Взаимосвязь элементов налогового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях России, когда оформлены правовое поле и направления финансовых потоков, особо остро стоит задача совершенствования налоговой системы как основы формирования благоприятного экономического климата и источника наполнения доходами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. По мере развития рыночных отношений увеличиваются масштабы перераспределения валового внутреннего продукта через бюджет посредством налоговых методов, а сами налоги становятся необходимым элементом системы управления финансами.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание налогового механизма ……………………..……5
2. Структура налогового механизма 8
3. Взаимосвязь элементов налогового механизма………………………………..12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

структурные элементы налога.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1. Экономическое содержание налогового механизма ……………………..……5

2. Структура налогового механизма 8

3. Взаимосвязь элементов  налогового механизма………………………………..12

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

 

 

Введение

В современных условиях России, когда оформлены  правовое поле и направления финансовых потоков, особо остро стоит задача совершенствования налоговой системы как основы формирования благоприятного экономического климата и источника наполнения доходами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. По мере развития рыночных отношений увеличиваются масштабы перераспределения валового внутреннего продукта через бюджет посредством налоговых методов, а сами налоги становятся необходимым элементом системы управления финансами.

Существующая  налоговая  система Российской Федерации является результатом развития налоговых  отношений относительно короткого  временного периода. По мере развития рыночных преобразований выявились  недостатки налоговой системы, а  ее несоответствие происходящим в обществе изменениям становилось все более  явным. Многочисленные изменения, которые  ежегодно с 1992 года вносились в налоговое  законодательство, решали лишь некоторые  отдельные проблемы, не затрагивая основ системы. Развитие налоговой  системы обусловлено имеющимися потребностями государства и  экономической системы, а динамика процессов, протекающих на уровне отдельных  предприятий, во многом зависит от того, насколько эффективно функционирование национального налогового механизма.

В настоящее  время важнейшими направлениями  налогового реформирования являются создание эффективной, способной  к адаптации налоговой системы, реальное облегчение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, активизация предпринимательской  деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Преобразования  в налоговой  сфере предполагают изучение и изменение  всех элементов налогового механизма. Поскольку основную долю доходов в бюджетах разных уровней составляют налоговые поступления, то сегодня как никогда важно выработать такую систему налоговых отношений, которая отвечала бы целям стабилизации экономики, сочетала четкое и уважительное отношение к закону, была бы достаточно гибкой, обеспечивающей важнейшие структурные сдвиги в экономике, определяя в то же время стабильные и целостные рамки осуществления предпринимательской деятельности.

Перестройка управления финансовыми  ресурсами, вызванная  расширением  самостоятельности  субъектов Федерации, развитием  деятельности органов  местного самоуправления должна базироваться на целенаправленных исследованиях  налоговых и бюджетных систем, действующих с учетом специфических  особенностей регионов, поэтому одной  из основных проблем является поиск  адекватного рыночной экономике  воздействия налогового механизма  на экономические процессы как в целом в России, так и в отдельных регионах.

Формирование в России рыночных основ экономики способствовало активизации теоретических разработок по организации налоговых отношений. Однако региональные аспекты налоговых  отношений, имеющих большое влияние  в регулировании экономических и социальных процессов, освещались недостаточно.

Все это свидетельствует  об актуальности проблемы формирования налогового механизма, ориентированного на эволюционное преобразование налоговой  системы, обеспечивающее устранение ее недостатков и перекосов и  направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой  налоговой системы.

Данная работа ставит перед  собой цель рассмотреть структуру элементов налогового механизма.

  1. Экономическое содержание налогового механизма

Исторически возникновение  налогов относится к периоду  разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных  доходов. В условиях частной собственности  и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов  в государственные бюджеты. Как  часть распределительных отношений  общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических  формаций, изменения функций и  роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При  феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций  феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в  формировании государственной казны.

Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Налоги –  один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с  целью обеспечения  платежеспособности  различных уровней  государственной  власти.

В экономическом  смысле налоги представляют собой способ перераспределения  новой стоимости – национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства и специфической  формой производственных отношений. Часть  национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в  процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами).

Налоги выражают реально  существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе изъятия части стоимости  национального дохода в пользу общегосударственных  потребностей.

Экономическое содержание налогов  выражается во взаимоотношениях государства  и хозяйствующих  субъектов (физических и юридических  лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые  отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам  относятся  государственный кредит (государственные  займы), доходы различного рода  государственных  фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его продажи. Современные  бюджетные системы включают бюджеты  центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления.

Кроме того, система  налогов  и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического процесса (НТП).

Налогами можно  стимулировать  или, наоборот, ограничить деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку.

Налоги создают  основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового  воздействия на экономику через  расходную часть (бюджетное субсидирование, инвестирование, дотации и возвратные ссуды, кредитная политика, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, налоговая политика).

Налоговая система  Российской Федерации выполняет  важнейшую  функцию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и  ответственности национально-государственных  и административно-территориальных  образований России в решении  социально-экономических проблем  сопровождается укреплением их финансовой базы путем перераспределения федеральных  налогов (налог на добавленную стоимость (НДС,), налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины).

Объектами налогообложения  являются доходы (прибыль), стоимость  определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами. Имущество юридических  и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добавленная стоимость  продукции, работ и услуг и  другие объекты. Предусмотрено, что  один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз  за определенный Законом период налогообложения.

Налоги олицетворяют собой  ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с  формированием  денежных доходов государства (бюджета  и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения соответствующих  функций — социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки  и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной  необходимостью, ибо обусловлены  потребностями поступательного  развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует  соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе  страны.

  1. Структура налогового механизма

Налоговый механизм – это  комплекс трех взаимодействующих  финансово-бюджетных  сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего  арсенала законодательных актов  государства, определяющий установление, оценку плановых, фактически исполненных  и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства  в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое  регулирование) и санкционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль).

Налоговый механизм, рассматриваемый  на основе реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени.

Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых  законов. Поэтому так важно при  каждом практическом действии придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории – субъективное и объективное начала процесса налогообложения  представляют собой единое целое.

Налоговое производство, регламентируемое законами и подзаконными актами налоговых  администраций, зависит от целого круга  законодательных требований, изложенных в Конституции РФ, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Водном, Таможенном и других кодексах. Непосредственное влияние  на налоговое производство оказывают  положения Гражданского кодекса  РФ и Методические основы организации  и ведения бухгалтерского учета, утверждаемые Министерством финансов РФ.

Налоговый механизм позволяет  упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Конкретный налоговый  режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит  не только от положений налоговых  законов, но и от издаваемых инструктивных  указаний к ним. Этот механизм различается  в зависимости от организационно-правовой формы деятельности, статуса плательщика: юридическое или физическое лицо.

Имущественные права хозяйствующих  субъектов самым непосредственным образом сопряжены с их налоговым  регламентом. Следовательно, применение тех или иных налоговых режимов  в рамках налогового законодательства зависит от целого ряда факторов: статуса  объекта хозяйствования, организационно-правовой формы деятельности, отраслевой специфики, социальной политики государства, макроэкономических задач и т.д. т.п.

Эти факторы определяют как  перечень предъявляемых к уплате налогов, так и порядок льготирования, санкционирования.

Все подсистемы налогового механизма (налоговое планирование, налоговое регулирование, налоговый  контроль) разграничены условно, поскольку  на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и  контроль выступают вовсе органичным целым – они есть проявления регулирующей налоговой функции.

В процессе текущего налогового регулирования применяются как  поощрительные методы в виде системы  налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д.

Элементы налогового механизма  являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых  действий, и каждый из них подчиняется  своим правилам организации, оценки и обобщения.

Задачи налогового планирования неоднозначны. Они различаются в  зависимости от того, кто их ставит: государственные органы или менеджеры  от бизнеса. Следовательно, сфера налогового планирования неоднородна, она распределяется на бюджетно-налоговое планирование и корпоративное налоговое планирование. Цель первого – обеспечение потребностей бюджета. Цель второго – оптимизация  налоговых платежей, нахождение законных способов их минимизации.

Неоднозначна  и сфера  налогового регулирования и контроля, где сталкиваются общегосударственные, корпоративные и личные экономические  интересы. Бюджетно-налоговое регулирование  и бюджетно-налоговый контроль осуществляются особыми, только им присущими методами, имеют свои цели и задачи, отличные от стоящих перед корпоративным налоговым менеджментом.

Информация о работе Взаимосвязь элементов налогового механизма