Ключевые проблемы прямого налогообложения в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 11:31, доклад

Краткое описание

В настоящее время налогоплательщики вполне обоснованно жалуются на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот из-за чего возникают значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив, исчисления бюджетных платежей.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 22.26 Кб (Скачать файл)

Вариант 7

Задание № 1: Ключевые проблемы прямого налогообложения в налоговой системе РФ.

 

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает «главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития». Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России соответствовала новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. Но все-таки новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям.

В настоящее время налогоплательщики вполне обоснованно жалуются на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот из-за чего возникают значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив, исчисления бюджетных платежей. Его основные недостатки состоят:

·  в излишней уплотненности;

·  в запутанности;

·  в наличии большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства;

·  в ускорении научно-технического прогресса;

·  во внедрении перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.

 Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Также, несмотря на многочисленные изменения и уточнения налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Наиболее серьезные из них – это низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. Основная причина этого — несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами.

Система сбора налогов имеет много недостатков: привилегии и неравные условия для предприятий, несовершенное законодательство и неоднозначные подходы при его применении. Неосведомленность населения о налоговом законодательстве и неоднозначность подходов приводит к нарушению законов.

В России система налогообложения многими рассматривается как несправедливая и неодинаковая для всех. Случаи уклонения от налогов в России становится все больше. Для устранения этого разработаны достаточно сложные схемы, в реализации которых принимают участие банки и государственные организации.

Высокие ставки налогов вынуждают скрывать доходы, избегая дополнительных выплат. Так, «налог с продаж в Российской Федерации был введен в июле 1998 года. Федеральный закон предоставил субъектам федерации право устанавливать процентную ставку по этому виду налога в пределах 5%, чем практически все они и воспользовались». Правительство считает его одним из самых собираемых налогов. Однако хороший специалист по налоговому планированию способен придумать несколько законных или почти законных схем, которые позволяют избежать его уплаты.

Успешность развития страны, в том числе зависит от способности привлечь в экономику капитал. «В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки».

Таким образом, можно выделить несколько основных принципов, соблюдение которых налогоплательщиками необходимо:

· Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

· Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

· Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам вовремя налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов; переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности; представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;

· Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Основной целью дальнейших мер по совершенствованию налоговой системы России, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности, должна стать необходимость решения следующих задач:

1. Достижение минимально возможной справедливой налоговой нагрузки, т.е. налоговое бремя недолжно стать препятствием экономическому росту, что особенно касается сферы оказания услуг. Такое снижение эффективно только при условии проведения других институциональных и структурных преобразований. С целью избежания дефицита государственных финансовых ресурсов снижение налоговой нагрузки должно осуществляться только при условии относительного сокращения бюджетных расходов.

2. Усовершенствование системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы.

3. Совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов. От того, насколько совершенной будет система, позволяющая определить объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления и уплаты налога во многом зависит степень учета интересов налогоплательщика в налоговых отношениях. Такая проблема должна затронуть вопросы упрощения налоговой системы, уменьшения числа налогов, ориентации на налоги, стимулирующие мотивацию к росту прибыли и личных доходов, отказ от теневой деятельности.

4. Улучшение системы налогового контроля и изменение системы налоговой ответственности. То есть улучшение контрольных функций, сведение к минимуму мер текущего контроля, сосредоточение контроля на ключевых сферах, исключение дублирования контрольных полномочий.

Требует совершенствования и система налоговой ответственности, так как судебный порядок взыскания санкций приводит к огромному объему судебных дел. Часто рассмотрение дела в суде превращается в простую формальность, которая, однако, приводит к дополнительным государственным расходам. Поэтому планируется четко распределить компетенцию по привлечению к налоговой ответственности. Возможно, судебные разбирательства будут необходимы только для тех случаев, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа и отказывается от уплаты санкций.

Наиболее важные реформы налоговой системы были реализованы в программе 2000-2002 года. Тогда были применены следующие меры:

-Отмена неэффективных «оборотных» налогов;

-Существенное снижение налогообложения фонда оплаты труда за счет введения пропорциональной шкалы и снижения социальных отчислений;

-Новый режим и снижение ставки налога на прибыль;

-Введение налога на добычу полезных ископаемых, что стало важным шагом в направлении изъятия в доход государства части природной ренты, образующейся у пользователей недр;

-Реформирование системы налогообложения малого бизнеса;

-Отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.

Эта масштабная программа была проведена в очень короткие для мировой практики сроки. «Следствием этих мер стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост».

Дальше, в последствие развития налоговой системы РФ должно произойти выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики, а также между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью. Различия в уровне налогообложения таких хозяйствующих субъектов создают неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков.

Основные задачи развития современной российской налоговой системы:

—  поддержка российских товаропроизводителей путем создания благоприятных налоговых условий для инвестиций и повышение их конкурентоспособности как на внутреннем так и на мировом рынках;

—  совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем;

—  обеспечение льготного налогового режима для привлекаемых иностранных капиталов;

—  в результате решения вышеперечисленных задач — ускорение процесса интеграции российской экономики в мировую.

Все направления развития имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение имеют налоги на прибыль и на добавленную стоимость, на имущество, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей, благодаря чему способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

Мировой финансовый кризис, который имеет место быть и сейчас, стал причиной резкого сокращения поступлений от налога на прибыль. По данным МИНФИНа поступления 2009года составили лишь третью часть того, что было в 2008 году, что является существенной потерей доходов бюджета для многих регионов с развитой промышленностью. Но пока ситуация только ухудшается. Поступления от налога на прибыль от предприятий возможно сократится на 25-30%, а от физических лиц – на10%, но возможно и больше.

Сейчас ведутся дискуссии в руководстве страны об облегчении налогового бремени для поддержки экономики. Так, должны будут снизиться налоги с предприятий, а также налоги на доходы с капитала.

Но, какой бы ни была налоговая система страны, она все равно является важнейшим элементом рыночных отношений любого развивающегося государства и от неё во многом зависит успех экономических преобразований.

 

 

 

 

 


Информация о работе Ключевые проблемы прямого налогообложения в налоговой системе РФ