Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 01:11, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является основные виды ответственности за нарушение налогового законодательства.
Задачами, поставленными в работе, явились:
1) Определение понятия и сущности ответственности за нарушение налогового законодательства;
2) Характеристика видов ответственности за нарушение налогового законодательства;
3) Исследование понятия и оснований ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
4) Определение видов и мер бюджетно-правовой ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 54.81 Кб (Скачать файл)

8) Несоблюдение порядка  владения, пользования и (или) распоряжения  имуществом, на которое наложен  арест влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

9) Непредставление налоговому  органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Если налогоплательщик не представил в установленный срок в налоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, он будет оштрафован в размере 50 руб.

10) Ответственность свидетеля  налогового правонарушения. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб.

11) Отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия  в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения  или осуществление заведомо ложного  перевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

12) Ответственность за  неправомерное несообщение сведений  налоговому органу установлена ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. Таким образом, ст. 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которые возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения.

Ответственность законодательства о налогах и сборах, содержащая признаки административного правонарушения. В связи с введением в действие Кодекса об административных правонарушениях РФ6, из НК РФ и ряда нормативных правовых актов иного уровня исключен ряд норм, устанавливавших ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения. Нормы, включенные в главы 15 и 16 КоАП РФ, предусматривают составы противоправного поведения, которые условно можно разделить на следующие группы:

  1. Нарушения, заключающиеся в неисполнении налоговых обязанностей или противодействии контрольной деятельности налоговых органов;
  2. Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка работы с денежной наличностью и применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
  3. Нарушения банками обязанностей, связанных с исполнением обязанностей по содействию в сборе налогов;
  4. Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка производства и оборота подакцизной продукции;
  5. Нарушения таможенных правил.

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи определенные свойства:

  1. Ее основанием является административное правонарушение;
  2. Она состоит в применении к нарушителям административных взысканий, является карательной ответственностью, мерой принуждения;
  3. К административной ответственности вправе привлекать органы, которым такое право предоставлено законом (суды, органы исполнительной власти);
  4. К административной ответственности в области налогов и сборов привлекаются следующие должностные лица (руководители; главные бухгалтеры; другие работники организаций, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями)7.

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ налоговый орган составляет протокол об административном правонарушении немедленно после выявления совершения такового. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, либо сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Протокол подписывают должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело, и должностное лицо налогового органа. Налогоплательщику должна быть вручена копия протокола под расписку. В течение суток с момента составления протокола инспектора направляют его в районный суд или мировому судье. Суд (или мировой судья) должен рассмотреть дело в течение 15 дней.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление либо о назначении административного взыскания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении8.

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства. Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой являются типичным явлением, и поэтому для защиты от нарушений налогового законодательства за уклонение от уплаты налогов используются в том числе и меры уголовно-правового характера. В странах с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия) уголовные санкции за налоговые преступления устанавливаются нормами налогового, а не уголовного законодательства. В Российской Федерации уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов закреплена в статьях Уголовного кодекса РФ9.

В уголовном законодательстве нашей страны содержится три состава налоговых преступления, за которые предусмотрена ответственность.

1) Уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). Объектом преступного посягательства являются финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями. Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями.

Размер неуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1 млн. 500 тыс. руб.

2) Неисполнение обязанностей  налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). Объект преступного посягательства – финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступление которых обеспечивается налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются организации и физические лица, которые являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и осуществляют в установленном порядке обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов.

Субъект преступного посягательства – физическое лицо, достигшее 16 лет, являющееся индивидуальным предпринимателем, руководителем, главным (старшим) бухгалтером организации, на которых возложено исполнение обязанностей налоговых агентов.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив – личные интересы (коммерческий расчет и выгода, корысть и т.д.)10.

3) Сокрытие денежных средств  либо имущества организации или  индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться  взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Объект преступного посягательства – финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет денежных средств и имущества налогоплательщиков-недоимщиков.

Предмет посягательства – денежные средства в валюте РФ и (или) иностранной валюте (ст. 140 ГК) как наличные, так и безналичные (на счетах в банках), а также иное имущество (ст. 128 ГК).

С объективной стороны преступление выражается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Под сокрытием следует понимать любые формы их утаивания от налоговых органов и судебных приставов.

Обязательным элементом объективной стороны является крупный размер сокрытых денежных средств либо имущества, который согласно примечания к ст. 169 по стоимости должен превышать 250 тыс. руб.

Субъект преступного посягательства – индивидуальные предприниматели, руководители и лица, выполняющие управленческие функции в организации сборов характеризующимися прямым умыслом11.

 

нарушение ответств

 

 

 

енность н

Глава 2. Правовое регулирование ответственности за нарушение бюджетного законодательства

2.1 Понятие и  основания ответственности за  нарушение бюджетного законодательства

Среди важных сфер экономической деятельности государства, регулируемых нормами права, одной из наиболее значимых является область бюджетных правоотношений.

Значение бюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местного бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. С помощью бюджетного права регулируются внутрифедеративные отношения по распределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий федерального уровня и субъектов Федерации.

В силу своей важности часть отношений в области бюджета, связанных с нарушениями различного рода обязательств, касающихся целевого использования бюджетных средств; возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе; предоставления бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного бюджетным законодательством порядка охраняются административно-правовыми и уголовно-правовыми нормами.

Эти отношения возникают в момент совершения правонарушителем одного или нескольких нарушений бюджетного законодательства, различающихся степенью общественной опасности. Нарушение бюджетного законодательства влечет за собой привлечение к бюджетной, административной или уголовной ответственности, которые объединены законодателем в ч. IV БК РФ под названием «Ответственность за нарушения бюджетного законодательств»12.

Институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства, в связи с бурным развитием финансового законодательства РФ в последние годы, приобретает новое содержание. До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетной сфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в федеральных и региональных законах о бюджете на соответствующий финансовый год, в Законе РФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», Положении о Министерстве финансов РФ и Положении о Федеральном казначействе.13

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства не сводится только к бюджетно-правовой ответственности. В зависимости от возрастания степени общественной опасности оснований «ответственности за нарушения бюджетного законодательства», в ее содержании выделяются «бюджетно-правовая ответственность»,«административная ответственность», «уголовная ответственность».

Таким образом, ответственность за нарушения бюджетного законодательства можно определить как обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а также суда соответствующих мер принуждения.

В связи с тем, что в настоящее время БК РФ ориентирован на ответственность субъектов РФ, государственных органов, органов местного самоуправления, а ответственность должностных и юридических лиц установлена в КоАП РФ, физических лиц – в УК РФ, субъектами бюджетной ответственности за нарушения в сфере бюджетных отношений являются получатели и главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Субъект ответственности является критерием разграничения бюджетной, административной и уголовной ответственности. Непосредственными субъектами бюджетной публично-правовой ответственности следует считать как территориальный субъект в целом, так и его отдельный орган, посредством которого реализуется бюджетная деятельность государства (муниципального образования).

Бюджетно-правовая ответственность характеризуется следующими признаками:

  1. она наступает за бюджетное правонарушение;

2) она выражается в  применении к правонарушителю  санкций бюджетно-правовых норм. Бюджетно-правовые санкции установлены  в БК РФ, ежегодно принимаемом  законе о федеральном бюджете. Правом применения бюджетно-правовых  санкций наделены Министерство  финансов РФ, Федеральное казначейство, органы, исполняющие бюджеты субъектов  РФ и местные бюджеты;

3) она влечет для правонарушителя  определенные отрицательные последствия  имущественного характера. Это обусловлено  спецификой бюджетно-правовых санкций, имеющих имущественный характер  и, таким образом, воздействующих  на экономические интересы правонарушителей.

4) она реализуется в  специфической процессуальной форме. Так, применение восстановительных  бюджетно-правовых санкций в виде  пени предусмотрено в рамках  бюджетно-процессуального производства, установленного Инструкцией Минфина  России о порядке применения  органами Федерального казначейства  мер принуждения к нарушителям  бюджетного законодательства РФ;

Информация о работе Виды ответственности за нарушение налогового законодательства