Классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 13:18, реферат

Краткое описание

Налоги - это одно из древнейших изобретений человечества. Налогообложение появилось вместе с государством, и использовалось государством и властью как основной источник средств для содержания органов власти и материального обеспечения ими своих функций. Главное назначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, сохранилось и сегодня, хотя и роль налогов стала менее значительной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность, функции и принципы налогов……………………………..4
Глава 2. Классификация налогов……………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация налогов.docx

— 29.57 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность, функции и принципы налогов……………………………..4

Глава 2. Классификация налогов……………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги - это одно из древнейших изобретений человечества. Налогообложение появилось вместе с государством, и использовалось государством и властью как основной источник средств для содержания органов власти и материального обеспечения ими своих функций. Главное назначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, сохранилось и сегодня, хотя и роль налогов стала менее значительной.  
 
На современном этапе государства для пополнения своей казны используются  и другие виды поступлений и платежей, но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги. 
Важнейшей  задачей экономики России на современном этапе является  превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в  мировом экономическом разделении труда.

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергалась изменениям, а законодательные органы Правительства России и ее субъектов пытались выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволила развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволила  государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы. В начале 90-х годов в России бушевала буря «местных законодательных суверенитетов», в результате которых региональные элиты позволяли себе принятие законов, в том числе и налоговых, не только не противоречащих федеральному законодательству, но и ущемляющих предприятия и бизнес структуры в угоду собственных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность, функции и принципы налогов

Налог  как основная форма доходов государства присущ всем государственным  системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций, то есть функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов. 
 
         В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой её части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями производства. 
 
         В современных условиях развитие общественного производства должно обеспечиваться с помощью экономических методов посредством таких рычагов, как налоги, займы, государственные расходы и т.д. Именно с этих позиций следует рассматривать социально-экономическую природу налогов, их место и роль в воспроизводственном процессе. 
 
          Сущность налога как объективной экономической категории необходимо определять не только для научной деятельности, но и для практической, так как содержание категории и ее формы должны опираться на объективнее базисные условия развития общества. Налоги, обладая своей внутренней логикой, используются государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, чтобы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов. Объективные и субъективные стороны налога - это единство противоречий базиса и надстройки, которые разрешаются созданием адекватных базису налоговых отношений. 
 
         В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических  лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".  
 
         Налог представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, рассматриваемое с различных категориальных позиций. Поэтому налог является комплексной категорией. Так, если  рассматривать налог как философскую категорию, то это наше мышление о налоге как общественно необходимом благе или зле, или воспринимать его как необходимые повинности трудоспособной части населения для обеспечения общественных потребностей. Если,  как экономико-стоимостная категория, то это система денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации денежных средства в централизованный фонд государства. В силу того, что налог является частью финансов, можно определить его как финансово-перераспределительную категорию, связанную с формированием финансовых ресурсов на стадии распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. 
 
         С точки зрения правовой природы налог - это система правовых отношений налогоплательщика с государством на основе законности, принуждения, безвозмездности.   
 
         Таким образом, налог представляет собой важнейшую финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода для выполнения политических, экономических и социальных задач. 
 
         Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.  
 
         Функция - это способ выражения категории в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание этой категории. 
 
В  современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:  
 
- распределительную (социальную); 
 
- фискальную; 
 
- регулирующую; 
 
- контрольную; 
 
- поощрительную. 
 
         Главная функция налогов - это распределительная или социальная функция, которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. C тех пор - как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании и возникли следующие подфункции: 
 
1. стимулирующая; 
 
2. дестимулирующая; 
 
3. воспроизводственная. 
 
         Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных  экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д. 
 
         Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.  
 
         Подфункция воспроизводственного назначения несет в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую  принадлежность. 
 
         Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает другая функция налогов - фискальная. Эта функция считается основной, характерной для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства. 
 
         Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс. 
 
         Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны, в  том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения. 
 
         Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.  
 
         Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам ВОВ и т.д.).  
 
         Каждая из этих функций отражает определенную сторону налоговых отношений. Результативность налоговых функций определяется ролью налогов, которая может быть как негативной, так и позитивной. Позитивной роль налогов будет тогда, когда потенциал налога как экономической категории реализован на практике и достигается относительно равенство между налоговыми функциями.  
 
         Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. 
 
         Принципы налогообложения - это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Разработанные в  XYII- XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом экономических реалий принципы налогообложения в настоящее время могут быть классифицированы по определенным направлениям. Так принципы налогообложения подразделяются на:  экономические,  организационные и  юридические. 
 
         К экономическим принципам можно отнести принципы: 
 
1.эффективность налогообложения с точки зрения производительных сил, воспроизводственных процессов и социальной направленности; 
 
2.прогнозированность налогообложения; 
 
3.нейтральность, предполагающая, что налог не должен препятствовать формированию рыночных отношений, а должен способствовать созданию  конкурентной среды как основы этих отношений. 
 
         К организационным принципам относятся: 
 
1.универсальность налогообложения,  обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; 
 
2. удобство уплаты налогов; 
 
3. стабильность; 
 
4. гармонизация.  Этот принцип основан на необходимости построения такой  налоговой системы, которая учитывала бы международные нормы и  правила, что имеет существенное значение в условиях глобализации  экономики. 
 
         К правовым  (юридическим) принципам  относятся: 
 
1. отрицания обратной силы закона, ухудшающего  положения граждан; 
 
2. законность; 
 
3.приоритетность налогового законодательства, заключающийся в том, что акты, регулирующие отношения, не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Классификация налогов.

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются: по субъекту уплаты, по объекту обложения, по принадлежности к звеньям бюджетной системы,  по назначению, по источникам, по способу взимания, по срокам уплаты и  по уровню управления. 
 
По субъекту: 
 
В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды: 
 
- налоги с организаций, то есть налог на прибыль, налог на имущество   организаций; 
 
- налоги с физических лиц, то есть налог на доходы физических лиц, налог     на  имущество физических лиц; 
 
- смешанные налоги, то есть земельный налог, транспортный налог. Основная часть налогов в Российской Федерации относится к категории смешанных налогов. 
 
По объекту обложения: 
 
Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно-поимущественные, то есть на прямые и косвенные. 
 
Прямые налоги - это налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. Такими налогами являются подоходный налог и налог на имущество.  В свою очередь прямые налоги подразделяются на:  
 
- реальные, которые взимаются с действительно полученной       налогоплательщиком прибыли или дохода  (налог на прибыль предприятий); 
 
-  личные, которые уплачиваются с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика.  
 
Косвенные налоги - это налоги, которые взимаются в результате расходования материальных благ. Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д. Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие виды, это: 
 
- универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги. Классическим примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налог с оборота или налог с продаж; 
 
- индивидуальные, то есть акцизы; 
 
- фискальные монопольные - это косвенные налоги на  товары, производство  и реализацию, которых монополизировало государство. Этот вид налога      возник из исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Примером таких налогов может служить винная монополия в России.  
 
- таможенные пошлины - это налоги, которые взимаются за перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации. 
 
По принадлежности к звеньям бюджетной системы: 
 
         В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами они подразделяются на: 
 
- закрепленные налоги - это налоги, которые непосредственно поступают в определенный бюджет. Например, налог на добавленную стоимость поступает в федеральный бюджет в размере 100 %, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты; 
 
- регулирующие налоги - это налоги, которые перераспределяются ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита. Например, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и т.д.        
 
По назначению: 
 
По назначению использования налоги делятся на: 
 
- общие налоги, которые обезличиваются и поступают в единую казну 
 
государства. Преимущество таких налогов состоит в том, что они обеспечивают  
 
гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. 
 
- специальные налоги, которые имеют строго целевое назначение. 
 
- чрезвычайные налоги. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или 
 
иной страны. 
 
По источникам: 
 
По источнику налоги делятся на: 
 
- налоги, которые относятся на издержки производства и обращения (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых); 
 
- налоги, которые включаются в продажную цену продукции (налог на добавленную стоимость, акцизы); 
 
- налоги, которые относятся на финансовые результаты, на дебет счета (налог на имущество организаций); 
 
- налоги на прибыль и  за счет прибыли. 
 
По способу взимания: 
 
Налоги могут взиматься следующими способами: 
 
- кадастровым (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога 
 
дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп 
 
и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельца транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности  транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. 
 
- на основе декларации. Декларация - это документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога  с него. Характерной чертой такого метода является, то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером такого налога может служить налог на прибыль, 
 
- по источнику:

Это налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится для получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Это налог выплачивается предприятием или организацией, на котором работает физическое лицо, то есть из заработной платы физического лица, до выплаты ему зарплаты, вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.  
 
По уровню управления:

По уровню управления, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.  Качур О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - 3-е издание,   
переработанное и дополненное. - М.: КНОРУС, 2009. - 360 с. 
2.  Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: Проспект,   
КНОРУС,  2012. -  688 с. 
3.  Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов, - 2-е издание, стереотип. -  
М.: Издательство НОРМА, 2011. - 271 с. 
4.  Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2010. - 606 с.

 


Информация о работе Классификация налогов