Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является рассмотрения теоретических основ налогообложения, подробное описание налоговых системы России, методик расчета каждого налога в отдельности.
Указанная цель определяет задачи исследования:
• Анализ налоговой системы Российской Федерации;
• Раскрыть содержание отдельных видов налога.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая система рф.docx

— 48.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральный центр, субъекты федерации и органы местного управления должны в большей степени интересовать общие доходы производителя, своевременность и полнота исчисления налога субъекта в бюджет и социальная защищенность работников труда. Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена на принципе доходности субъекта налога и административно-территориальном принципе уплаты налогов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистрированные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд) данного образования, из которого только часть средств, установленная законом, зачисляется непосредственно в бюджет (фонд) данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего территориального образования и так далее до федерального бюджета. Данная схема формирования бюджетов территориальных образований позволит упростить процессы, протекающие в налоговой системе, и даст возможность территориальным образованиям объективно формировать свои бюджеты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся в их распоряжении часть средств направить на развитие инфраструктуры своего региона.

 

Анализ системы налогообложения России позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:

 

1. Создание экономичной  и эффективной налоговой системы  с упрощенной законодательной  базой, охватывающей всех субъектов  налога, которые несут налоговое  бремя на издержки и содержание  аппарата, налоговых служащих, на  организацию сбора, обработку и  хранение налоговой информации  и установление контроля за  поступлением налогов. Особое значение  это имеет в переходный период  к рыночной экономике.

 

2. Создание налоговой системы  с учетом конкретно складывающихся  условий и адекватной внешнеполитическим  и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы  могут выступать:

 

– своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов);

 

– своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;

 

– изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, которые обеспечат необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;

 

– своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;

 

– совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов;

 

– создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования.

 

Обозначенные выше направления совершенствования налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере в зависимости от используемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов могут значительно уменьшить противоречия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам налогообложения.[1]

 

1.2 Методика построения  налоговой системы 

 

В основу методик построения налоговых систем могут быть положены различные научные методы: системного, комплексного и целостного подходов, аналитический, статистический, сравнительной оценки и другие методы (способы и приемы), в том числе логико-математический, на котором строится приводимая ниже методика.

 

1. Определить (рассчитать) необходимую  потребность денежных средств, закладываемых  в соответствующий бюджет и  потребных для решения задач  органом власти (федеральным, региональным, местным):

 

Д = Д + Д

 

б н д

 

 

Д – бюджет соответствующего территориального образования; б

 

Д – часть средств бюджета, образуемая за счет поступления налогов н и сборов соответствующего территориального образования;

 

Д – часть средств бюджета, образуемая за счет налоговых д поступлений соответствующего территориального образования.

 

2. Определить состав бюджета  соответствующего территориального  образования (федерации, субъекта федерации, местного самоуправления), формируемого  за счет статей налогов и  сборов, покрывающих расходы (на выполнение проектов и решение задач соответствующим органом власти):

 

Д = Д – Д

 

н б д

 

3. Определить задачи в  сфере налогообложения, и построении (совершенствовании) налоговой системы  в целом: какие задачи должна  решить налоговая система, чего  необходимо достигнуть, какая нужна  налоговая система, какое должно  быть законодательство (правовая  база) и т.д.

 

4. Предъявить требования  к налогообложению и налоговой  системе в целом, чтобы система  была способна выполнять задачи, стоящие перед территориальным  образованием, и «смягчить» противоречия, существующие в действующей системе.

 

5. Определить принципы, которые  должны быть положены в основу  налоговой системы и налогообложения, удовлетворяющие требованиям и  решаемым задачам соответствующих  территориальных образований (федеральным, территориальным, местным).

 

6. Выявить противоречия  в сфере налогообложения и  самой налоговой системе, наметить  пути разрешения противоречий  с учетом предъявленных к налоговой  системе требований и принципов, положенных в основу системы  налогообложения.

 

7. Выявить проблемы в  системе налогообложения, наметить  пути их разрешения с учетом  предъявленных к налоговой системе  требований и принципов, положенных  в основу системы налогообложения  и построения налоговой системы  в частности.

 

8. Разработать систему  видов налогообложения (налогов  и сборов) субъекта налога с  учетом классификационных признаков.

 

9. Определить объекты налогообложения  для разрабатываемой системы  по видам налогов и сборов  соответствующего территориального  образования (федерального, территориального, местного).

 

10. Рассчитать налоговую  базу каждого из видов налога  и сбора соответствующего уровня  территориального образования (федерального, регионального, местного).

 

11. Рассчитать (установить) налоговые  ставки по каждому виду налога  и сбора соответствующего территориального  образования (федерального, регионального, местного).

 

12. Определить единицу (масштаб) каждого вида налога (сбора) соответствующего  территориального образования (федерального, регионального, местного).

 

13. Установить субъектов  налога (налогоплательщиков – юридических  и физических лиц).

 

14. Организовать учет субъектов  налога (налогоплательщиков).

 

15. Разработать (при необходимости) систему льготных мер для субъектов  налога и объектов налогообложения.

 

16. Организовать сбор данных  о реальных или предполагаемых  доходах субъектов налога (налогоплательщиков).

 

17. Рассчитать сумму налога, уплачиваемую субъектом налога (сбора) с объекта налогообложения.

 

18. Определить порядок  исчисления всех видов налогов  и сборов, налоговый период, порядок  и сроки уплаты налогов и  сборов субъектами налога.

 

19. Проанализировать существующую  систему видов налогов, налоговую  систему в целом, порядок изъятия  доходов, выявить возможные варианты  ухода субъектов налога от  уплаты налогов (сборов) с учетом  объектов налогообложения, льготных  условий и органов, осуществляющих  изъятие налогов и организующих  контроль за их уплатой.

 

20. Определить систему  налоговых органов, осуществляющих  изъятие налогов и сборов с  учетом принципа оптимизации  или эффективности работы органов.

 

21. Законодательно определить  систему налогообложения (принять  соответствующие законодательные  акты), в том числе закрепить  права и обозначить субъектов  налога, налоговых органов власти  соответствующих территориальных  образований (федеральных, региональных, местных).

 

22. Рассчитать ориентировочный (расчетный) доход, поступающий в  соответствующий территориальный  бюджет (региональный, местный, федеральный) по всем видам налогов от  всех субъектов налога, в соответствии  с пунктом 14 настоящей методики.

 

23. Уточнить (сопоставить) полученный  расчетным путем доход в соответствующий  бюджет с требуемым доходом, согласно  пункту 2 настоящей методики.

 

Если Д_р >= Д_н, то количество видов налогов, их ставки, другие элементы налогов и выбранный вариант системы налогообложения отвечают требованиям, предъявляемым к системе.

 

Если Д_р <= Д_н, то необходимо менять параметры системы или ее элементы или строить налоговую систему в соответствии с другими принципами и предъявлять к ней иные требования.

 

24. Установить контроль  за собираемостью налогов и  сборов, их поступлением в соответствующий  бюджет (федеральный, региональный, местный).[2]

 

 

2. Характеристика налогов  России 

 

2.1 Налог на добавленную  стоимость 

 

Считается, что добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товара (работ, услуг), которая создана живым трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Но, в свою очередь, налог взимается из прибыли и дважды из заработной платы: непосредственно от физического лица в виде налога на доход (подоходный налог) и с юридического лица в виде единого социального налога. В принципе, до настоящего времени не существовало и не существует в законодательстве и учебной литературе четкого определения, что же характеризует данный вид налога и что такое добавленная стоимость. Если представляется возможность накопленное в процессе производства изъять из результатов работы механизма, станка, паровоза, самолета, парохода, а не на стадиях купли-перепродажи, то можно говорить о НДС. Если же взять, например, такой вид товара, как работы и услуги (с них взимается в соответствии с законом НДС), драгоценные камни и металлы (золото, жемчуг и другие), то ничего они не производят в процессе эксплуатации и не могут давать добавленной стоимости, тем более, если они на входят в состав компонентов механизмов. Данный вид налога изначально придуман в 1954 г. французским экономистом Лоре, который впоследствии стал популярным ввиду быстрого изъятия денежных средств у налогоплательщиков и распространился в странах капитала. В начале 90-х годов США и страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) обязали и Россию ввести данный налог взамен включения России в Европейское сообщество.

 

Доходы федерального бюджета за счет изъятия доходов налогоплательщиков в виде НДС составляют до 40% от всех налоговых поступлений, или около 4% от валового внутреннего продукта (ВВП).

 

Данный вид налога в Российской Федерации введен в действие с 1 января 1992 г. в результате проведения налоговой реформы по рекомендации ряда зарубежных стран.

 

НДС относится к группе косвенных налогов и является регулирующим федеральным налогом. Законом о федеральном бюджете установлены пропорции распределения НДС, на драгоценные металлы и драгоценные камни полностью засчитываются в федеральный бюджет.

 

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налог имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла – от завода-изготовителя до места реализации. Причем каждый промежуточный участник процесса уплачивает налог.

 

Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ и услуг, которая создается трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Поэтому законодательно определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы и услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

 

Плательщиками НДС являются субъекты налога (российские и иностранные юридические лица), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, а также индивидуальные частные подразделения.

 

Не являются плательщиками налога физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

 

От НДС освобождаются организации и индивидуальные предприниматели сроком на 12 месяцев, если в течение предшествующих последовательных календарных месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС и налога с продаж, не превышает в совокупности 1 млн. рублей, то есть

 

S – (S – S) < 1 млн. руб.

 

вндснп

 

где S_в-сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг);

 

S_ндс – сумма НДС, уплачиваемая  с реализуемого товара (работ, услуг);

 

S_нп – сумма налога  с продаж при реализации товаров (работ, услуг).

 

По истечении 12 месяцев субъект налога освобождается вновь от НДС при соблюдении данного условия.

 

Положение не распространяется на субъект налога, реализующего подакцизные товары (подакцизное минеральное сырье), а также на ввозимые им товары.

Информация о работе Налоговая система РФ