Налоговая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:45, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Налоговая ответственность, по своей сути, сложное охранительное правоотношение между государством и нарушителем законодательства о налогах и сборах, где государству в лице налоговых органов принадлежит право взыскания налоговых санкций за совершенное налоговое правонарушение, а нарушителю - обязанность их претерпевания. Возникновение налоговой ответственности связано с фактом совершения налогового правонарушения конкретным лицом. В этот момент между ним и государством в лице налоговых органов возникают налоговое правоотношение и налоговая ответственность. Последняя с момента совершения налогового правонарушения существует в виде обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном и подвергнуться мерам принуждения налогово-правового характера, иными словами, претерпеть действие налоговой санкции.

Содержание

Введение
Глава I. Становление законодательства об ответственности за налоговые правонарушения в период с 90-х гг. по настоящее время……………………..
Возникновение термина «налоговая ответственность».
Совершенствование элементов налоговой ответственности……………
Глава II. Возникновение видов налоговой ответственности…………………
2.1 Налоговая ответственность с учетом конституционных принципов…….
2.2 Ответственность за административные правонарушения в области налогов и сборов………………………………………………………………………….
2.3 Уголовно-правовые нормы об ответственности за совершение налоговых преступлений……………………………………………
2.4Налоговая ответственность как разновидность финансовой ответственности……………………………………………………………………….
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ .doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

4. Разъяснено, что установить  налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными".

5. Определен особый  характер конституционной обязанности  платить законно установленные  налоги и сборы, закрепленной  в ст. 57 Конституции РФ, а именно публично-правовой, но не частноправовой (гражданско-правовой), что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти [10].

Такая разъяснительная  практика, по сути, стала "отправной  точкой" для формирования института  налоговой ответственности в  законодательстве с учетом конституционных  принципов. Сегодня налоговое законодательство предусматривает условия и порядок привлечения к налоговой ответственности. Так, ст. 108 НК РФ установлено следующее: 

1.Никто не может  быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может  быть привлечен повторно к  ответственности за совершение  одного и того же налогового  правонарушения.

3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

4. Привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Федеральным законом  от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 5 статьи 108 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

5. Привлечение лица  к ответственности за совершение  налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

Федеральным законом  от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ в пункт 6 статьи 108 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Лицо считается невиновным  в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 

2.2 Ответственность  за административные правонарушения  в области налогов и сборов

 

Ответственность за административные правонарушения в области налогов  и сборов установлена ст. ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Все эти статьи помещены в гл. 15 КоАП РФ "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг".

Некоторые авторы расширяют  перечень административных правонарушений в области налогов и сборов, относя к ним, в частности:

- нарушения, связанные  с маркировкой подакцизной продукции  (ст. 15.12 КоАП РФ);

- нарушения законодательства  о налогах и сборах, возникающие  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу (ст. 16.22 КоАП РФ);

- нарушения, выражающиеся  в непосредственном воспрепятствовании  деятельности налоговых органов  (ч. 1 ст. 19.4 и ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ) Кучеров И.И., Шереметьев И.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М.: ИД "Юриспруденция", 2006. С. 27.

Рассуждая над вопросом о дальнейшем развитии института  административной ответственности, Г.А. Кузьмичева и Л.А. Калинина отмечают: нерешенность многих проблем административной ответственности обусловлена, помимо всего прочего, неразработанностью понятийного аппарата. Это касается в первую очередь понятий "финансовая ответственность", "налоговая ответственность" и "налоговое правонарушение", "таможенная ответственность" и "таможенное правонарушение".

Проблема правовой природы налоговой ответственности имеет как чисто теоретическое, так и огромное практическое значение, поскольку позволяет ответить на вопрос о том, какие санкции и в каком сочетании могут применяться при нарушениях законодательства о налогах и сборах. К сожалению, в настоящее время не существует единого подхода к данной проблеме. Так, можно выделить следующие точки зрения.

1. Налоговая ответственность  - это административная ответственность  за налоговые правонарушения; какие-либо  основания для выделения налоговой ответственности (включая употребление самого термина "налоговая ответственность") отсутствуют.

2. Налоговая ответственность  - это разновидность административной  ответственности со значительной  процессуальной спецификой.

3. Налоговая ответственность - это новый, самостоятельный вид юридической ответственности, обладающий значительной отраслевой спецификой.

4. Налоговая ответственность  (как разновидность финансовой  ответственности) - это научная категория,  раскрывающая специфику применения административных, уголовных, гражданско-правовых санкций за нарушение налогово-правовых норм действующего законодательства .

 

2.3 Уголовно-правовые  нормы об ответственности за  совершение налоговых преступлений

 

Уголовно-правовые нормы  об ответственности за совершение налоговых преступлений направлены на обеспечение обязанности налогоплательщиков платить налоги с доходов физических и юридических лиц, установленные налоговым законодательством РФ. В настоящий момент ответственность за совершение налоговых преступлений установлена ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

С большой долей условности к преступлениям, связанным с  нарушением законодательства о налогах  и сборах, относят так называемые преступления против порядка налогообложения, посягающие на установленный порядок деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и привлечению виновных лиц к ответственности, в частности:

- умышленное занижение  размеров платежей за землю  (ст. 170 УК РФ);

- создание коммерческой  организации без намерения осуществлять  предпринимательскую или банковскую  деятельность, имеющее целью освобождение  от налогов (ст. 173 УК РФ "Лжепредпринимательство").

По мнению А.В. Демина, наиболее дискуссионной и практически  значимой представляется проблема видовой идентификации ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Статья 2 НК РФ включает в предмет налогового законодательства отношения, возникающие в процессе "привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения". Статья 106 НК РФ указывает, что за совершение налогового правонарушения "настоящим Кодексом установлена ответственность". Какая ответственность? Административная, налоговая или какая-либо иная? Очевидно, что законодатель затруднился идентифицировать природу ответственности, вследствие чего возникла неопределенность (пробел) правового регулирования, требующая дополнительного толкования.

 

2.4Налоговая  ответственность как разновидность  финансовой ответственности

 

На наш взгляд, налоговая  ответственность является разновидностью финансовой ответственности. На сегодняшний день порядок применения финансовой ответственности (в частности, налоговой ответственности) должным образом не урегулирован в законодательстве, и на практике это порождает ряд вопросов. Первый касается правовой природы финансовой ответственности. Как известно, ответственность подразделяется на виды по предмету и методу регулирования. Вместе с тем, хотя финансовая ответственность выделена в законодательстве как самостоятельная и обладает рядом специфических особенностей, однако по предмету и методу регулирования она является разновидностью административной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как видно, существующая структура российского законодательства оставляет открытым вопрос о правовой природе налоговой ответственности. Для всех очевидно, что необходимо срочно что-то менять, но предложения при этом различаются кардинально (как, собственно, и сами взгляды ученых на правовую природу налоговой ответственности). Что же касается юридических проблем, а именно принципы применения норм налоговой ответственности, гарантии прав и законных интересов налогоплательщиков и др., то они были отодвинуты на второй план.

Необходимо отметить, что негативные последствия данного  подхода можно наблюдать на практике - наличие большого числа пробелов в законодательстве о налогах, презумпция виновности налогоплательщика и его незащищенность, применение инструкции вместо закона и т.д.

В действующем законодательстве никак не решается вопрос о налогообложении  доходов, полученных незаконным путем. Законодатель допускает изъятие в судебном порядке имущества, добытого незаконным путем, но не рассматривает криминальные доходы как сокрытые от налогообложения. В зарубежных странах используют другой подход. Там применяют налоговые санкции за неналоговые преступления. Этот механизм достаточно прост, т.к. любая преступная деятельность влечет за собой получение незаконных доходов, с которых, естественно, не уплачиваются налоги.

Таким образом, ответственность  за совершение налоговых правонарушений обладает всеми специфическими признаками, которые свойственны юридической ответственности, и представляет собой обязанность налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, предусмотренных законом, претерпеть меры государственно-принудительного воздействия имущественного характера за совершенное налоговое правонарушение.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. – М.: Проспект, 2013. – 32 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации : [Текст]: с изм. и доп. на 23 июля 2013 г. – М.: Эскимо, 2013 – 799 с. – (Законы и кодексы).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая [Текст]: с изм. и доп. на 20 июня 2013 г. – М.: Эксмо, 2013. – 493 с.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации : [Текст]: с изм. и доп. на 25 апреля 2012 г. – М.: Эскимо, 2012 – 224 с. – (Законы и кодексы).
  5. Закон от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации» (с изменениями и дополнениями) //  ИПП «ГАРАНТ». – Режим доступа: http://base.garant.ru/10103075/
  6. Закон СССР от 23 апреля 1990 г. N 1443-1 "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" //  ИПП  «ГАРАНТ». – Режим доступа: http://base.garant.ru/6334920/
  7. Закон СССР  от 14 июня 1990 г. принят N 1560-1 "О налогах с предприятий, объединений и организаций"  // СПС «КонсультантПлюс». Версия 40000.00.50
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"  // ИПП «ГАРАНТ». – Режим доступа:http://base.garant.ru/966841/
  9. Федеральный закон от  21 марта 1991 г. N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" // ИПП  «ГАРАНТ». – Режим доступа: http://base.garant.ru/966841/
  10. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // ИПП  «ГАРАНТ». – Режим доступа: http://base.garant.ru/12116254/
  11. Золотухин, А.В. Роль решений Конституционного Суда в развитии института ответственности за налоговые правонарушения [Текст] / А.В. Золотухин // Законодательство и экономика. - 2010.- №10-  С.10

Информация о работе Налоговая ответственность