Функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов:
 фискальную;
 регулирующую;
 социальную:
 контрольную.

Содержание

Основные функции налогов 3
1. Фискальная функция 3
2. Регулирующая функция 6
3. Социальная функция 7
4. Контрольная функция 9

Вложенные файлы: 1 файл

K_r_nalogi.docx

— 33.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

«Курский государственный университет»

 

 

Факультет «Экономики и менеджмента»

Кафедра «Финансов, кредита и налогообложения»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему «Функции налогов»

 

 

Выполнила: студентка 3 курса,

специальности «Государственное и

 муниципальное  управление»

заочного отделения,

5,5 лет обучения 

Лобова Ю.И.

 

Проверил: к.э.н., доц. Артемов В.А.

 

 

Курск – 2013

 

Содержание

 

 

 

 

Основные функции налогов

 

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов:

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

 Рассмотрим каждую из них в отдельности.

 

1. Фискальная функция

функция налог

Первой функцией налогов исторически является фискальная функция, по мнению большинства экономистов, основная, поскольку за счет налогов формируются в основном доходы бюджетов. Посредством реализации фискальной функции налогов происходит изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государства: для функционирования публичной власти, для осуществления государством его функций, для содержания той непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов. Реализация фискальной функции налогов показывает их значение при формировании доходной части бюджетной системы государства.

Налоги – стабильный и универсальный метод получения доходов казной, формирования финансовых фондов бюджета и внебюджетных фондов, следовательно, налоговые платежи выступают источниками удовлетворения государственных потребностей и финансирования исполнения государством его функций. Доля налоговых доходов в бюджетах большинства стран, в том числе и России, преобладающая.

Налоги призваны служить образованию государственных и муниципальных денежных фондов, тем самым создавая основу функционирования и существования государства. Показательно, что с развитием государства, с расширением его потребностей, с развитием производственных отношений значение фискальной функции налогов только возрастает. В настоящее время подавляющее большинство доходных статей российского консолидированного бюджета составляют поступления от различных налогов.

Российские бюджеты середины 90-х годов отличались огромными дефицитами. Начиная с 1999 года, российская бюджетная политика пошла по совершенно иному пути сбалансированности бюджета за счет отражения реальных доходов государства и увеличения поступлений в бюджет в первую очередь от налогов. Принцип повышения собираемости налогов, в том числе за счет проведения мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности, стал основным направлением бюджетного строительства. Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы России было провозглашено одной из основных целей экономической политики российского государства. Главной причиной бюджетного кризиса в России конца XX века названа недостаточность доходов и ежегодные ошибки в собираемости налогов. Основной тенденцией российских федеральных бюджетов с 2000 года стало ежегодное увеличение доходов бюджета и, в частности, поступлений от налогов.

Рост доходов федерального бюджета последних десяти лет обеспечивался в основном за счет роста налоговых поступлений. Уменьшение налоговых доходов приводило к заметному уменьшению доходной части федерального бюджета. Основной рост доходов федерального бюджета и рост налоговых доходов приходятся на те финансовые годы, когда в налоговое законодательство России были внесены изменения, направленные на приведение в порядок данной группы общественных отношений. Причиной резкого роста налоговых доходов государства стало создание эффективной системы финансового контроля, и введение в действие первой части НК РФ. Принятие второй части НК РФ принесло новые правила исчисления и уплаты НДС, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и единого социального налога и создало условия для роста налоговых доходов бюджета.

Таким образом, фискальная функция налогов демонстрирует неразрывную связь налоговой и бюджетной политики государства и взаимосвязь налогового и бюджетного законодательства. Состояние финансового законодательства России, направленность налоговой политики напрямую влияют на собираемость налогов и других обязательных платежей, на пополнение бюджета и реализацию социальных и иных задач государства. Налоги играют решающую роль при формировании доходной части федерального бюджета, являясь стабильным и основным источником дохода государства. Кроме того, налоговые доходы обеспечивают более половины доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Среди налоговых поступлений основную роль играют поступления от федеральных налогов – налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, регулирующих отчисления от других федеральных налогов.

Реализуя фискальную функцию, налоги формируют в основном доходную часть бюджетов России. От уровня налоговых поступлений зависит функционирование государства. Падение собираемости налогов неизбежно приводит к экономическому кризису, в то время как увеличение объемов налоговых поступлений в бюджет повышает расходы казны и, вследствие этого, усиливает экономическое развитие. Реализация фискальной функции налогов устанавливает обеспеченные правом прямые связи в социальной системе государства.

 

 

 

 

 

2. Регулирующая функция

 

С тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у налогов появилась регулирующая функция, которая осуществляется через налоговый механизм.

Любое взимание налогов приводит к серьезным экономическим последствиям. Взыскание налогов уменьшает покупательную способность населения и снижает инвестиционные возможности предприятий, введение косвенных налогов повышает цены на товар для конечных потребителей и т.д., что влияет на многие экономические процессы в стране.

Регулирующая функция налогов заключается в изменении объекта налогообложения, установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.

Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития.

К примеру, с введением в действие главы 25 НК РФ с 2002 года снизилась ставка налога на прибыль с 35 до 24%, при этом появилась потенциальная возможность для расширения производства за счет того, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия. Резкое снижение ставки повлияло на перераспределение доходов между теневым и легальным сектором экономики.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

 

3. Социальная функция

 

С фискальной функцией тесно связана распределительная (или социальная) функция налогов. Эта функция заключается в следующем:

Во-первых, в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: "Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным". В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

Во-вторых, распределительная функция налогов означает иной характер распределения и перераспределения финансов – между звеньями бюджетной системы государства, то есть межбюджетное регулирование государственных доходов. Известно, что одним из принципов бюджета, согласно ст. 33 БК РФ, является принцип его сбалансированности. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. Бюджетная система России построена таким образом, чтобы избегать дефицитов на всех ее уровнях. В этом процессе большое значение имеет учет обязанности Российской Федерации ускоренно развивать экономику в регионах, имеющих низкий экономический потенциал, а также предоставлять финансовую помощь тем территориям, чьи доходы не позволяют выполнять обязанности перед населением по предоставлению социальных услуг. Эта обязанность реализуется за счет распределения и перераспределения финансов между бюджетами РФ.

В соответствии с Конституцией России федеральные налоги и сборы в полном объеме находятся в федеральной собственности и только в процессе (и в результате) ежегодно принимаемых федеральных законов о федеральном бюджете в определенной доле передаются в распоряжение и пользование субъектам РФ и органам местного самоуправления.

Таким образом, посредством налогов происходит не только аккумуляция денежных средств в государственных финансовых фондах, но и перераспределение национального богатства между территориями России в целях сбалансированности развития всех регионов страны. Осуществляя через налоги распределительную функцию, государство, регулируя законом образование денежных фондов, а затем их использование через распределение, обеспечивает систему прямой и обратной связи, как в экономической, так и в социальной жизни.

В составе социальной функции налогов отдельно можно выделить поощрительную подфункцию.

Государство, признавая за определенной категорией граждан особые заслуги перед государством и обществом  учитывает это при разработке системы налогообложения. Поощрительная функция реализуется через предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям СССР и России и т.д. Данная подфункция имеет ярко выраженную социальную направленность.

 

4. Контрольная функция

 

С регулирующей функцией, с прямыми и обратными связями в механизме государственного управления связана еще одна важнейшая функция налогов – контрольная. Получая информацию о прибыли и оборотах субъектов финансово-хозяйственной деятельности, о доходах граждан, деятельности естественных и сырьевых монополий, государство контролирует все сферы жизнедеятельности общества и все общественные процессы. Данные о налоговых поступлениях дают представление органам государственной власти о состоянии народного хозяйства в различных регионах страны. Основываясь на такой информации, государство совершенствует и развивает интеграционные процессы в обществе, реализуя комплексные программы, проверяет и устанавливает добросовестность налогоплательщиков. Кроме того, происходит и обратный процесс: контроль за развитием бюджетных фондов может служить эффективным механизмом «надзора за поступлением налогов», обеспечивающим сбалансированное социальное финансирование.

Вместе с тем эта функция используется далеко не всегда и не в полной мере. В принципе, через реализацию контрольной функции появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Информация о работе Функции налогов