Методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
§1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………….…...6
§2. Формы налогового контроля………………………………………………..11
2.1. Камеральная проверка и порядок ее проведения…………..……………..11
2.2. Выездная налоговая проверка……………………………………………...20
2.3. Иные методы налогового контроля………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налоговый контроль.docx

— 77.07 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих  в двухнедельный срок со дня получения  акта проверки представить в соответствующий  налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт  или возражения по акту в целом  или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить  к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки12.

Налогоплательщикам следует помнить, что несоблюдение налоговым органом  требований составления акта выездной налоговой проверки является основанием для признания такого акта недействительным.

По истечении срока, указанного в пункте 5 статьи 100 НК РФ, в течение  не более 14 дней руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа рассматривает  акт налоговой проверки, а также  документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы  проверки должны рассматриваться в  присутствии должностных лиц  организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя  или их представителей. О времени  и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. По сравнению с выездной налоговой проверкой, камеральная - более простая процедура. Налогоплательщики гораздо меньше ее опасаются, а налоговые органы не считают ее наиболее эффективной формой контроля. Процедура рассмотрения акта проверки и вынесения решения такая же, как и при камеральной налоговой проверке.

Хочется обратить внимание на отличия  выездной и камеральной проверок. Суд подробно разъяснил, чем отличается камеральная проверка от проверки выездной и в каких случаях налогоплательщик может не выполнять требования налоговиков о представлении документов.

В постановлении от 1 июля 2004 года по делу № А66-9798-03 Федеральный арбитражный  суд Северо-Западного округа пришел к следующим, очень полезным для  налогоплательщиков выводам. Системное  толкование статей 23 (подпункта 4 пункта 1), 54 и 88 НК РФ позволяет сделать вывод  о том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых  форм, соответствия данных налоговых  деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые  проверяются в ходе выездных налоговых  проверок. Таким образом, камеральная  проверка состоит в выявлении  ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречии между сведениями, содержащимися  в представленных документах, то есть эта проверка является счетной проверкой  представленных документов, которая  должна проводиться адекватными  методами и не подменять собой  выездную проверку.

Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные, только при этом налоговый инспектор лишен необходимости выходить на предприятие для проверки документов и находиться там в период проведения проверки.

Предоставленное налоговому органу в  части четвертой статьи 88 НК РФ, а  также в статье 93 НК РФ право истребовать  у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, с учетом анализа вышеприведенных  норм позволяет сделать вывод  о том, что это право ограничено видом проверки, в связи с чем  налоговым органом могут истребоваться  только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым  органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или  иных документах. Кроме того, по окончанию выездной налоговой проверки составляется акт. Этот документ является итогом деятельности инспекции на проверяемом предприятии. В ходе осуществления камеральной проверки, контролирующие органы не обязаны составлять акт. Этот документ необходим только в случае обнаружения проверяющими нарушений13.

 

2.3. Иные методы  налогового контроля

Метод налогового контроля можно охарактеризовать как способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его  форм, объекта и цели, оснований  возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для  эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.

     Авторы указывают различные виды методы налогового контроля:

Н.В. Ковалев, М.В. Харламов, а  также Ю.Ф. Кваша выделяют в качестве методов налогового контроля «формальную, арифметическую и нормативную проверку, а также встречную проверку и  метод взаимного контроля14».

Н.А. Щевелева к методам  налогового контроля относит «визуальный  осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление  данных, выборочные и сквозные методы проверок15».

На основании вышеуказанных  определений и определений других ученых, выведем следующие методы налогового контроля, которые различаются  в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

· формальная, логическая и  арифметическая проверка документов;

· сплошное и выборочное наблюдение;

· истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте или  информации о конкретных сделках;

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

· допрос свидетелей,

· исследование документов,

· получение объяснений (допрос свидетелей),

· осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,

· вызов на основании письменного  уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений  в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

· сопоставление данных о  расходах физических лиц и их доходах,

· экспертиза и экстраполяция.

Формальная, логическая и  арифметическая проверка документов:

· Формальная проверка документов подразумевает выявление дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и  наличия неоговоренных исправлений, дописок текста и цифр, уточнения  подлинности подписей должностных  лиц и т.д. Так определяется наличие  доброкачественных и недоброкачественных  документов;

· Логическая проверка документов позволяет определить объективную  возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств  и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Таким образом, возможно выявить сокрытия хищений, приписок выполненного объема работ и другие злоупотребления.

· Арифметическая проверка документов предусматривает проверку правильности выполнения налогоплательщиком отдельных действий и подведение итогов по отдельным документам, при  этом происходит повторении тех же арифметических действий, которые были применены при исчислении цифровых данных лицами, составившими тот или  иной документ.

      Что касается  такого метода как истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, то он был введен в Налоговый Кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ, заменив понятия встречная проверка,  однако «это вовсе не избавило налогоплательщиков от обязанности предоставлять инспекторам информацию о своих контрагентах16»:

1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике,  плательщике сборов и налоговом  агенте или информации о конкретных  сделках может осуществляться  только во время проведения  либо выездной, либо камеральной  налоговой проверки.

2. Требовать документы инспектор может только в письменной форме. Направлять налогоплательщику запрос вправе только «своя» налоговая, если такой документ пришел напрямую из налоговой контрагента, то его тоже можно не исполнять.

3. Запрос инспектора должен  быть обязательно мотивирован.  Закон разрешает налоговикам  требовать документы и вне  рамок проверки, если имеется  «обоснованная необходимость в  получении информации». В таком  случае в требовании должны  быть приведены конкретные обстоятельства, послужившие основанием для направления  требования.

4. При запросе должны  четко указываться документы  (информацию), которые хочет получить  инспекция: наименование или реквизиты  требуемых документов, либо данные, позволяющие определить сделку, по которой необходимы документы. Так заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за непредставление запрашиваемых документов было удовлетворено, так как истребованные документы к деятельности проверяемого налогоплательщика не относятся17.

Допрос свидетеля осуществляет сотрудник налогового органа по месту  его пребывания с обязательным занесением в протокол. Свидетелем может считаться любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, однако, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ: гражданин право не давать свидетельских показаний в отношении себя, своего супруга и близких родственников. Не подлежат опросу лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, лица, обладающие информацией, полученной в ходе исполнения ими своих профессиональных обязанностей, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц и др.

Свидетельские показания  можно использовать в качестве доказательства, но их нужно оценивать наряду с другими доказательствами.

Осмотр помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) возможен только в  рамках выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ) или, если документы  и предметы были получены должностным  лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что осмотр производится в присутствии понятых и при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. При этом обязательным является составление протокола, присутствие лица, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель и понятые. Следовательно, протокол осмотра, осуществленного вне рамок выездной налоговой проверки, не может быть принят судом в качестве доказательства совершенного налогоплательщиком правонарушения, поскольку в силу ч. 3 ст. 64 и ст. 68 АПК РФ является недопустимым доказательством18. Назначение экспертизы регламентируется ст. 95 НК РФ. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. При назначении экспертизы выносится постановление, при этом проверяемое лицо имеет право: заявить отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта. Помимо эксперта к проведению экспертизы может привлекаться и специалист, лицо, обладающее специальными познаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела. Специалист, в отличие от эксперта, не составляет письменного заключения, но мнение специалиста может быть основанием для назначения экспертизы19. При обращении к специалисту налоговые органы должны установить соответствие компетенции привлекаемого лица задачам, выполнение которых требует специальных познаний.

Таким образом, следует сказать, что формы и методы налогового контроля - это постоянно взаимодействующие и дополняющие друг друга наиглавнейшие элементы налогового контроля, от которых, на практике зависит эффективность функционирования и решения задач налогового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, рассмотрев все поставленные перед курсовым исследованием вопросы, подведём итоги выполненной работы.

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения и  исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов.

Налоговая проверка  — основная форма налогового контроля, представляющая собой совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают основное место, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка, на мой взгляд, направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством недополученные суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.

Целью любой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и  сборах.

Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят два вида проверок:

1) камеральные проверки (ст. 88 НК РФ);

2) выездные проверки (ст. 89 НК РФ).

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов о деятельности налогоплательщика (декларация, документы, представленные налогоплательщиком для  исчисления и уплаты налога, и другие документы, имеющиеся у налогового органа, например расчеты по налогам, справки об авансовых платежах).

Выездная налоговая проверка –  это форма налогового контроля, позволяющая  проверить правильность уплаты налогов  и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах  и сборах. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика  исключительно на основании решения  руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Выбирать, какая из вышеперечисленных  проверок наиболее эффективна достаточно сложно. При анализе различных статей, монографий, диссертаций и прочих источников часто авторы говорили о преимуществе выездной налоговой проверки, которая позволяет налоговому органу использовать больше методов контрольной деятельности, соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и наглядно убедиться в действительности дел, проходящих в той или иной проверяемой организации. Так, результативность выездных проверок ежегодно колеблется в районе 95 – 100%. В то же время, есть преимущества и у камеральной налоговой проверки, выраженные в том, что она позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

Информация о работе Методы налогового контроля