Элементы налога и их роль в реализации функций налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения; налоговая база; налоговый период, налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Элементы налога и их характеристика
Глава 2. Дополнительные элементы налога
Глава 3. Проблемы установления и уплаты налогов и пути их разрешения
Заключение…………………………………………………………...30
Приложение………………………………………………………..…31
Список использованной литературы……………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

от того, получены ли они в действительности, а расходами - сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде (при исчислении подоходного налога с физических лиц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Налоговая ставка

В соответствии со ст. 53 Кодекса «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».¹

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом, а в отдельных случаях ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

В общем виде, ставки разделяются на твердые и долевые (процентные).

«Твердые ставки устанавливаются в определенном размере (абсолютной сумме) на единицу (объект) обложения независимо от получаемого плательщиком размера дохода. Твердые ставки характерны для реальных налогов с земельных участков, домов, для индивидуальных акцизов, таможенных пошлин. Твердые ставки являются одной из форм льготного обложения. В условиях инфляции для тех, кто эффективно использует объект обложения, твердые ставки уменьшают уровень налогообложения. В то же время верно и другое утверждение, согласно которому при использовании твердых ставок в период экономического спада отсутствие взаимосвязи с реальными доходами экономических субъектов может привести последних к разорению и банкротству». ²

Долевые (процентные) ставки устанавливаются в виде доли (процента)

¹Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010),ст.53. 

²Семенихин В.В., Все налоги России. Изд-во«ЭКСМО», 2009.С.750.

от объекта налогообложения. Долевые (процентные) ставки устанавливаются при обложении имущества, прибыли юридических лиц и доходов физических лиц, результатов тех или иных действий, например, при добыче минерального сырья. Долевые ставки могут быть пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого фиксированного процента (доли) к объекту обложения независимо от его величины. Например, по пропорциональной ставке облагаются операции с ценными бумагами.

Прогрессивные ставки характеризуются тем, что процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения. Прогрессия может быть простая (ступенчатая) и сложная (скользящая). Простая (ступенчатая) прогрессия состоит в том, что процент изъятия увеличивается по мере роста объекта обложения и применяется ко всей его величине.

Сложная (скользящая) прогрессия характеризуется тем, что объект обложения делится на части и каждая последующая часть облагается по более высокой ставке. Таким образом, скользящая профессия обеспечивает плавное, постепенное нарастание размеров обложения.

Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста размера облагаемой базы.

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Налоговый период

"Под налоговым периодом понимается  календарный год или иной период  времени применительно к отдельным  налогам, по окончании которого  определяется налоговая база  и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи".¹

Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства; время, за которое производится обложение налогом или сбором. Необходимость данного элемента определяется циклически повторяющимся характером многих объектов налогообложения: получение прибыли, реализация товара и т.п. Для разовых налогов и пошлин налоговый период не устанавливается.

Различают налоговый период и отчётный период, то есть срок составления и представления в налоговый орган отчетности. Для некоторых налогов налоговый и отчётный периоды могут совпадать (например, по НДС для малых предприятий они составляют квартал). Отчётность может представляться несколько раз за один налоговый период. Отнесение различных объектов налогообложения к налоговому периоду решается путём установления конкретного метода учёта базы налогообложения. Определение налогового периода важно при применении ответственности за налоговые правонарушения.

¹Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010) п.1 ст. 55

 

1.6 Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога - это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения. Согласно ст. 52 НК РФ "налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот".¹ В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

1. Налогоплательщики-организации  исчисляют налоговую базу по  итогам каждого налогового периода  на основании данных регистров  бухгалтерского учета и (или) на  основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в

¹Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010),ст.52.

исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

2. Индивидуальные предприниматели  исчисляют налоговую базу по  итогам каждого налогового периода  на основе данных учета доходов  и расходов и хозяйственных  операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам.

3. Остальные налогоплательщики - физические  лица исчисляют налоговую базу  на основе получаемых в установленных  случаях от организаций данных  об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Применяются следующие системы исчисления налога:

Некумулятивная - обложение налоговой базы предусматривается по частям (налог на добавленную стоимость);

Кумулятивная - исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода (налог на доходы физических лиц).

 

 

 

 

 

1.7. Порядок и сроки уплаты  налога

Порядок уплаты налогов регламентирован ст. 58 НК РФ. Основными положениями этой статьи являются:

1) уплата  налога производится в установленный срок разовой вы платой всей суммы налога или в ином порядке, предусмотренном Кодекса и другими актами законодательства о налогах и сборах;

2) подлежащая  уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком  или налоговым органом в установленные сроки;

3) уплата  налогов производится в наличной  или безналичной форме. При отсутствии  банка налогоплательщик или налоговый  агент, являющиеся физическими лицами, могут уплатить налоги через  кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. На обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов;

4) порядок  уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ;

5) порядок  уплаты региональных и местных  налогов устанавливается соответственно  законами субъектов РФ и нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления».¹

Срок уплаты налога - календарная дата, установленная или определяемая в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем, когда должна быть произведена уплата налога.

¹Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010), ст.58.

Правила определения сроков уплаты налогов приведены в ст. 57 НК РФ:

- сроки  уплаты налога устанавливаются  применительно к каждому налогу;

- изменение  установленного срока уплаты  налога допускается только в  порядке, предусмотренном НК РФ;

- при  уплате налога с нарушением  срока уплаты налогоплательщик  уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом;

- сроки  уплаты налога определяются календарной  датой или истечением периода  времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию;

- в  случаях, когда расчет налоговой  базы производится налоговым  органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

- правила  изменения срока уплаты налога, а также пени определены ст. 61-63 НК РФ.

- Общие  условия изменения срока уплаты  налога, а также пени регламентированы  ст. 61 НК РФ:

- изменением  срока уплаты налога признается  перенос установленного срока  уплаты налога на более поздний  срок;

- срок  уплаты налога может быть изменен  в отношении всей подлежащей  уплате суммы налога либо ее  части с начислением процентов  на неуплаченную сумму налога;

- изменение  срока уплаты налога не отменяет  существующей и не создает  новой обязанности по уплате  налога;

- срок  уплаты налога может быть изменен: по федеральным налога - Министерством  финансов РФ; по региональным  и местным налогам - соответственно финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования; по налога, подлежащим уплате в связи с перемещением то варов через таможенную границу РФ, - Государственным таможенным комитетом РФ или уполномоченными им таможенными органами; по государственной пошлине - уполномоченными органами, осуществляющими контроль за уплатой государственной пошлины; по налогам, поступающим во внебюджетные фонды, - органами соответствующих внебюджетных фондов.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении налогоплательщика:

1) возбуждено  уголовное дело по признакам  преступления, связанного с нарушением  законодательства о налогах и  сборах;

2) проводится  производство по делу о налоговом  правонарушении либо по делу  об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

3) имеются  достаточные основания полагать, что лицо воспользуется таким  изменением для сокрытия своих  денежных средств или иного  имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать  за пределы Российской Федерации на постоянное место жительство.

 

 

2. Дополнительные  элементы налогообложения.

Дополнительные элементы детализируют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. Дополнительные элементы так же обязательны, как и основные: дополнительные элементы правового механизма налога, детализирующие основные и связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения — категории, прямо зависящие от объекта налогообложения); дополнительные элементы правового механизма налога, имеющие самостоятельное значение (налоговые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога, бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи).¹

Таким образом, к дополнительным элементам правового механизма налога относятся:

- налоговые льготы;

- предмет, база, единица налогообложения;

- источник  уплаты налога;

- методы, сроки и способы уплаты налога;

- особенности  налогового режима;

- бюджет  или фонд поступления налога (сбора);

- особенности  налоговой отчетности.

 

 

 

¹Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение. Практикум / О. В. Скворцов. 5-е изд., испр.- М.: Академия, 2009.- 79 с.

2.2 Налоговые льготы.

Налоговая льгота – это предоставленная налоговым законодательством исключительная      возможность     смягчения   налогового    бремени    для налогоплательщика.     Льготами      по         налогам и    сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщика и плательщиков сборов предусмотренные законодательством   преимущества по сравнению с другими      налогоплательщика       или   плательщиков    сборов ,     включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере. 
         Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок  и  условия применения льгот , не   могут носить индивидуальный характер   (ст. 56  НК  РФ). 
        Налоговые    льготы   используют  для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.( Классификация и состав системы налоговых льгот. рис.1.Приложение) 
        В последних  двух случаях  кредит налогоплательщику предоставляется или    бесплатно , или    на   льготных условиях.   Налогоплательщик  может отказаться   от   использования льготы , приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.¹ 
       В зависимости от того , на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида: 
1) изъятия; 
2) скидки; 
3) налоговые кредиты. 
      Изъятия – это налоговые льготы , выводящие из-под налогообложения отдельные    предметы     (объекты)      налогообложения.     Изъятия  могут ¹Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение. Практикум / О. В. Скворцов. 5-е изд., испр.- М.: Академия, 2009. – 83 с.

Информация о работе Элементы налога и их роль в реализации функций налогов