Налоговая система. Классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
определить сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
рассмотреть виды налогов;
проанализировать соответствие структуры налоговой системы России теоретическим принципам построения налоговых систем;
определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……3
1. Налоговая система. Классификация налогов…………….……....…...5
1.1 Налоговая система и принципы ее функционирования……….…....5
1.2 Налоги и их классификация……….……………………………….....8
2. Налоговая система России и особенности ее функционирования. Пути совершенствования налоговой системы РФ…….………….………......13
2.1 Особенности функционирования налоговой системы России…….13
2.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ ………………....17
Заключение………………………………………….…………………….22
Список использованных источников...…………….…………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

1089562_88C8C_nalogovaya_sistema_gosudarstva_nalogi_i_ih_vidy.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)
  1. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).

  1. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.

  1.  Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов [1, С.30].

Одной из важных проблем в современной системе налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль. Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов, налоговой полиции.

В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:

  • обеспечение стабильности налоговой системы;
  • максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
  • ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;
  • усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
  • приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
  • максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
  • совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
  • развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов [10, С. 27].

Реформирование налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности российской экономики. В этой связи следует отменить налоги, лежащие непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь   принятыми   на   себя   международными обязательствами, Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом система налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство   оставляет   за   собой   право   на   использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование  налоговой системы Российской Федерации,  теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответствия  структуры налоговой системы России основным принципам и экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы:

    • российская налоговая система в целом соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;
    • налоговая система устанавливаемая Налоговым кодексом России стала “качественнее”, более упорядоченная, это проявилось, в первую очередь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы, - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи.
    • налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо “дискриминации” налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление.
    • проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, “расчистки” неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины.

Следует обратить внимание на положительные тенденции в сфере реформирования налоговой системы в последнее время. К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно – ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.

   Налоговая система  России будет претерпевать постоянное  обновление правовых и законодательных  актов. В первую очередь изменения  должны быть направлены на  активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков  в целях повышения их заинтересованности  в зарабатывании собственных  средств и во внесение их  в собственное дело.  Подчеркнем, что  пока не будет выработано  авторитетной целостной концепции  реформирования  налогообложения  и  его правовой  формы,  результаты  любых  изысканий в этой сфере  останутся не более чем точкой  зрения отдельных  коллективов  и специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Брызгалин А.В. Основные принципы российского налогового права/ Налоговое планирование, 2003, № 3, С. 29-32.
  2. Бурда Б. Краткий курс истории налогов/ Малое предприятие, 2002, № 2, С. 15.
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу»//Российская газета от 03.07.2000, С. 15.
  4. Васильева Т.И., Ильин С.С. Экономика: Справочник студента. – М: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 250 с.
  5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной – М.:КНОРУС,2006. – 688 с.
  6. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г. Черника– М.: Финансы и статистика, 2002. – 544 с.
  7. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие/ Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 495 с.
  8. Пансков В.Г. О некоторых назревших проблемах налогового законодательства //Налоговый вестник. 2001. № 6, С. 1.
  9. Сердюков А.Э. Администрирование налогов в России: принципы и пути развития//Российский налоговый курьер. № 3, С. 9.
  10. Хачатрян А.Г. Налоговый контроль (надзор) как деятельность налоговых органов и вопросы правового регулирования / «Юрист», 2004, № 8, С. 26-28.
  11. Шараев С.Ю. Законность и правопорядок в сфере налоговых отношений: проблемы правоприменительной практики федеральных органов налоговой полиции./ «Адвокат», 2003, № 3, С. 33-48.
  12. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2001. – 429 с.
  13. http://www.nalog.ru.

Приложение

Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды доходов,  администрируемых ФНС России

за январь-март 2005-2006  гг.*

     

млрд. рублей

 

январь-март  
2005 года

январь-март  
2006 года

в процентах к 2005 году

 Всего поступило в  бюджетную систему

1 096,05

1 456,19

132,9

в том числе:

     

Налоги и сборы в консолидированный бюджет

933,42

1 247,28

133,6

Государственные внебюджетные фонды

162,63

208,91

128,5

     

млрд. рублей

 

январь-март  
2005 года

январь-март  
2006 года

в процентах к 2005 году

 Налоги и сборы  - всего

933,42

1 247,28

133,6

в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

520,98

723,42

138,9

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

412,43

523,86

127,0

из них:

     

   Налог на прибыль организаций

238,70

332,14

139,1

в федеральный бюджет

58,83

97,76

166,2

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

179,86

234,38

130,3

   Налог на доходы физических  лиц

     

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

134,55

176,69

131,3

   Единый социальный налог  в федеральный 
   бюджет

61,00

62,76

102,9

   Налог на добавленную  стоимость:

     

         на товары (работы, услуги), реализуемые 
         на территории Российской Федерации

214,04

269,22

125,8

        на товары, ввозимые на территорию 
        Российской Федерации из Республики 
        Беларусь

3,38

5,72

169,3

   Акцизы

55,30

56,44

102,1

в федеральный бюджет

19,00

21,91

115,3

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

36,30

34,53

95,1

   Налоги, сборы и регулярные  платежи за  
   пользование природными ресурсами

171,54

275,48

160,6

в федеральный бюджет

161,03

259,68

161,3

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

10,51

15,80

150,4

в том числе:

     

      налог на добычу  полезных ископаемых

168,21

270,07

160,6

в федеральный бюджет

158,22

254,83

161,1

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

9,99

15,24

152,5

          из него: нефть

142,30

239,64

168,4

в федеральный бюджет

135,18

227,65

168,4

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

7,11

11,99

168,5

     

млрд. рублей

 

январь-март  
2005 года

январь-март  
2006 года

в процентах к 2005 году

Государственные внебюджетные фонды

162,63

208,91

128,5

в том числе:

     

 Страховые взносы, зачисляемые  в Пенсионный  фонд (ПФР)

126,54

162,30

128,3

 Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)

11,17

13,93

124,7

 Федеральный фонд обязательного  
медицинского страхования (ФФОМС)

5,51

10,72

194,6

 Территориальные фонды обязательного  
  медицинского страхования (ТФОМС)

19,41

21,96

113,1

*Без учета поступлений от  крупнейшего налогоплательщика

Данные приведены в сопоставимом виде в методологии 2006 года


 

 

 


Информация о работе Налоговая система. Классификация налогов