Налоговая система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и основные характеристики налоговых систем
1.1. Сущность налоговой системы
1.2. Функции и принципы построения налоговых систем
1.3. Классификация налоговых систем
Глава 2. Специфика налоговой системы РФ.
2.1. Структура действующей налоговой системы РФ, принципы ее построения
2.2. Эффективность функционирования налоговой системы РФ
2.3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya налогоавя система РФ.docx

— 318.59 Кб (Скачать файл)

Макроэкономическая (регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой  политики в системе факторов регулирования  макроэкономических процессов, совокупного  спроса и предложения, темпов роста  и занятости. В условиях России налоговая  система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости  рабочей силы.

Распределительная функция налоговой  системы проявляется в сложном  взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций  и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения  национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная  функция налогов влияет на распределение  не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов  носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как  денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность  их обращения на непроизводственные цели. В условиях Российской Федерации  социальная функция налоговой системы  бюджета весьма существенна в  силу тех обязательств, которые несло  советское государство перед  населением и которое "по наследству" перешло к Российской Федерации. Многие социальные затраты, финансируемые  в западных странах за счет частных  средств, в России финансируются  государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение, пенсионные расходы, социальное страхование).

Социальная функция налогов  проявляется и непосредственно  через механизм налоговых льгот  и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного  налога с физических лиц и т.д.).

Социальная функция налоговой  системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным  отношениям (например, неоправданные  налоговые льготы некоторым республикам, входящим в состав Российской Федерации).

Стимулирующая функция налоговой  системы является одной из важнейших, но это самая "трудно настраиваемая" функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно обращена и взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов  является в современной российской практике слабо реализуемой и  неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает  своего рода защитной функцией: она  обеспечивает воспроизводство налоговых  отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной  функции другие функции налогов  неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться  только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И  наоборот, ослабление контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная  функция налогов проявляется  в обязательности исполнения налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами, в полноте  сбора налоговых платежей и действенности  и эффективности штрафных санкций  и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед  государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой  системы предопределяет и определяет, как уже отмечено, эффективность  других функций. Следовательно, если контрольная  функция налогов ослаблена, то это  соответственно снижает эффективность  налоговой системы в целом.[8, с. 27]

 

1.3. Классификация налоговых  систем

 

Классификация налоговых систем в зависимости от различных от различных показателей представлена на рисунке 3.[8, с. 71]

В зависимости от уровня налоговой  нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:

1. Либерально-фискальные, обеспечивающие  налоговые изъятия с учётом  платежей социального характера  до 30% ВВП; к этой группе относятся  налоговые системы США, Австралии,  Португалии, Японии;

2. Умеренно фискальные, с уровнем  налогового бремени от 30 до 40% ВВП;  данную группу составляют налоговые  системы большинства стран, в  частности Швейцарии, Германии, Испании,  Греции, Великобритании, Канады и  России.

3. Жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Дании, Швеции, Бельгии, Финляндии. 

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:

1. Подоходные, делающие основной  акцент на обложении доходов  и имущества, в которых доля  поступления от косвенных налогов  не превышает 35% совокупных налоговых  доходов; это налоговые системы  США, Канады, Великобритании, Австралии;

2. Умеренно косвенные, равномерно  распределяющие налоговую нагрузку  на обложение доходов и потребления,  в которых доля косвенных налогов  составляет от 35 до 50% совокупных  налоговых доходов; данную группу  составляют налоговые системы  развитых стран Европы- Германия, Франция, Италия; 

3. Косвенные, делающие основной  акцент на обложении потребления,  в котором косвенные налоги  обеспечивают более 50% совокупных  налоговых доходов; такой уровень  косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы  развивающихся стран – Аргентины,  Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана;  к этой же группе относится  и налоговая система России. 

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:

1. Централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

2. Умеренно централизованные, наделяющие  все уровни управления значимыми  налоговыми полномочиями и обеспечивающие  долю налоговых доходов федерального  уровня от 55 до 65% консолидированных  налоговых поступлений; данную  группу составляют налоговые  системы Австралии, Германии, Индии.

3. Децентрализованные, наделяющие  нижестоящие уровни правления  более значимыми налоговыми полномочиями  и обеспечивающие долю налоговых  доходов федерального уровня  до 55% консолидированных налоговых  поступлений; к этой группе  относятся налоговые системы  США, Канады, Дании.

Рисунок 3. Основные классификации  налоговых систем.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

1. Прогрессивные, если после  уплаты налогов экономическое  неравенство налогоплательщиков, оцениваемое  по их доходам, сокращается;  данную группу составляют налоговые  системы практически всех развитых  и развивающихся стран;

2. Регрессивные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство  налогоплательщиков, оцениваемое по  их доходам, возрастает; примеры  построения таких налоговых систем  практически неизвестны;

3. Нейтральные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство  налогоплательщиков, оцениваемое по  их доходам, остаётся неизменным; сюда можно отнести налоговую  систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация  по экономическому показателю соотношения  налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. [8, с. 73]

 

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ

2.1. Структура действующей налоговой системы РФ

 

Существующая российская налоговая  система создавалась на базе опыта  зарубежных стран. Благодаря этому  она по общей структуре и принципам  построения в основном соответствует  общераспространенным в мировой  экономике системам налогообложения. Но основные элементы российской налоговой  системы не копировались полностью  с западных образцов, а формировались  с учетом национальной специфики.

В Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах РФ в настоящее  время отсутствует нормативно определенное понятие «налоговая система». Основным нормативно-правовым актом, регулирующим налоговые отношения в РФ, является Налоговый кодекс РФ, в соответствии с ним в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. [3]

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц. [3]

В настоящее время налоговая  система России основана на следующих  принципах:

1. Принцип единства налоговой системы. Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подпункте «б» ст. 114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивало одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства.

В Налоговом кодексе в  ст.3 указывается на то, что «не  допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство Российской Федерации  и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или  создавать препятствия не запрещенной  законом экономической деятельности физических лиц и организаций», а также «недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. [3]

Принцип единства налоговой  системы обеспечивается также единой системой федеральных налоговых  органов. Налоговые органы в субъектах  федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов.

2.  Принцип подвижности (эластичности). Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые политические и экономические условия. 

Кроме того, подвижность  налогообложения проявляется в  регулярном заполнении правовых провалов в налоговом законодательстве страны. В большинстве случаев подвижность  выступает в качестве контрмер государства  против активных действий части непослушных  налогоплательщиков. Поскольку не все  налоги обладают одинаковой подвижностью, налоговая система должна содержать  в себе и такие налоги, которые  при росте потребностей можно  было бы увеличить. Однако подвижность  вовсе не означает качественное реформирование налоговой системы, напротив это постепенное внутреннее ее развитие. 

3. Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года. 

Информация о работе Налоговая система в Российской Федерации