Эффективность налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность налоговой системы – понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся количественному определению.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги_зачетн.раб.Эффективность налоговой системы.docx

— 23.78 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Университет управления «ТИСБИ»

 

 

 

 

 

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему: «Эффективность налоговой системы»

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр ЗЭС-12

Сафин Р.И.

Проверила: Гришина Е.А.

 

 

 

Казань 2012

Эффективность налоговой системы  – понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся количественному определению. Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной лишь в том случае, если она отвечает следующим общим (основным) требованиям:

  • обеспечивает поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно-политических функций;
  • обеспечивает финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе (средства, остающиеся после уплаты налогов, должны быть достаточными для сохранения и развития производства в реальном секторе экономики);
  • способствует решению наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.

Таким образом, для оценки эффективности  налоговой системы требуется  целый комплекс критериев. Однако практически  не существует прямых показателей, однозначно (в положительном или отрицательном  аспекте) характеризующих результативность налоговой системы, Поэтому при  оценке эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет при этом принимается  динамика следующих показателей:

  • § удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте;
  • § уровня бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту;
  • § объемов общественного производства в целом и по отраслям;
  • § объемов капитальных вложений;
  • § финансовых результатов в целом по экономике и по отраслям;
  • § уровня инфляции и т.д.

Главным недостатком этих показателей  является их многоаспектность, наличие  множества факторов, под воздействием которых они формируются, поэтому  при анализе экономических вопросов на макро-уровне чрезвычайно трудно определить роль именно налоговой системы  в развитии этих процессов.

Эффективность в узком смысле –  это оптимальные внутрисистемные  характеристики, свидетельствующие  о наличии высоких потенциальных  возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными  внутрисистемными характеристиками, предопределяющими  эффективность или неэффективность  налоговой системы, являются:

  • Ø общий уровень налогообложения;
  • Ø роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета;
  • Ø соотношение прямых и косвенных налогов; налогов с физических и юридических лиц;
  • Ø стабильность налогового законодательства;
  • Ø дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность;
  • Ø система льгот и ее соответствие приоритетам социально-экономической политики государства и интересам налогоплательщиков;
  • Ø характер системы санкций;
  • Ø уровень сложности расчета налогооблагаемой базы;
  • Ø наличие лазеек для ухода от налогообложения;
  • Ø качественный уровень налогового законодательства и т.д.

Приведенный перечень количественных и качественных характеристик налоговой  системы показывает, что ее эффективность  предопределяется, прежде всего внутрисистемным состоянием.

Важной качественной характеристикой  налоговой системы является тяжесть  налогообложения, однако до сих пор  не имеется общепринятой методики ее исчисления. Оптимальный уровень  налогообложения (объективная сторона) задается границами, возможностями  и потребностями воспроизводства  предприятий (индивидуальных функционирующих  капиталов), их крупных промышленно-финансовых структур и общественного хозяйства  в целом. Чем меньше в императивном порядке изымается финансовых ресурсов из общего их объема, которым располагает  реальная экономика, тем больше возможностей для производственного экономического роста, однако в реальности необходимость  в значительном перераспределении  финансовых ресурсов от предприятий  диктуется самой экономикой. Это  вызывается не только политическими  факторами (потребности обороны, безопасности, управления), но и структурными производственными  факторами, необходимостью вложений в  «человеческий капитал», территориально-региональными  причинами, социальными потребностями. Нужды быстрого, ускоренного формирования производственной инфраструктуры, требующей  огромной и быстрой концентрации капитала, также вызывают необходимость  крупных перераспределительных процессов в экономической системе страны.

Воспроизводство в государстве  в целом вызывается и сопровождается образованием целого круга социальных потребностей, связанных с социальной ориентацией экономики («социальное рыночное хозяйство»), с затратами на содержание безработных и т.д. Эти функции общественный капитал перелагает в значительной степени на общий финансовый фонд – государственный бюджет. Следовательно, объективные пропорции и объемы финансовой аккумуляции ресурсов предприятий посредством налоговой системы задаются сложной совокупностью производственных и социальных факторов.

Государство формирует налоговую  систему исходя из своих интересов.

Во-первых, решаются задачи бюджетного характера и формирования бюджетных, внебюджетных финансовых фондов специального (целевого) назначения. Во-вторых, через  налоговую систему государство  воздействует на экономику, проводит ту или иную политику экономического роста, инвестиций, дотаций и социальной ориентации; система налогов используется государством как регулирующий инструмент, инструмент управления экономикой, как  важная часть хозяйственного механизма.

Объективные основы и параметры  налоговых платежей сочетаются с  субъективными факторами экономической  политики государства, модифицируют их, подчиняют общим задачам и  целям, которые решает государство  в своей внутренней и внешней  политике. Это воздействие может  носить иногда деформирующий характер, подрывать базис расширенного воспроизводства  предприятий, что нередко было в  годы плановой экономики, и имеет  место в современных российских условиях рыночного реформирования.

Учет объективных и субъективных факторов формирования налоговой системы  позволяет оптимизировать ее структуру  и эффективность функционирования, повысить ее роль и значение в экономическом  регулировании производства в условиях рыночной экономики.

Аналитическое определение системных  недостатков – первый этап на пути построения эффективной налоговой  системы. Второй этап – ее оптимизация.

Оптимизация – это процесс приведения налоговой системы в оптимальное, потенциально эффективное состояние. Проблема оптимизации налоговой  системы – настройки налоговых  инструментов на решение тех или  иных задач – на практике возникает  довольно часто, можно сказать, существует всегда. Нельзя построить налоговый  механизм, который в течение длительного  времени (минимум пять лет) мог бы оставаться без сколько-нибудь существенных изменений, действуя при этом в оптимальном  режиме.

Несмотря на важную роль налогов  в регулировании социально-экономических  вопросов, далеко не каждую экономическую  проблему можно решить посредством  налоговой системы. Существуют объективные  границы сферы действия налогов, в рамках которых и необходимо использовать налоговые рычаги. Попытки  искусственного расширения этих границ окажутся, в лучшем случае, безрезультатными, но скорее, наоборот, не решив одну проблему, можно спровоцировать возникновение  нескольких новых. Например, наиболее острой проблемой в современных  условиях является восстановление финансового  потенциала реального сектора экономики. Но решить эту проблему посредством  одного налогового механизма невозможно, хотя он и оказывает свое разрушительное воздействие. Необходим комплекс согласованных  мер в области финансовой, кредитной, ценовой и валютной политики, т.е. использование всего арсенала средств  и методов, имеющихся в руках  государства.

Обязательные платежи имеют  различные формы:

1) налоги;

2) сборы;

3) пошлина;

4) регалии.

 

Основные принципы налогообложения:

• Законодательство о налогах и  сборах основывается на признании всеобщности  и равенства налогообложения (равенство  всех по отношению к налогообложению). При установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога.

• Налоги и сборы не могут иметь  дискриминационный характер и применяться  различно исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

• Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в зависимости  от формы собственности, гражданства  физических лиц или места происхождения  капитала.

• Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в  зависимости от страны происхождения  товара в соответствии с Налоговым  кодексом и таможенным законодательством  РФ.

• Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не могут быть произвольными. Должна соблюдаться  экономичность и эффективность  функционирования системы налогообложения. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав.

• Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство Российской Федерации, и  в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

• Федеральные налоги и сборы  устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом.

• Налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Федерации о  налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о  налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

• Ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги и  сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или  сборов, не предусмотренные законом  либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

 

Основные функции налогов:

  • Ø Фискальная — заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности
  • Ø Регулирующая — означает, что налоги, участвуя в перераспределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы экономического развития.

 

Классификация налогов.

Налоги и сборы, составляющие отечественную  систему налогообложения, классифицируются по различным признакам. Важнейшим  группировочным признаком является уровень взимания и распоряжения налогами. По этому признаку в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • федеральные налоги и сборы;
  • налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);
  • местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы капитала;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов.

К региональным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

Информация о работе Эффективность налоговой системы