Место и роль Налогового кодекса в системе Российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть Налоговый кодекс Российской Федерации, его место и роль в системе российского налогового законодательства. Исходя из поставленных целей, задачами курсовой работы являются: раскрыть понятие и состав налогового законодательства и определить роль и значение налогового кодекса в системе налогового законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Налоговое право…………………………………………………………4
1.1 Понятие, предмет и метод налогового права………………………………..4
1.2 Источники налогового права…………………………………………………9
1.3 Задачи Налогового Кодекса РФ…………………………………………….13
1.4 Роль Налогового кодекса в законодательстве РФ…………………………15
Глава2. Анализ действующих норм налогового законодательства………….17
2.1 Анализ норм федерального законодательства…………………………….17
2.2 Анализ норм регионального и местного законодательства………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 70.74 Кб (Скачать файл)

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.  
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.  
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.  
Цель данной курсовой работы: рассмотреть Налоговый кодекс Российской Федерации, его место и роль в системе российского налогового законодательства. Исходя из поставленных целей, задачами курсовой работы являются: раскрыть понятие и состав налогового законодательства и определить роль и значение налогового кодекса в системе налогового законодательства.

Глава 1.Налоговое право

1.Понятие, предмет и  метод налогового права

Управление налоговой  системой осуществляется посредством  правового регулирования налоговых  отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами  налогового права, пределы и сфера  действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют  в соответствии с нормами, в которых  содержится государственная воля, чтобы  достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений. Как и любая другая норма права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения  участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права  обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом  правового регулирования. Налоговая  правовая норма состоит из следующих  элементов:

- гипотеза - указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т. е. содержит указание на несколько условий ее действия;

- диспозиция - определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;

- санкция - указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.

Теория права устанавливает  два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового  регулирования.

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права  критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой. Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения. К предмету налогового права относятся:

- закрепление структуры  налоговой системы;

- распределение компетенции  в данной области между Федерацией  и ее субъектами, местным самоуправлением  в лице соответствующих органов;

- регулирование на основе  этих исходных норм отношений,  возникающих в процессе установления  и взимания налогов и сборов  с организаций и физических  лиц в бюджетную сферу или  в государственные внебюджетные  фонды;

-осуществление налогового  контроля;

- применение мер финансово-правовой  ответственности за нарушение  налогового законодательства;

- обжалование актов налоговых  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц.

Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового  права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования  фондов денежных средств, необходимых  для осуществления задач и  функций государства и муниципальных  образований.

Вспомогательным основанием для распределения норм права  по отраслям служит метод правового  регулирования. С его помощью  осуществляется взаимосвязь прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Правовые отношения, возникающие между государственными организациями, плательщиками налогов и налоговыми представителями, являются властными. Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, в основе метода налогового права лежит метод предписаний властно-имущественного характера, т. е. применение однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственных и местных бюджетов. Деятельность каждого из субъектов налогового правоотношения является несвободной: публичный орган действует строго в соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (обязанное лицо) обязана точно исполнить законную волю органа власти либо должностного лица, действующего в пределах своей компетенции. Отличие налогов от других форм экономического регулирования заключается в том, что их утверждение не оставляет за налоговой администрацией никакой дискреционной власти.

Дискреция (от лат. discrete) - решение должностным лицом или государственным органом какого-либо вопроса по собственному субъективному усмотрению. Права и обязанности субъектов налогового права могут возникать из норм права либо из санкций и процедур их применения. Из указанных компонентов формируется метод налогового права. Различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные налоговые отношения определяет его особый юридический режим метода, с помощью которого осуществляется регулирование указанной сферы общественных отношений. При этом явственно видно сходство методов финансового и налогового права.

Анализ предмета и метода налогового права позволяет классифицировать его как подотрасль финансового права, объединяющую совокупность однородных финансово-правовых норм, регулирующих значимый по объему и содержанию блок общественных финансовых (налоговых) отношений.

Таким образом, налоговое  право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе:

- установления и взимания  налогов и сборов с организаций  и физических лиц в бюджетную  сферу или в государственные  внебюджетные фонды;

-осуществления налогового  контроля;

- применения мер финансово-правовой  ответственности за нарушение  налогового законодательства;

- обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц.

Все нормативные акты принято  подразделять на законы и подзаконные нормативные акты. Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным органом государства либо населением на референдуме. Конституция РФ является основным законом. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты должны приниматься на основе и в развитие Конституции РФ и не должны ей противоречить. В ст. 8, ст. 19, ст. 57, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 72, п. 3 ст. 75, ст. 132 Конституции РФ содержатся основные положения (принципы), которые развиты в НК РФ, законах о налогах, а также в иных законах и подзаконных актах. Так, принцип равного налогового бремени вытекает из ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции РФ. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Конституционные принципы составляют основу разграничения полномочий в  налоговой сфере. Налоговое законодательство - это система нормативных актов  различного уровня, регулирующих правоотношения плательщиков с государством, организацию, ход и цели налогового производства, ответственность сторон за налоговые  правонарушения.

Центральное место в налоговом  законодательстве занимает Налоговый  кодекс РФ. Помимо него налоговые правоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу закона приобретают межгосударственные договоры, принимаемые для избежания двойного налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Источники налогового  права

Источники налогового права - нормативно-правовые акты, в которых  содержатся нормы налогового права.

К ним относятся:

международные договоры;

Конституционные законы;

общие законы и законы о  конкретных налогах;

подзаконные нормативно правовые акты;

судебные решения.

Особое место в системе  источников налогового права занимает Конституция, в которой содержатся нормы, напрямую регулирующие налоговые  отношения (ст.57).

Международные договоры и  соглашения по вопросам налогообложения

К источникам международного налогового права относятся национальное законодательство и международное  соглашения (Директива ЕС "О введении единого НДС", Соглашение "Об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам", торговые договоры).

Налоговый кодекс - единый законодательный  акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России.

Он состоит из 2 частей:

часть I - в этой части установлены и закреплены:

система законодательства о  налогах и сборах;

общие принципы налогообложения;

система налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических  лиц;

налоговые органы и участники  налоговых отношений;

основания возникновения, изменения, прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;

порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;

ответственность за совершения налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов  налоговых органов.

часть II -включает нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов

Законы общего действия и  законы о конкретных налогах

К ним относят законы, регулирующие вопросы статуса налоговых  органов ил налогового производства. Законы о конкретных налогах регулируют порядок исчисления и уплаты налоговых  платежей одного вида.

Законы о налогах и  сборах субъектов РФ и нормативно-правовые акты органов МСУ

Эти источники принимаются  в целях установления, изменения  или отмены региональных ил муниципальных  налогов, перечень которых ограничен  ст.14, 15 НК РФ.

Законы неналогового характера

Нормативно-правовые акты, не отнесенные НК РФ к законодательству о налогах и сборах, содержащие налоговые нормы (Закон РФ "Об образовании").

Подзаконные нормативно-правовые акты

К ним относятся Указы  Президента РФ (носят характер поручений), Постановления Правительства РФ (устанавливают ставки акцизов, предельный размер расходов, принимаемые для  цели налогообложения), а также нормативно-правовые акты Министерства Финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Центрального Банка России и т.д.

Судебные решения

Хотя не являются официальным  источником налогового права, но значимы  для регламентации отношений  в налоговой сфере (обжалование  незаконных решений налоговых органов).

Порядок принятия и введения в действие законов о налогах  и сборах можно рассмотреть оп трем аспектам:

-действие закона во времени (акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования; ФЗ, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов, вступают в силу не ранее 1 января следующего за годом их принятия. Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов о налогах и сборах является Собрание законодательства РФ, Российская газета, Парламентская газета)

-действие налоговых актов в пространстве (акты органов МСУ распространяются на управляемую ими территорию; акты субъектов РФ действуют на территории данного субъекта; акты федеральных органов власти действуют на всей территории РФействуют на территории данняются на управляемую ими территорию; акты субъектов рф рмативно-правогоборах вступают в силу не ране)

-действие налоговых актов по кругу лиц (все лица, имеющие объект налогообложения попадают под сферу действия налогового законодательства. Работает принцип резидентства)

Информация о работе Место и роль Налогового кодекса в системе Российского законодательства