История развития налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:35, реферат

Краткое описание

Говоря о недополучении налогов в бюджет, нельзя не упомянуть о еще одном важном моменте - это сложности в определении налогооблагаемой базы, неблагоприятное влияние на которую оказывают:

- сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;

- высокое количество убыточных и низко-рентабельных предприятий;

- рост кредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий;

- снижение активности банковской системы;

- растущая скрытая и явная безработица;

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат НП.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 8 Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Исходя из этого определения, нельзя не обратить внимание на тот факт, что налогу отдается лишь фискальная функция - изъятие денежных средств и их дальнейшее перераспределение. Однако думается, что в сложившейся ситуации важно обратить внимание и на стимулирующую функцию налогов, что может способствовать развитию производства и предпринимательских отношений. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов Кодекс признает организации и физических лиц, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Таким образом, к субъектам налоговых правоотношений относятся:

 

1.Юридические лица, образованные  в соответствии с законодательством  РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

 

Ранее в соответствии с Законом РФ 'Об основах налоговой системы в Российской Федерации' (ст. 3) указывалось, что наряду с юридическими лицами плательщиками налогов являются и другие категории плательщиков. К ним относились филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий и организаций. Теперь во избежание ненужной путаницы эта категория устраняется. Налоговый Кодекс предусматривает, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

 

2. Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица  без гражданства.

 

Как гласит ст. 38, объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) или иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налогов.

 

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53).

 

По ст. 55 под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

 

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

 

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата же производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

 

Налоговый Кодекс разрешил остро стоявшую ранее проблему, когда не было четко установленных видов налоговых правонарушений, их признаков и критериев оценки, в результате сложно было отделить налоговые правонарушения от налоговых преступлений. В Кодексе налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен раздел VI. В соответствии со ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.

 

 

К видам налоговых правонарушений, предусмотренных в 16-й главе Кодекса, относятся:

 

- нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе;

 

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

 

- нарушение срока предоставления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке;

 

- непредставление налоговой декларации;

 

- грубое нарушение правил учета  доходов и расходов и объектов  налогообложения;

 

- неуплата или неполная уплата сумм налога;

 

- невыполнение налоговым агентом  обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

 

- незаконное воспрепятствование  доступу должностного лица налогового  органа, таможенного органа, органа  государственного внебюджетного  фонда на территорию или в помещение;

 

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения  имуществом, на которое наложен  арест;

 

- непредставление налоговому органу  сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля;

 

- уклонение от явки в налоговый орган лицом, вызываемым в качестве свидетеля, а также неправомерный отказ от дачи свидетельских показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;

 

- отказ эксперта, переводчика или  специалиста от участия в проведении  налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;

 

- неправомерное несообщение сведений  налоговому органу.

 

 

Отдельно выделяются нарушения банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах:

 

- нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;

 

- нарушение срока исполнения  поручения о перечислении налога  или сбора;

 

- неисполнение банком решения  налогового органа о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового  агента;

 

- неисполнение банком решения  о взыскании налога и сбора, а также пени;

 

- непредставление налоговым органам  сведений о финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков-клиентов  банка.

 

Нетрудно заметить, что в Кодекс не включена не только прямая, но и всякая ответственность налоговых органов и их должностных лиц (перед налогоплательщиком и перед казной) за их неправомерные деяния в налоговой сфере. Невключение в Кодекс норм, регулирующих ответственность должностных лиц государственных и иных органов и лиц, проводящих налоговый контроль, порождает безнаказанность таких лиц за их противоправные деяния в налоговой сфере.

 

Отдельно следует остановиться на налоговых преступлениях. Преступлением УК РФ признает совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. По старому УК, действовавшему до 1 января 1997 г., налоговыми преступлениями признавались три вида деяния:

 

 

 Уклонение от подачи декларации  о доходах, сюда включались такие  правонарушения, как уклонение от  подачи декларации о доходах, несвоевременная подача декларации о доходах и включение в декларацию заведомо искаженных данных.

 

 Сокрытие доходов (прибыли) или  иных объектов налогообложения  как физическими, так и юридическими  лицами. Причем сумма сокрытого  дохода должна была быть не меньше суммы, налог с которой превышает пятьдесят минимальных размеров оплаты труда. Способами сокрытия доходов и иных объектов признавались: незаконное уменьшение налогооблагаемой базы, необоснованное понижение налоговой ставки и др.

 

 Противодействие или неисполнение  требований налоговой службы  в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов. Ответственность  по данной статье предусматривалась  за совершение одного из трех  действий: уклонение от явки в  органы Государственной налоговой службы для дачи пояснений, отказ от дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме, непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов Государственной налоговой службы.

 

В действующем УК РФ уголовная ответственность за 'чисто' налоговые преступления предусмотрена двумя составами: ст. 198 'Уклонение гражданина от уплаты налога' и ст. 199 'Уклонение от уплаты налогов с организации'. Уголовно-правовые нормы об ответственности за их совершение направлены на обеспечение обязанности налогоплательщиков платить налоги с доходов физических и юридических лиц, установленные налоговым законодательством Российской Федерации. Уклонение гражданина от уплаты налога квалифицируется как налоговое преступление, если осуществляется путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо ложных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном либо в особо крупном размере (уклонение от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пятьсот минимальных размеров оплаты труда), либо лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов с организаций квалифицируется аналогично, если осуществляется путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, т. е. когда сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Облагаемость доходов, полученных в ходе преступной деятельности, действующем законодательстве никак не решается вопрос о налогообложении доходов, полученных незаконным путем. Законодатель допускает изъятие имущества, добытого незаконным путем, в судебном порядке, но не рассматривает криминальные доходы как сокрытые от налогообложения.

В зарубежных странах используют другой подход. Здесь, наоборот, используют налоговые санкции за неналоговые преступления. Механизм достаточно прост, так как всякая преступная деятельность влечет за собой получение незаконных доходов, с которых, естественно, налоги не уплачиваются. Однако доказать обвинение в уклонении от уплаты налогов значительно легче, чем обвинить в совершении иных преступлений.

Но очень важно принимать во внимание тот факт, что проступки и преступления находятся не так далеко друг от друга и проступок может легко перерасти в преступление. Систематическое нарушение законодательства, в том числе и налогового, в конечном счете может перерасти в преступление. Это важно помнить при формировании политики борьбы с нарушениями налогового законодательства, уделяя большое значение профилактическим мероприятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нельзя не согласиться с той точкой зрения, что предупреждение преступлений всегда более эффективно, чем борьба с ними. Эта позиция верна вдвойне в сфере налогового права, поскольку вследствие совершения налоговых преступлений государственный бюджет недополучает огромные денежные суммы. Поэтому думается, что при регулировании налоговых правоотношений государство должно приложить максимум усилий для предупреждения налоговой преступности, возложив эти полномочия на налоговые и правоохранительные органы. В этом направлении уже и идет наш законодатель. Так, Закон 'О милиции' в перечне задач, возложенных на органы милиции, называет предупреждение и пресечение преступлений (ст. 2 Закона).

В приказе МВД России N 284 от 12 июня 1993 г. 'О мерах по организации и совершенствованию профилактической деятельности органов внутренних дел' и принятой Коллегией МВД России 29 мая 1993 г. концепции профилактической деятельности органов внутренних дел прямо указывается: 'Считать профилактику преступлений одним из приоритетных направлений органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с преступностью'. В Налоговом Кодексе среди обязанностей налоговых органов (ст. 32) предусматриваются проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставление форм установленной отчетности и разъяснение порядка их заполнения, исчисления и уплаты налогов и сборов. Очевидно, что действие данной нормы направлено на предотвращение налоговых правонарушений, поскольку при четком исполнении ее положений налоговыми органами, с одной стороны, проводится разъяснительная работа среди добросовестных налогоплательщиков во избежание ошибок по незнанию, с другой стороны, осуществляется контроль над недобросовестными налогоплательщиками.

В этих документах профилактике дается широкое, всеобъемлющее толкование. В частности, обоснованно утверждается, что профилактика преступлений - вид деятельности органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и принципами Декларации прав человека и гражданина путем проведения мероприятий по предупреждению, предотвращению и пресечению преступлений.

Информация о работе История развития налоговой системы в России