Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление
которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.) Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить или как от них уходить.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Эволюция налогообложения……………………………………………….4
1.1. Древняя Греция VII-VI вв. до н. э………………………………………...4
1.2. Древний Рим IV- I вв. до н. э. …………………………………………….4
1.3. Византия до VII в. ………………………………………………………....5
1.4. Эволюция налоговой системы России…………………………………... 5
2. Классификация налогов Российской Федерации…………………………10
2.1. Принципы налогообложения………………………………………………10
2.2. Классификация по механизму формирования..…………………………..11
2.3. Классификация по уровням налогообложения…………………………...11
2.4. Классификация по объектам налогообложения……………………….....13
3. Основные налоги Российской Федерации………………………………...15
3.1. Налог на добавленную стоимость…………………………………………15
3.2. Налог на прибыль ………………………………………………………..17
3.3. Единый социальный налог ………………………………………………..18
3.4. Налог на доходы физических лиц…………………………………………18
4. Заключение…………………………………………………………………….21
Литература.………………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 74.83 Кб (Скачать файл)

Из инструмента  финансовой политики налоги  были  превращены  в  орудие

классовой   борьбы,   средство   экономического   подавления   не    только

«капиталистов и  помещиков», но и большого количества людей,  относящихся  к среднему  классу.  К   примеру,   принятый   в   1918   году   чрезвычайный десятимиллиардный  налог   носил   откровенно   конфискационный   характер. Фактически  все  губернии  России  облагались  многомиллионной  данью   для усиления Красной Армии, которая готовилась к оказанию  помощи  пролетариату Европы в завершении Мировой революции. Гражданская  война  и  хозяйственная разруха   привели   к   политике   военного   коммунизма,   была    введена продразвёрстка. Переход к  восстановлению  народного  хозяйства  начался  с марта 1921 года: развёрстка  была  заменена  продналогом.  Предусматривался единый налог на всё сельскохозяйственное  производство.  Натуральный  налог выплачивался сеном  и  соломой,  картошкой  и  капустой,  мёдом  и  другими

продуктами питания, всего около 20 наименований. Дело осложнилось лишь тем, что  налоги  в  начале  20-х  годов  взимались  различными  органами.  Так, продовольственный налог  собирался  наркоматом  продовольствия;   подворно-денежный налог – местными органами власти; трудналог  в денежной  части– наркоматом финансов, а в натуральной – наркоматом труда. В  соответствии  с Положением о Народном комиссариате финансов, утверждённым ВЦИК 26 июля 1921 года,  в   составе   Наркомфина   было   создано   организационно-налоговое управление,  которое  позднее  переименовали  в   управление   налогами   и государственными доходами.

В период господства  плановой  экономики  товарно-денежным  отношениям

отводилась незначительная роль. По существу,  вся прибыль промышленных  и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов,  изымалась  в  доход  государства.  Фактически  доход   государства формировался не за  счет  налогов,  а  за  счет  прямого  изъятия  валового внутреннего продукта, проводившегося на основе  государственной  монополии.

Полная   централизация   денежных   средств   и    отсутствие    какой-либо

самостоятельности  предприятий  в  решении  финансовых   вопросов   лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису. К  началу  реформ  середины  80-х  годов  более  90% государственного  бюджета  СССР  формировалось  за  счет   поступлений   от народного хозяйства, при этом налоги с населения в этот  период  составляли примерно 7-8%  всех поступлений бюджета.

До 1990 г. в СССР налоговая  система  включала  различные  платежи  на

прибыль предприятий, налог с оборота, налог на владельцев автомашин,  налог на зарплату, налоговые ставки на кустарей, налог на холостяков, одиноких  и малосемейных  граждан  и  другие.  При   этом   отношения   предприятий   с государством,  министерствами,  главками   регулировались   многочисленными инструкциями,   индивидуальными   нормативами   или   просто    указаниями.

Практически 75-80% прибыли  изымалось в виде различных платежей  (за  фонды, за трудовые ресурсы, за природные ресурсы и т.д.).

В то время как  в мировой практике налоговая  система  получила  широкое

развитие, в нашей  стране высказывалось мнение, что  налоги  при  социализме носят временный характер и они отомрут. Как показала  практика,  эта точка зрения была ошибочной. Налоги  имеют  свою  историю,  они  многообразны,  в зависимости от исторического развития той или иной страны и задач, стоявших на соответствующем этапе.  В  Советском  Союзе  четко  проводилась  идея  о возвратности налогов через общественные фонды. Жизнь опровергла и эту идею.

Сейчас  придерживаются  такой  точки  зрения:  налог  –   для   бюджета   и

внебюджетных фондов, налоги нужны для выполнения государственных  функций.

Впервые единая система  налогообложения в Союзе  была  создана  в  1990

году и нашла  отражение в Законе «О  налогах  с  предприятий,  объединений  и организаций» от 14.06.1990 г. №  1560-1.  В  соответствии  с  этим  законом,

введенным в действие с 01.01.1991,  года  предприятия  уплачивали  следующие налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт;  налог с фонда оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых  на потребление;  налог  на  доходы.  Кроме  того,  были   предоставлены   права Верховным   Советам   союзных   и   автономных    республик    устанавливать республиканские и местные налоги. В 1990 году был введен  в действие  Закон «О  подоходном  налоге  с  граждан  СССР,  иностранных  граждан  и  лиц  без гражданства».

 

В 1990 году вместо управлений,  отделов  и  инспекций  государственных

доходов  были  образованы  Главная   государственная   налоговая   инспекция Министерства финансов СССР, Государственные налоговые инспекции  министерств финансов союзных  и  автономных  республик  и  аналогичные  подразделения в областных, краевых, окружных, городских и районных финансовых  аппаратах.  В течение  1991-1992гг.  процесс  создания  единой  централизованной   системы налоговых органов Российской Федерации был завершён.

 

Закон «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации»,  принятый

в  декабре  1991  года,  положил  начало  построению  современной  налоговой системы России. Этот закон работал вплоть до введения Налогового кодекса,  а три его статьи все еще определяют перечень налогов  и сборов действующих  на территории Российской Федерации.

 

Первая часть  Налогового кодекса  России  вступила  в  силу  01.01.2000

года, она определила основы налоговой системы,  ключевые  понятия налоговых отношений, укрепила статус налогоплательщиков и налоговых органов, их  права и  обязанности,  ввела  новые  понятия  до  сих  пор   отсутствовавшие,   но необходимые.  Постепенное  введение  в   действие   второй   части   кодекса продолжает реформирование налоговой системы.

 

Формирование налоговой  системы не завершено и по сей  день. До сих  пор

не закончено  формирование второй части Налогового Кодекса РФ, а  значит,  не вступили  в  силу  статьи  13,14,15   первой   части   налогового   Кодекса,

определяющие  перечень  налогов   действующих   на   территории   Российской

Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация налогов Российской Федерации

 

2.1. Принципы налогообложения

Основы  ныне  действующей  налоговой  системы   Российской   Федерации

заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ  об  отдельных видах налогов. Первые попытки перейти к налоговой  системе,  отказавшись  от порочной  практики  установления  дифференцированных  платежей  из   прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине  1990-1991  гг.  в рамках союзного государства. Но плохо  подготовленные  половинчатые  шаги  в этом  направлении  были  заменены  с  1992  г.  более стройной   структурой российского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины  и

другие обязательные  платежи  определяет  Закон  РФ  "Об  основах  налоговой системы в  Российской  Федерации".  К  понятию  "другие  платежи"  относятся обязательные  взносы  в  государственные  внебюджетные  фонды,  такие,   как Пенсионный  фонд,  Фонд  медицинского  страхования,  Фонд  занятости,   Фонд социального страхования.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей,  важно   определить

основные   принципы   налогообложения.   Как   правило,   они   едины    для

налогообложения любой  страны и заключаются в следующем:

1. Уровень  налоговой   ставки должен устанавливаться с  учетом  возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

2.  Необходимо  прилагать все усилия,  чтобы  налогообложение  доходов  носило однократный  характер.  Многократное  обложение   дохода   или   капитала недопустимо.  Примером осуществления  этого   принципа  служит  замена  в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по нарастающей  кривой,   на  НДС,   где  вновь  созданный  чистый  продукт облагается налогом всего один  раз  вплоть  до  его реализации  (принцип однократности уплаты налога).

3. Обязательность  уплаты налогов.  Налоговая  система не  должна  оставлять сомнений   у    налогоплательщика   в   неизбежности   платежа   (принцип обязательности).

4. Система  и   процедура  выплаты  налогов  должны быть  простыми,  понятными и  удобными  для   налогоплательщиков   и экономичными  для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5.  Налоговая   система  должна  быть  гибкой   и   легко    адаптируемой   к

меняющимся       общественно-политическим      потребностям      (принцип

эффективности).

6. Налоговая   система  должна  обеспечивать  перераспределение  создаваемого ВВП  и  быть   эффективным   инструментом  государственной  экономической политики.

Основу налоговой  системы РФ  составляют  следующие  налоги:  налог  на

добавленную стоимость, подоходный  налог,  налог  на  прибыль,  акцизы.  Они приносят  основной  доход  в  бюджет,  являются  основными  регуляторами   и налоговой базой государства.

 

 

2.2. Классификация по механизму формирования

По механизму  формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

> Прямые налоги - налоги на доходы  и  имущество:   подоходный  налог  и

налог на прибыль  корпораций (фирм);  на социальное  страхование  и  на

фонд заработной  платы  и  рабочую  силу  (так  называемые  социальные

налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в  том числе налоги

на собственность,  включая  землю  и  другую  недвижимость;  налог  на

перевод прибыли  и  капиталов  за  рубеж  и  другие.  Они  взимаются  с

конкретного физического  или юридического  лица.

> Косвенные налоги - налоги на товары и  услуги:  налог  на  добавленную

стоимость;  акцизы  (налоги,   прямо  включаемые  в  цену  товара  или

услуги);   на   наследство;   на  сделки  с  недвижимостью  и  ценными

бумагами и другие.    Они частично  или  полностью  переносятся на цену

товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя.   Из  них  легче  всего

дело  обстоит  с  налогами  на  землю   и   на   другую  недвижимость:   они

включаются  в  арендную  и  квартирную  плату,   цену   сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги  переносятся на конечного потребителя  в  зависимости

от степени эластичности спроса  на   товары   и  услуги,  облагаемые   этими

налогами.

 

2.3. Классификация по уровням налогообложения

Законом "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации"  введена

трехуровневая система  налогообложения предприятий, организаций и  физических лиц.

> I уровень —  это федеральные налоги России. Они действуют на территории

всей страны и  регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку  это  наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и  местных  бюджетов.  В соответствии  с законом  «О  налоговой  системе»  в  Российской  Федерации  существуют следующие федеральные налоги:

- таможенная пошлина;

- налог на операции  с ценными бумагами;

-  сбор  за  использование  наименований   "Россия"   и   "Российская

Федерация" и  словосочетаний с ними;

- сбор за пограничное  оформление;

- налог на пользователей  автодорог;

- налог с владельцев  транспортных средств;

- налог на приобретение  автотранспортных средств;

- налог на отдельные  виды автотранспортных средств;

- налог на реализацию  ГСМ;

- налог на прибыль;

- акцизы на группы  и виды товаров;

- налог на добавленную  стоимость;

- налог на покупку  иностранных денежных знаков  и платежных документов

в инвалюте;

- отчисления на  воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

- плата за пользование  водными объектами;

- подоходный налог  с физических лиц;

- налог на игорный  бизнес;

Информация о работе Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложения