Налоги как составляющая государственной экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы показать, что налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным, показать важность налоговой политики для государства.
Задача курсовой работы раскрыть функции, сущность, виды налогов, изучить содержание и цели налоговой политики государства.

Содержание

Введение…………...…………………………………………………………………3
Сущность, функции и принципы налогов.
1.1. Обзор литературы…….……………………………………………………….5
1.2. Сущность и элементы налогов……………………………………………….7
1.3. Функции налогов………………………………………………………….…10
1.4. Принципы налогов……………………………………………………….….15
1.5. Классификация налогов………………………………………………….….21
Роль налоговой политики.
2.1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика……………………………….24
2.2. Дискретная политика………………………………………………………….32
Налоговая политика РФ.
3.1. Принципы, цели и методы налоговой политики РФ………………………...36
3.2. Недостатки налоговой политики РФ…………………………………………40
Заключение………………………………………………………………………… 44
Список литературы…………………………………………………………………46
Словарь……………………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговая политика России.

    1. Принципы, цели и методы налоговой политики РФ.

В Российской Федерации  субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах.

Результативность налоговой  политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой политики РФ:

- соотношение  прямых и косвенных налогов;

- применение  прогрессивных ставок налогообложения  пропорциональных ставок;

- дискретность  или непрерывность налогообложения;

- широта применения  налоговых льгот, их характер  и цели;

- использование  системы вычетов, скидок и изъятий  и их целевая направленность;

- степень единообразия  налогообложения для различного  рода доходов и налогоплательщиков;

- методы формирования  налоговой базы.

Нередко к принципам  налоговой политики относят также  соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

Методы осуществления  налоговой политики зависят от тех  целей, которые стремится достичь государство. В РФ используют следующие методы: изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих целей:

- участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;

- обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

- обеспечение государственной политики регулирования доходов.

Стратегия налоговой  политики направлена на реализацию перспективных  целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Правительство РФ одобрило основные направления налоговой политики в РФ на 2011-2013 гг. В документе явно прослеживается тенденция на увеличение ставок по налогам, хотя предусматриваются и льготы на отдельные виды деятельности. «Кудрин добавил, что, несмотря на эти сложности, современная система налогообложения предусматривает льготы для предприятий, которые, так или иначе, внедряют элементы инновационной деятельности в свою повседневную работу.» [22]

Большинство экспертов сходятся во мнении, что налоговая система в России в настоящее время вполне адекватна экономической ситуации. Однако принятый курс на модернизацию российской экономики должен быть подкреплен не только экономическими, но и соответствующими налоговыми стимулами.

При имеющемся дефиците бюджета, который сейчас составляет 4,6% от ВВП, Правительство РФ находится перед выбором: либо повышать эффективность бюджетных расходов и проводить структурные изменения, либо повышать налоги. В то же время уже в наступившем году увеличение налоговой нагрузки в Российской Федерации составит около 2,3% (это, видимо, по меньшей мере), в 2013 году - 3,6%. Глава Минфина РФ Кудрин А. Л. взбодрил российских налогоплательщиков, заявив, что это не временная мера, а необходимая тенденция. [16]

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей  и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.   

По словам Министра экономического развития РФ, Эльвиры Набиуллиной, сейчас нужно сосредоточиться на точечных мерах стимулирования экономики. 
Кроме того, министр отметила, что на ситуацию в российской экономике окажет влияние повышение с 2011 года страховых взносов. Все будет зависеть от поведения бизнеса, отметила Набиуллина, добавив, что «та тенденция к выходу из тени, которая наметилась у малого бизнеса, замедлится». [21]

Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм.

Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и  организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обуславливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.

Для налогового механизма  нашей страны характерны следующие функции:

- функция управления заключается в организации деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны

- функция планирования заключается в организации деятельности финансовых и налоговых органов по определению размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации усилий для увеличения этих поступлений

- функция регулирования заключается в организации деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций

- функция контролирования заключается в организации деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, в организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства

- функция принуждения заключается в организации деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков

- функция информирования заключается в организации деятельности налоговых и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и др.

- функция консультирования заключается в организации деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

3.2. Недостатки налоговой  политики РФ.

Важная особенность  российской налоговой политики - очевидный  акцент в налоговых изъятиях на обложение  хозяйствующих субъектов. Последствия  этого - отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35-40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.

Налоговые службы РФ выделяют основные причины уклонения предприятий  от налогообложения:

- тяжелое налоговое бремя;

- сложное финансовое состояние предприятий;

- недостаточно знание налогового законодательства;

- преступный умысел предпринимателей;

- нежелание выполнять свои обязанности перед государством.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

- отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

- огромная нагрузка на фонд оплаты труда;

- отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;

- неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.

На микроуровне можно  выделить следующие недостатки:

- расхождения между стандартами бухгалтерского учета и налоговым учетом, приводящие к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налогооблагаемой прибыли;

- ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;

- исключительная множественность налогов;

- противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, арбитражной практики.

Важная особенность  российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно.

«В СНГ, особенно во второй половине 90-х годов, когда платежный кризис и спад достигли катастрофической глубины, проводилась не стимулирующая (как нужно было бы ожидать с позиций кейнсианства и вообще здравого смысла), а сдерживающая политика, что выразилось в резком сокращении по всем направлениям госрасходов, с одной стороны, и в чрезмерном (по мнению предпринимателей) налоговом бремени. Это означает, что власть имущие или демонстрируют полнейшую некомпетентность, или (что более вероятно) реализуют антинациональный экономический курс в угоду олигархии дальнего зарубежья и компрадорской буржуазии. Выход СНГ из экономического коллапса мыслим, с кейнсианской точки зрения, только на путях стимулирующей фискальной политики, а также ужесточения госрегулирования для наведения элементарного правопорядка и устранения инфляции издержек, разворачивающейся с попустительства властей в условиях искусственного перепроизводства.»[20, с. 85] Вывод:

Современные налоговые  теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем, выявлении их позитивных и негативных свойств и корректировке их составляющих, поиске оптимальных границ действий налогов.

Теоретическим методам и средствам, которые предлагают ученые разных экономических направлений, используемым в макроэкономическом управлении, необходима согласованность и направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. По моему мнению, для успешного достижения желаемого результата должен быть тщательно продуман и скорректирован набор налоговых регуляторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итоги  рассмотрения роли налогов в государственной  экономической политике я пришла к выводу, что налоги непосредственно влияют на экономические процессы, происходящие в любой стране мира. И одной из наиболее важных проблем экономической науки является дальнейшее совершенствование налоговых взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом и государственными целевыми (внебюджетными) фондами. При этом налоги призваны стать в руках органов власти инструментом государственного регулирования экономики, стимулирования научно-технического прогресса, ограничения роста цен. Изменение налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Например, повышение ставки страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования опять может привести к скрытию реальных доходов организаций и населения, так называемой «заработной плате в конвертах», а следовательно не будет достигнута цель повышения доходов бюджета.  Невольно, доля определения обстановки с налогами в России, приходит на ум частушка, написанная в 1950 – х годах известной писательницей Верой Пановой:

 

«Девушки-подружки,

до чего мы дожили,

что берегли, лелеяли  –

Информация о работе Налоги как составляющая государственной экономической политики