю, характеризующему роль налогов в экономике – доле налоговых поступлений в Валовый национальный Продукт (ВНП). Если в 1992 году она составила окло 50%, в том числе федеральная часть – почти 18%, то в 1997 году эти доли соответственно сократились до примерно 20 и 10%, а в 1998 г. – под воздействием финансового кризиса уменьшились почти вдвое. ВНП за рассматриваемый период также сократился вдвое [3]. Такое падение налоговых поступлений характеризуется экономистами как катастрофическое.

          Много негативных черт присуще и другому обобщающему показателю – распределению налогов по различным бюджетным уровням. налоговые поступления в нашей стране делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Их распределение базируется на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирования  нижестоящих вышестоящими (прежде всего, трансферты со стороны федерального уровня).

          На практике это распределение стало объектом острой борьбы. Отсюда, в частности стремление ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, попытки вырвать льготы для одних субъектов федерации за счёт других, неудовлетворительное покрытие социальных  и иных нужд многих субъектов федерации при распределении центром налоговых поступлений (с этим связаны отказы или задержки в перечислении средств в федеральный бюджет и наоборот, частые и произвольные изменения обязательств центра по отчислениям на уровень субъектов федерации). Эти противоречия, усиленные всё возрастающим сокращением федерального бюджета, заметно дестабилизируют весь федеральный процесс.

          От 20 до 40% налоговых поступлений приносят отчисления на социальное страхование; налоги на имущество в различных странах колеблются от 3-4 до примерно 10%, при этом чем выше данный показатель, тем больше доля в нём поимущественного налога физических лиц [8,9].

          В Росси существуют те же налоги, что и в развитых странах. Однако, за этим формальным сходством кроются серьёзные отличия. так, в России с 1992 года были введены с фискальной целью косвенные налоги (с учётом опыта стран ЕС), особенно НДС со ставкой с 1993 г. 20% (на продовольствие  - 10%) и акцизы. В 1996-1998 гг. они стали покрывать большую часть налоговых поступлений (более половины на федеральном уровне и свыше 1/3 в консолидированном бюджете). Что касается таможенных пошлин, то их значение в России за последние годы снизилось из-за определённого копирования опыта развитых стран.

          Не в меньшей мере фискальные задачи превалируют в России в отношении налогообложения прибыли. В 1992-1995 гг. доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях достигала примерно 1/3 , что явно не соответствовало международным стандартам. Не смотря на установленную для 1992-1998 гг. умеренную ставку собственно налога на прибыль (35% для предприятий и 43% для банковских и других кредитных учреждений), реально она была намного выше. В развитых странах при определении налогооблагаемой прибыли из валовой выручки разрешено исключать практически все издержки производства.

          Ограничения на подобные исключения (например, на чрезмерные представительские расходы) незначительны.

          В России ограничения гораздо шире и жестче. Это приводит к тому, что реальная ставка налога на прибыль в России, соответствующая международным стандартам, завышается по сравнению с официально объявленной.

Во-вторых, слабо используются общие  налоговые льготы функционального  значения (преобладали и преобладают индивидуальные льготы лоббистского значения).

В-третьих, в 1992-1995 гг. в рамках налога на прибыль взимался ещё и  своеобразный налог на сверхнормативную заработную плату (35% к средней зарплате работников за вычетом небольшого минимума).

в-четвёртых, заметные изъятия  из прибыли российских предприятий  идут за счёт налога на имущество этих предприятий, налогов на природные  ресурсы (в добывающей промышленности), ряда местных налогов и.т.д

В результате, по косвенным  оценкам, ставка собственно налога на прибыль в России в 1992-1995 гг. составила  около 70%, а в 1996-1998 гг. после отмены налога на сверхнормативную заработную плату – около 55%. С учётом указанных  и иных налоговых изъятий из прибыли  вполне резонный характер носят жалобы предпринимателей на то, что они  вынуждены отдавать в виде налогов  до 70-100% прибыли, а то и больше.

Что касается остальных основных налогов в России, то взносы на социальное страхование (до 1/5 всех налоговых поступлений) ниже, чем в большинстве развитых стран; к тому же они почти всецело  покрываются за счёт предприятий (социальный налог на занятых составляет лишь 1% от заработной платы). При оценке этих цифр нельзя забывать о более высоком  жизненном уровне населения развитых стран. Фактически в данной сфере положение в России ещё хуже,  в том числе и из-за попыток исполнительной власти использовать средства пенсионного и других внебюджетных фондов не по их прямому назначению.

          По сравнению с другими основными налоговыми поступлениями у нас крайне низка доля индивидуального подоходного налога (около 7-8%). И это, не смотря на переход с 1992 г. от пропорционального обложения (13% заработной платы) к прогрессивному (нижняя  ставка – 12%, верхняя – около 1/3 дохода).

          Основные причины – низкий уровень жизни основной массы населения и резкое сокращение доли заработной платы в национальном доходе страны. Последняя упала до беспрецедентно низкой величины – 40%; в 1997 году против 74% в 1990 г. и  65-75% в странах с развитой рыночной экономикой.

Развитие налоговой системы  в России.  Большинство экспертов  сходятся во мнении, что налоговая  система в России в настоящее  время вполне адекватна экономической  ситуации. Однако принятый курс на модернизацию российской экономики должен быть подкреплен не только экономическими, но и соответствующими налоговыми стимулами.

При имеющемся дефиците бюджета, который сейчас составляет 4,6% от ВВП, Правительство РФ находится перед  выбором: либо повышать эффективность  бюджетных расходов и проводить  структурные изменения, либо повышать налоги. В то же время уже в  наступившем году увеличение налоговой  нагрузки в Российской Федерации  составит около 2,3% (это, видимо, по меньшей  мере), в 2013 году - 3,6%. Глава Минфина  РФ Кудрин А. Л. взбодрил российских налогоплательщиков, заявив, что это не временная мера, а необходимая тенденция.

Россия проходит такой  же путь, как и многие европейские  страны: Венгрия, Латвия, Чехия, Финляндия, которые уже давно приняли  подобные решения. При этом оказывается  наиболее эффективным повышение  косвенных налогов, так как повышение  налога на прибыль организаций тормозит экономический рост.

Глава финансового ведомства  также добавил вторую ложку дегтя, заявив о созревшей необходимости  обеспечения нейтральности налоговой  системы. В переводе это означает отмену многочисленных налоговых льгот, которые создают неравенство  хозяйствующих субъектов и не позволяют достигнуть планируемого эффекта. При этом он подчеркнул, что  речь не идет об отмене всех существующих льгот, что, кстати, позволило бы полностью  закрыть дефицит бюджета (все  льготы охватывают более 5% ВВП). Тем  не менее, некоторые задачи бюджетной  консолидации за счет исключения части  льгот можно было бы решить.

Многие вопросы налогового законодательства становятся более  понятными, если обратиться к уже  пройденным этапам социального развития общества.

Налоги и госбюджет. Налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с  существованием государства и выполнения им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское  обеспечение, образование и другие. Основной целью взимания налогов  является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит  от степени его развития. В этой связи формы налогообложения  связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике.

Главной задачей налоговых  органов является формирование доходной части бюджета страны, большая  часть которой образуется за счет сбора налоговых платежей. Другими  источниками доходов бюджета  являются таможенные платежи, доходы государственных  предприятий, рентные платежи, доходы

от приватизации объектов государственной собственности  и т.п.

Госбюджет страны тщательно  прорабатывается, согласовывается  на всех уровнях и принимается  Государственной Думой в виде федерального закона.

В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых  поступлений. Показатели, заложенные в  федеральном бюджете, исполняются  регулярно, без срывов.

Если в 1992 году поступления  составили всего 5 млрд. деноминированных рублей, то в 2009 году доходы бюджетной  системы страны, администратором  которых является ФНС РФ, составили 8,4 трлн. рублей.

Рост поступлений налогов  в федеральный бюджет в 2010 году составил около 30%, увеличение доходной части  консолидированного бюджета (федерального, региональных и местных бюджетов) зафиксировано на уровне 24%.

Информация о работе Налоговая система в странах рыночной экономики