Характеристика налоговой системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:30, доклад

Краткое описание

Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад. налоговая система Казахстана.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

Месячный расчетный  показатель (МРП) - это коэффициент для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан, устанавливаемый законом о бюджете на соответствующий год.                                                                                                             В 2013 году МРП установлен в размере 1 731 тенге=360,96 рублей. (Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2013-2015 годы").                Любые деньги со временем обесценивается. Если в законах прописывать фиксированные суммы штрафов, платежей, пособий, выраженные в тенге, то через какое-то время в результате инфляции в эти законы придется вносить изменения. Поэтому вместо указания конкретных сумм в законах используется этот коэффициент.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

В Республике Казахстан специальные  налоговые режимы предусматриваются  в отношении:

1) субъектов малого бизнеса;

2) крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) юридических лиц - производителей  сельскохозяйственной продукции;

4) отдельных видов предпринимательской  деятельности.

Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима является разовый талон, подтверждающий факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. А патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет сумм налогов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства  и юридические лица—производители сельскохозяйственной продукции, могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса.

Специальный налоговый режим  устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты.

Объектом обложения является доход за налоговый период, состоящий  из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан  и за ее пределами.

Не являются объектом обложения  имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты.

Налоговым периодом для индивидуального  предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является календарный год; для субъекта малого бизнеса, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации — квартал.

В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности.

Для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в доход за налоговый период сумма налога на добавленную стоимость не включается.

Субъекты малого бизнеса  вправе самостоятельно выбрать только один из ниже перечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также  представления налоговой отчетности по ним:

1.общеустановленный порядок;

2.специальный налоговый  режим на основе разового талона;

3. специальный налоговый режим на основе патента;

4.специальный налоговый  режим на основе упрощенной  декларации.

Исчисление стоимости  патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3% к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов.

Для перехода на специальный  налоговый режим на основе упрощенной декларации до начала налогового периода  субъекты малого бизнеса представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме.

Сравнительный анализ налоговых  систем Казахстана и России

В Казахстане действуют общегосударственные  налоги, которые являются регулирующими  источниками государственного бюджета, и местные налоги, которые выступают  в качестве доходных источников местных  бюджетов.

Важнейшей составляющей налоговой системы  страны является налог на добавленную  стоимость. Общий порядок исчисления НДС позаимствован из опыта ведущих  западноевропейских стран. Рассмотрим особенности взимания данного налога в сравнении с российским налогообложением. Объекты обложения и налоговая  база определяются как в России. Плательщиками НДС являются все  юридические лица, в том числе  нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через  постоянное учреждение; физические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. Большое значение для налогоплательщиков имеет порядок предоставления налоговых  вычетов.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным  материальным ценностям, выполненным  работам и оказанным услугам  подлежит возмещению из бюджета на основе счетов-фактур, как и в  России. Кроме того, в Казахстане налогоплательщики сдают реестры  счетов-фактур в центральную базу. Эта мера предусмотрена в целях  повышения эффективности контроля за уплатой налога в бюджет. Следует отметить особенности в определении налоговой базы. В частности, в налоговую базу по подакцизным товарам не включается сумма акциза; налоговой базой по импортируемым товарам является только таможенная стоимость товаров и транспортных средств, что соответствует принципу однократности налогообложения.

Предусмотрены только 2 вида ставок: 12 и 0%. Основная ставка - 12% от налоговой базы. По нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, международные перевозки пассажиров, товаров, животных, багажа и почты. Применение нулевой ставки является двойной льготой: с одной стороны, реализуемые товары освобождаются от налога, с другой -- возмещаются из бюджета суммы налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, выполненным работам и оказанным услугам, использованным при производстве таких товаров.

Плательщиками корпоративного подоходного налога являются все юридические лица, кроме  Национального банка Республики Казахстан, в том числе юридические  лица - нерезиденты. Объект обложения - облагаемый доход, который исчисляется  как разница между совокупным годовым доходом и соответствующими вычетами. К вычетам подлежат все  расходы, связанные с получением дохода, подтвержденные документально. При этом отдельные расходы, например представительские, командировочные, подлежат вычету в пределах установленных  нормативов. Налогооблагаемый доход юридического лица облагается налогом по ставке 30%. Исключение составляют юридические лица, для которых земля является основным средством производства, которые уплачивают налог по ставке 10% от доходов, полученных от непосредственного ее использования. Проценты, дивиденды, выплачиваемые юридическим и физическим лицам, облагаются у источника выплаты по ставке 15% и дальнейшему налогообложению не подлежат. Доходы нерезидентов из казахстанских источников, не связанные с постоянным учреждением, подлежат налогообложению у источника выплаты по следующим ставкам:

· дивиденды и проценты - 15%;

· страховые платежи, выплачиваемые  по договорам страхования или  перестрахования рисков, телекоммуникационные и транспортные услуги в международной  связи или перевозках между Казахстаном  и другими государствами - 5%;

· роялти, доходы от оказания услуг, включая  услуги по управлению, консультационные услуги, доходы по аренде и другие доходы - 20%.

Плательщики индивидуального подоходного налога - физические лица: резиденты и нерезиденты. Совокупный доход налогоплательщика-резидента  состоит из доходов, полученных в  Казахстане и за его пределами, а  в совокупный доход нерезидентов включаются только доходы, полученные из казахстанских источников.

Различают 2 вида объектов обложения в зависимости  от способа уплаты налога:

1. доходы, облагаемые у источника  выплаты, по которым налог исчисляется  и уплачивается в бюджет налоговыми  агентами;

2. доходы, не облагаемые у источника  выплаты, по которым физические  лица самостоятельно уплачивают  налог на основании налоговых  деклараций.

Не  облагаются подоходным налогом следующие  доходы физических лиц: государственные  пенсии, стипендии и пособия, в  том числе выплаты по больничным листам; алименты на детей и иждивенцев; стоимость имущества, полученного  в виде дарения или наследования от одного физического лица другим физическим лицом, а также в виде гуманитарной помощи; материальная помощь из бюджета. По подоходному налогу предусмотрен ряд льгот, которые в основном имеют социально-направленный характер. Совокупный облагаемый доход физических лиц облагается по дифференцированным ставкам от 5 до 30% по прогрессивной  шкале в зависимости от размера дохода. Исключение составляют дивиденды, выигрыши, которые облагаются по ставке 15%.

Социальный  налог объединяет платежи во внебюджетные фонды. Методика его взимания сходна с порядком исчисления и уплаты единого  социального налога в России. С  целью уменьшения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда ставка социального  налога снижена до 20%.

Акцизами  облагаются не только товары, произведенные  на территории Республики Казахстан, и  импортируемые товары, но и игорный  бизнес. Перечень подакцизных товаров  является единым как для внутренних производителей, так и для импортируемых  товаров, и по сравнению с Россией  включает более широкий круг товаров. Конкретные ставки утверждаются Кабинетом  министров РК. При этом различают  специфические (твердые) и адвалорные (процентные) ставки.

Налоговая база:

1) по товарам как из собственного, так и из давальческого сырья -- стоимость, определяемая по ценам, не включающим акцизы, по которым производитель поставляет данный товар или готовую продукцию в натуральном выражении;

2) при передаче товаропроизводителем  подакцизного товара в качестве  натуральной оплаты, безвозмездно  и при товарообменных операциях -- стоимость товара собственного производства, не включающая акцизы, или объем продукции в натуральном выражении;

3) по импортируемым подакцизным  товарам -- таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством республики, или объем продукции в натуральном выражении;

4) по игорному бизнесу -- выручка от игорного бизнеса;

5) по лотерее -- заявленная выручка от ее проведения.

По  данному налогу предусмотрен ряд  льгот. В частности, не облагаются акцизами следующие импортируемые подакцизные  товары: конфискованные, бесхозяйные  ценности, перешедшие по праву наследования государству; товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, в благотворительных  целях; ввезенные для дипломатических  служб и представительств. Экспортируемые подакцизные товары освобождаются  от акцизов при условии подтверждения  факта экспорта.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если подакцизная продукция производится из сырья, по которому был уплачен  акциз на территории Казахстана, то начисленная сумма акциза по реализованной продукции уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, также на стоимость марок акцизного сбора по подакцизным товарам, подлежащим маркировке. Отчетный период - месяц. Сроки уплаты зависят от вида подакцизных товаров.

Налогообложение пользователей недр исходя из основных видов контрактов разделяется на две модели. Первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом. Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату следующих видов налогов и других обязательных платежей: корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, бонусов, роялти, сбора за государственную регистрацию юридических лиц, сборов за право занятия отдельными видами деятельности и других обязательных платежей. Первая модель налогового режима устанавливается во всех видах контрактов, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых устанавливается вторая модель налогового режима. Доля Республики Казахстан, получаемая по контрактам о разделе продукции, является источником республиканского и местных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в размере, определенном законом о республиканском бюджете на очередной год.

Специальные платежи и налоги с недропользователей включают: бонусы (подписной, коммерческого обнаружения, добычи); роялти; налог на сверхприбыль. Все виды бонусов и роялти являются вычетами при определении облагаемого дохода для подоходного налога и налога на сверхприбыль.

В целях совершенствования налогового администрирования организаций, осуществляющих деятельность по добыче нефти и газа, создан Межрегиональный налоговый  комитет, основными функциями которого являются разработка мероприятий по совершенствованию налогового законодательства, касающейся нефтегазовой отрасли, осуществление  контроля за полнотой и своевременностью поступления платежей в бюджет, за правильностью применения цен недропользователями.

В рамках проводимой в Казахстане налоговой  реформы проделана большая работа по совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования: введен Налоговый кодекс; усовершенствована  методология применения специальных  налоговых режимов с целью  создания условий для развития малого бизнеса и сельхозпроизводителей; снижены ставки по многим налогам  в целях активизации предпринимательской  деятельности; разработаны и внедрены новые информационные технологии, в  частности электронные формы  отчетности по налогам.

Информация о работе Характеристика налоговой системы Республики Казахстан