Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Задача

В целях покупки квартиры налогоплательщик Кротов получил в банке ипотечный кредит по льготный процент 6%. В результате рассмотрения данного Кротовым заявления о предоставлении имущественного налогового вычета и других документов, налоговый инспектор принял решение о предоставлении данного вычета. При этом признав разницу в процентах между ставкой рефинансирования цетро банка РФ и ипотечным кредитом материальной выгодой надлежащей включению в совокупный доход Кротова и обложению налогом «на доходы физ лиц». По итогам расчётов материальная выгода составила 50 тысяч рублей в связи с чем был начислен НДФЛ по ставке 13%. Налогоплательщик обжаловал указанное решение.
Дайте юридический анализ ситуации. Есть ли нарушение в действиях налоговой инспекции?

Содержание

Задание 1. Классификация налогов
Введение
1.1. Классификация по способу взимания
1.2. Классификация налогов по объекту обложения
1.3 Классификация налогов по субъекту обложения
1.4 Классификация налогов по способу обложения
1.5 Классификация по применяемой ставке
1.6 Классификация налогов по назначению
1.7 Классификация налогов по срокам уплаты
1.8 Классификация по источнику уплаты
1.9 Классификация налогов по принадлежности к уровню правления

Задание 2. Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, сбора и пени
Введение

2.1. Принудительное исполнение налоговой обязанности за счет денежных средств налогоплательщика
2.1.1 Направление требования об уплате налога
2.1.2 Принятие решения о взыскании налога и направление в банк распоряжения налогового органа
2.2 Принудительное исполнение налоговой обязанности за счет иного имущества налогоплательщика
2.2.1 Залог имущества
2.2.2 Поручительство
2.2.3 Пеня
2.2.4 Приостановление операций по счетам в банке
2.2.5 Наложение ареста на имущество налогоплательщика
Заключение
Список литературы

Задание 3. (Задача)

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Налоговое право.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Налоги с процентными (адвалорными) ставками— это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налоговой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уплаты налогов. К таким налогам относятся, в частности, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и физических лиц. 

В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при увеличении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой системе нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляющем большинстве развитых стран подоходный налог является прогрессивным).

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов.

 

1.6  Классификация налогов по назначению

 

Разграничивает их на абстрактные и целевые и абстрактные {общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным источников разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство. В отличие от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Характерным примером специального налога служит ЕСН, поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования.

 

 


 

1.7  Классификация налогов по срокам уплаты

 

Различают налоги срочные и периодические.

Срочные (их еще называют разовые) —это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку

при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина.

Периодические (их еще называют регулярные или текущие) —это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, 
квартал или год.

 

1.8 Классификация по источнику уплаты

 

Имеет значимый практический интерес в первую очередь со стороны налогоплательщиков ипроверяющих их налоговых органов. В соответствии с ней различают налоги, уплачиваемые из прибыли (за счет налогооблагаемой 
прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).

 

1.9  Классификация налогов по принадлежности к уровню правления

 

Подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус — на ней построена вся последовательность изложения НК.

Заметим, что представленные классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практических перспектив использования.

Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты.


 

 

 

 


 

Задание 2. Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, сбора и пени.

                         

Введение


    Цель государства - добиваться оптимизации налогообложения, чтобы собранных налогов было достаточно для обеспечения всех задач, и в то же время, чтобы налоговое бремя не было чрезмерным и не подавляло экономическую деятельность налогоплательщика.

Цель налогоплательщика естественно стремиться к максимальному уменьшению налогового бремени, что не вызывает одобрения со стороны контролирующих органов.

"Противодействие налогам, как социально-экономическое явление, стремление налогоплательщиков  не платить налоги или платить  их в меньшем размере существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета"[1].


В соответствии со статьей 8 части I Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Следствие этого – неполнота поступлений в бюджет. Для того чтобы не допустить их снижение, в главе 11 НК РФ приведены различные формы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов, а именно:

 - залог имущества;

 - поручительство;

 - пеня;

 - приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке;

 - арест имущества.

Сумма налога, не уплаченная в установленный срок, вместе с начисленными пенями образует налоговую задолженность налогоплательщика перед государством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения со стороны государства мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Эти меры применяются последовательно и включают три этапа: 1. Направление налогоплательщику письменного извещения - требования об уплате налога.2. Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.

3. Взыскание налога  за счет иного имущества налогоплательщика. При этом налог с организаций  взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном.

2.1  Принудительное исполнение налоговой обязанности за счет денежных средств налогоплательщика 

2.1.1 Направление требования об уплате налога

 

  Требование об уплате налога представляет собой меру предупредительного характера, назначение которой - напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога и сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В требовании должны быть также указаны подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылки на положения закона, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога передается руководителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. НК РФ допускает передачу требования законным или уполномоченным представителям налогоплательщика. В случае уклонения этих лиц от получения требования оно направляется по почте заказным письмом. При этом требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В требовании об уплате налога или сбора указывается

- Сумма задолженности  по налогу (сбору);

- Размер пеней, начисленных  на момент направления требования;

- Срок исполнения требования;

- Срок уплаты налога (сбора), установленный законодательством  о налогах и сборах;

- Меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (сбора), которые применяются в случае неисполнения требования.[2]


В случае если обязанность налогоплательщика изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование (ст. 71 НК РФ).

 

2.1.2 Принятие решения о взыскании налога и направление в банк распоряжения налогового органа

 

  Следующим этапом принудительного исполнения налоговой обязанности является взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках. Решение о взыскании принимается только в отношении налогоплательщиков -организаций и индивидуальных предпринимателей не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ). 

В том случае, когда суд, принявший к рассмотрению иск налогоплательщика о признании недействительным требования налогового органа о взыскании недоимки и пеней, запретил налоговому органу производить взыскание оспариваемых сумм, срок, в течение которого действовало соответствующее определение суда, не включается в установленный п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневный срок на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий[3]


На основании принятого решения налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Такое поручение носит бесспорный и безакцептный характер, то есть взыскание производится без обращения в суд и без согласия налогоплательщика - клиента банка. Взыскание налога может производиться как с рублевых, так и с валютных счетов, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных счетов (если не истек срок действия депозитного договора). В последнем случае налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного на расчетный (текущий) счет налогоплательщика. Для обеспечения исполнения инкассового поручения налоговые органы наделены полномочиями приостанавливать операции налогоплательщика по счетам в банках.

Инкассовое поручение должно быть исполнено банком при взыскании с рублевых счетов -не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им поручения, а при взыскании с валютных счетов - не позднее двух операционных дней. Что делать, если в день получения банком инкассового поручения денежные средства на счетах налогоплательщика в банке отсутствуют или их недостаточно для уплаты налога? В этом случае инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на счета налогоплательщика, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством, а именно ст. 855 ГК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Принудительное исполнение налоговой обязанности за счет иного имущества налогоплательщика

 

  Заключительный этап принудительного исполнения налоговой обязанности - взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. Эта мера применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее счетах. Обращение взыскания на имущество производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, но с учетом тех сумм, которые уже списаны в бесспорном порядке со счетов налогоплательщика. При этом одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо, поскольку может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм.

Информация о работе Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора