Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на прибыль, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития. Важным направлением в работе стало изучение приоритетных направлений и проблем развития налога на прибыль.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО)).docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства  и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, – которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.

Налог как  экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый  государством с физических и юридических  лиц.

С переходом экономики нашего государства  на основы рыночного хозяйства усиливается  многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять полученную прибыль.[5]

Прибыль как  экономическая категория – это  обобщающий показатель финансовых результатов  хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной  деятельности и суммой затрат на эту  деятельность.

Соединив  в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством  которого налоговая система государства  может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль  предприятий и организаций.[14]

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы  налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным  Советом Российской Федерации в 1991 году  закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением  важнейшего элемента экономической  реформы в России.[4]

Однако постоянное экспериментирование  с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающееся в большом  количестве издаваемых изменений и дополнений часто не позволяет предприятиям правильно  ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами.

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации  занимает второе место после Налога на добавленную стоимость.

Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на прибыль, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его  развития. Важным направлением в работе стало изучение приоритетных направлений  и проблем развития налога на прибыль.

Объектом исследования данной курсовой работы является система налогообложения  хозяйствующих субъектов.

Предметом исследования выступают  процессы налогообложения прибыли  предприятий или хозяйствующих  субъектов в РФ.

В соответствии с проблемой, целью  и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические основы налога на прибыль;
  2. проанализировать основные проблемы функционирования налогообложения прибыли в РФ;
  3. определить перспективы развития налога на прибыль предприятий или хозяйствующих субъектов в РФ.

В исследовании использован  комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: дедукция, индукция, синтез и анализ.

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИИ

 

1.1 Экономическая природа  и история развития налога  на прибыль в России

 

Налог на прибыль  наряду с налогом на добавочную стоимость  является составным элементом налоговой  системы России и служит инструментом перераспределения национального  дохода. Однако в отличие от НДС  данный налог является прямым, т.е. его  окончательная сумма целиком  и полностью зависит от конечного  финансового результата.

В условиях рыночного хозяйствования распределение  прибыли является внутренним делом  организации. Однако государство может  воздействовать на этот процесс с  помощью различных косвенных  регуляторов, в том числе через  систему налогообложения. Именно  в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения  доходов производителя по направлениям его использования, с другой.[9]

Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Организация получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного  потребления. Эффективная система  налогообложения прибыли, предусматривающая  организацией дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально–экономических проблем.

Налог на прибыль  организаций – основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий  налог на прибыль предприятий  и организаций, введен с 1 января 1992 года.[20]

Однако  у дореволюционной России имеется  богатый исторический опыт в налогообложении  прибыли, особенно в период   военных  действий.

Почти за год  до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово–промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на  погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

Принятый  под грохот пушек Первой мировой войны нормативный акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы – годы военные.[6]

Налогу подлежали:

– предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово–хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;

– подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916–17 годы составила не менее 2000 руб. в год;

– лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912–1913 гг.

Не подлежали налогообложению  налогом отчетные предприятия, впервые  привлеченные к платежу процентного  сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.[8]

Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной  поры, даже при неразберихе и сумбуре  военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также  находившихся в столицах и крупных  городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные  налоговые органы заявления с  указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения  предприятий, принадлежавших ему, оборота  по каждому заведению.[16]

В действовавшем  на 1916–1917 годы Положении о промысловом налоге не содержалось указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.

Этот пробел закона восполнялся лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году.[23]

Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь–апрель).

Налог на прирост  прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих  размерах:

1. с предприятий,  не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. – 30%, до 15 тысяч– 41 %, свыше 100 тысяч – 60%;

2. с предприятий,  обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово–хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% – ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли.

Предельный  размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90%.[15]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство  дореволюционной России  находило довольно адекватные способы сбора  налога на прибыль, которые позволяли  в  определенной степени учесть специфику  того времени в отношении распределения  бремени на налогоплательщиков, и  в то же время  собирать достаточные  средства для покрытия расходов бюджета.

 

 

 

1.2 Характеристика налога  на прибыль, его место в доходах  бюджета

 

Налог на прибыль в государственном  строительстве всех стран имеет  вечную историю. Доход каждого производителя  облагается по определенной ставке налогом за те услуги, которые  предоставляет ему государство, создавая для предприятия необходимую инфраструктуру: защиту от посягательств, социальное обслуживание работающих, развитие образования, культуры и т.п.

В Российской налоговой системе налог  на прибыль организаций и предприятий  занимает  важное место. Он служит инструментом перераспределения национального  дохода и является одним из самых  главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и  местных бюджетов. Если рассматривать  структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что доля налога на прибыль уступает лишь доле налога на добавленную стоимость (рис. 1.2.1).

Рисунок 1.2.1 – Распределение между налогами по соответствующей доле доходов бюджета РФ в 2012году.

 

Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего  зачислению в федеральный бюджет, на 2011 год прогнозируется в сумме 253 313,8 млн. рублей (0,5% к ВВП).[6]

В основу расчета поступления налога на прибыль организаций принят прогнозируемый на 2011 год объем прибыли в целях  налогообложения, сформированный исходя из отчетных данных Федеральной налоговой  службы о налоговой базе за 2009 год, ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2010 году и объема прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, представленного в составе показателей прогноза социально–экономического развития Российской Федерации.

Общий объем прибыли для целей налогообложения  на 2011 год прогнозируется в сумме 8 853 239,4 млн. рублей (17,57% к ВВП).

В расчете налога на прибыль организаций  указанная сумма прибыли корректируется на объем доходов в виде процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам (168 477,3 млн. рублей). С  учетом корректировки прибыль для  целей налогообложения составит 8 684 762,1 млн. рублей (17,24% к ВВП).[17]

Поступление налога на прибыль организаций по доходам, подлежащим налогообложению  в зависимости от категории налогоплательщиков по налоговым ставкам 20%, 15% и 9%, прогнозируется на 2011 год в сумме 83 036,5 млн. рублей. Расчет налога на прибыль организаций по доходам, облагаемым по ставкам, отличающимся от общеустановленных, произведен раздельно по каждой группе доходов путем умножения налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В результате сумма налога на прибыль  организаций с учетом уровня собираемости (93,4%), сложившегося в 2009 году, и дополнительного  поступления налога по перерасчетам, произведенным по итогам работы за 2010 год, планируется в размере 228 176,4 млн. рублей.

 

 

1.3 Плательщики, ставки  налога, их характеристика и сроки  уплаты налога в бюджет

 

В соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками  налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не  признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.[12]

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, при этом:

Информация о работе Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России