Контрольная работа по «Право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Содержание

Введение.
1.Основные принципы конституционного строя РФ и их содержание.
2.Формы осуществления народовластия в РФ.
3.Правовое положение и виды общественных объединений в РФ.
4.Правовой статус религиозных объединений в РФ.

Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 75.61 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

ВОЛОГОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОЧНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ .ВЕРЕЩАГИНА

Экономический факультет

Специальность: Экономика

Заочное обучение

Сокращённые сроки

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Право»

Вариант 8.

(1245088).

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

2 курса

Шилова В.С.

Проверял(а):           

2014

Содержание:

Тема 8. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Введение.

1.Основные принципы конституционного  строя РФ и их содержание.

2.Формы осуществления  народовластия в РФ.

3.Правовое положение и  виды общественных объединений  в РФ.

4.Правовой статус религиозных  объединений в РФ.

 

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные принципы  конституционного строя РФ и  их содержание.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

 

По своему содержанию эти принципы могут быть разделены на:

  • принципы - основы организации государственной власти;
  • принципы организации и функционирования гражданского общества;
  • принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;
  • принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.

1. В первую группу (основы организации государственной власти), кроме уже рассмотренного выше народовластия, можно включить следующие принципы: демократический политический режим, республиканскую форму правления, суверенитет Российской Федерации, провозглашение России правовым государством, федеративное государственное устройство, разделение властей. а) демократический политический режим включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия (о чем было сказано выше), организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти. Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение, как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития; б) Конституция провозглашает Россию Республикой (ст. 1). Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа; в) по Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством.

 

Для правового государства характерными признаками являются:

верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;

реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;

взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства;

строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;

осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

В условиях правового нигилизма, низкой правовой культуры граждан, отсутствия необходимых для населения законности и правопорядка, низкого уровня жизни граждан России нельзя говорить о правовом государстве. Провозглашение незыблемости основ конституционного строя и конституционного статуса человека и гражданина означает попытку связать государство им же созданным правом, что является одним из признаков правового государства. Четко проведен в Конституции и на практике принцип разделения властей. Верховенство Конституции должно обеспечиваться деятельностью Конституционного Суда РФ. Конституция РФ требует, чтобы все законы были официально опубликованы. Неопубликованные законы не могут применяться;

     г) Конституция  в ст. 1 провозглашает федеративное  государственное устройство. Федерация  выступает и как форма государственного  устройства, и как способ регулирования  национальных отношений в многонациональном  государстве; дает возможность нациям  иметь свою государственность, т.е. обеспечивает важнейший международно-правовой  принцип самоопределения наций  и народов. Поэтому субъектами  Федерации выступают, наряду с  другими, республики в составе  Российской Федерации, автономная  область и автономные округа. В новом подходе к федеративному  устройству России демократия  находит свое выражение в том, что законодательство закрепляет  децентрализацию власти, отказывается  от предоставления центру монополии  на власть, дает возможность отдельным  регионам самостоятельно решать  многие вопросы их жизни. Поэтому  субъектами Российской Федерации  стали не только национальные  образования, но и все крупные  административно-территориальные единицы страны: края, области, два города федерального значения. Таким образом, федеративное государственное устройство России построено на сочетании национального и территориального признаков. При этом Конституция закрепила равенство всех субъектов федерации (ст. 5);

     д) Россия является  суверенным государством. Конституция  провозгласила государственный  суверенитет только за Российской  Федерацией. Суверенитет государства  означает такое свойство государства, которое позволяет ему самостоятельно  и независимо от других государств  осуществлять свое верховенство  в пределах своей территории. Он проявляется в самостоятельной  возможности законодательных органов  государственной власти решать  свои вопросы, независимо от других  видов органов, в единстве законодательной  власти. Конституция закрепляет, что  суверенитет Российской Федерации  распространяется на всю ее  территорию, что особенно важно  для единства государства при  его федеративной форме (ст.4). Важно  и то, что именно федерация  обеспечивает целостность и неприкосновенность  своей территории, провозглашая  и гарантируя положение о том, что границы между субъектами  Российской Федерации могут быть  изменены только с их взаимного  согласия;

     е) Статья 10 Конституции  закрепляет известный большинству  стран мира принцип разделения  государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых  являются самостоятельными. Государственную  власть в России, как установлено  в ч.1 ст.11 Конституции, осуществляют  Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), правительство России, суды  России. Из этой формулировки  вытекает, что классический принцип  разделения властей на современном  этапе развития России осуществляется  с особенностями, которые заключаются  в выведении Президента из  исполнительной ветви власти  на самостоятельное место в  системе высших органов государственной  власти;

     ж) для механизма  реализации полновластия народа  важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст.12 Конституции "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти";

     з) впервые  в конституционном законодательстве  России в самом тексте Конституции  указывается на особую защиту  системы государственной власти. Как подчеркивается в ч.4 ст.3 Конституции "Никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

     2. К принципам организации и функционирования гражданского общества следует отнести экономический, политический и идеологический плюрализм, провозглашение России светским и социальным государством.

     а) экономический  плюрализм. Одним из самых коренных  изменений, происшедших в России  в 90-е гг. XX века, явился переход  к признанию и закреплению  в Конституции многообразия форм  собственности, в том числе и  частной собственности. Конституция  не только провозглашает признание  многообразия форм собственности, но и закрепляет обязанность  государства равным образом защищать  все эти формы. Следует обратить  внимание на порядок перечисления  этих форм. Вопреки обычно избираемому  алфавитному порядку Конституция  ставит на первое место частную  форму собственности, тем самым  подчеркивая ее особую роль  и значение в новый период  развития российского государства (ч.2 ст.8). Вполне логично, что среди  экономических приоритетов, наряду  с единством экономического пространства, гарантируется поддержка конкуренции  и свободы экономической деятельности.

     В ст.35 Конституции  РФ устанавливается, что право  частной собственности охраняется  законом, каждый вправе иметь  свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно  с другими лицами. Все это свидетельствует  о том, что Россия стремится  создать рыночное хозяйство;

     б) запрещая  устанавливать в качестве государственной  или обязательной какую-либо одну  идеологию, Конституция закрепляет  идеологическое многообразие (ст.13), признавая все виды идеологических  учений, если они не проповедуют  насилие и рознь;

     в) в России  признается политическое многообразие, многопартийность; общественные объединения  провозглашаются равными перед  законом; запрещаются те общественные  объединения, которые стремятся  к насильственному изменению  основ конституционного строя, нарушению  целостности и подрыв безопасности  государства, а также к другим  антиобщественным действиям (ч.ч.3, 4, 5 ст.13). Запрещается вопреки воле  граждан вовлекать их в общественные  организации и насильственно  удерживать их в этих организациях. Это позволяет гражданам, имеющим  различную политическую ориентацию, оказывать влияние на политический процесс, принятие государственных решений, постепенно активизировать участие в общественной жизни;

     г) провозглашая  Россию светским государством, Конституция  запрещает устанавливать какую-либо  религию государственной или  обязательной, гарантирует равенство  религиозных конфессий, в том  числе и путем отделения религиозных  объединений от государства (ст.14);

     д) провозглашая  Россию как социальное государство, Конституция ставит перед ней  задачу и цель направить свою  политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

    3. Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека, закреплены в ст. 2, 3, 6, 7, 13 гл. 1 Конституции РФ.

     Определяя  цель государства в его взаимоотношениях  с человеком и гражданином, Конституция  устанавливает в ст. 2 положение  о том, что человек, его права  и свободы являются высшей  ценностью, а обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и  гражданина. Таким образом, укрепляется  вера, что придет время, когда  не человек будет для государства, а государство будет существовать  для человека, для обеспечения  его прав и свобод.

 

В ст.6 Конституции закрепляются важные положения, касающиеся:

единства российского гражданства;

равенства всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства;

Информация о работе Контрольная работа по «Право»