Франция налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:32, реферат

Краткое описание

От других стран Западной Европы национальная налоговая система Франции отличается лишь некоторыми, но заметными особенностями. Во-первых, для Франции свойственны высокие социальные налоги — платежи и взносы в фонды социального назначения (более 40 % общей суммы обязательных платежей и налогов по сравнению с около 30 % в среднем по странам Европейского Союза).

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности налоговой системы Франции.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Особенности налоговой  системы Франции[править | править исходный текст]


От  других стран Западной Европы национальная налоговая система Франции отличается лишь некоторыми, но заметными особенностями. Во-первых, для Франции свойственны высокие социальные налоги — платежи и взносы в фонды социального назначения (более 40 % общей суммы обязательных платежей и налогов по сравнению с около 30 % в среднем по странам Европейского Союза). Во-вторых, структура французской налоговой системы исторически сложилась таким образом, что фискальное значение косвенного налогообложения (налогов на потребление) в общей сумме государственных доходов превышает долю прямых. Не случайно именно Франция — родина налога на добавленную стоимость. В-третьих, в основе бюджетного процесса находится принцип приоритета ресурсов. В отличие от многих других стран, это означает утверждение парламентом сначала доходной части бюджета, а затем расходной. В-четвёртых, вопреки давней традиции централизованного управления с начала 80-х годов правительство проводит политику децентрализации, которая заключается в расширении прав местных органов самоуправления и сопровождается соответствующим перераспределением налоговых поступлений. В-пятых, согласно требованиям унификации налоговых систем в рамках Европейского Союза в последнее десятилетие наблюдается снижение ставок налогообложения с одновременным расширением налоговой базы за счёт отмены льгот.

Все законы Французской Республики, касающиеся введения новых или уничтожения старых налогов, сферы их применения, ежегодно утверждаются парламентом при принятии государственного бюджета. Кроме законов, действуют различные декреты и распоряжения, которые принимаются с целью дополнения, детализации и объяснений действующих законов.

Всего налоги и сборы во Франции составляют около 90 % доходной части бюджета. При достаточно централизованной системе законодательства в сфере налогообложения местным органам самоуправления отводится относительная автономия. Они имеют возможность самостоятельно устанавливать местные налоги, их ставки и порядок взыскания. При этом следует отметить, что во Франции действует достаточно чёткая система распределения налогов за поступлением в центральный и местные бюджеты. Но в последнее время появилась тенденция децентрализации налоговой политики. Это связано с расширением прав местных органов власти в вопросах благоустройства, экологии, градостроительства, профессиональной подготовки специалистов и т. д., что требует дополнительных поступлений в местные бюджеты.

 

 

Сразу перечислим главные особенности  налоговой системы Франции —  это ее очевидная социальная направленность, преобладание косвенных налогов  над прямыми налогами (косвенные  налоги дают около 60% общего бюджета), особая роль подоходного налога в налоговой системе, учет территориальных аспектов страны, гибкостьсистемы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, а также открытость для международных налоговых соглашений.

В валовом  внутреннем продукте большой процент  занимают налоговые поступления  и взносы в фонды социального  значения. Налогообложение — это  главным источником формирования доходов  центрального бюджета, они обеспечивают более 90% его доходной части.

Налоговая служба включает три уровня: национальный, региональный и низовый.

 

 

Особенности налоговой системы во Франции 
Главная особенность налоговой системы во Франции: обязательные отчисления в государственные и общественные кассы складываются из двух крупных, примерно равных по объему, категорий: налоги (прямые, косвенные и местные), составляющие около 51 процента обязательных выплат, а также взносы в социальную кассу, объем которых составляет почти 49 процентов обязательных отчислений. 
Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. 
Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как: 
-    социальная направленность, 
-    преобладание косвенных налогов, 
-    особая роль подоходного налога, 
-    учет территориальных аспектов, 
-    гибкость системы в сочетании со строгостью, 
-    широкая система льгот и скидок, 
-    открытость для международных налоговых соглашений. 
Отличительная черта налоговой системы Франции – высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН) .

 

2.1 Характеристика  налоговой системы Франции

Налоговая система  Франции представляет собой очень  своеобразную совокупность налогов  и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства. Отличительными особенностями налоговой системы Франции являются:

- социальная  направленность;

- преобладание  косвенных налогов;

- особая роль  подоходного налога;

- гибкость системы  в сочетании со строгостью;

- широкая система  льгот и скидок;

- открытость  для международных налоговых  соглашений.

Налоговая система  Франции представляет собой в  рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Объем налоговых  поступлений в государственный  бюджет Франции в 2000 году составил 1617,2 млрд. франков, при этом большую часть поступлений обеспечивают косвенные налоги, в первую очередь НДС. Налоги и сборы формируют около 90% бюджета государства. Сборы осуществляются единой службой – государственной налоговой дирекцией. Основные виды налогов - косвенные, прямые, гербовые сборы [7].

Таблица 2.1 - Распределение  общего объема поступлений в государственный  бюджет Франции по видам налогов  в 2000 году, млн. франков

Виды налогов

Сумма налога, млн. франков

Удельный вес, %

Налог на добавленную  стоимость

669 962

41,4

Подоходный налог с физических лиц

293 110

18,1

Налог на прибыль

170 140

10,6

Пошлины на нефтепродукты

118 618

7,3

Акцизы

187 900

11,6

Прочие налоги

57 220

3,6

Неналоговые поступления

120 267

7,4

Всего доходов

1 617 217

100


Существует  строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в государственный бюджет. В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов. К прямым местным налогам относятся: три налога на семью (два земельных, налог на жилище) и один налог на предприятия (профессиональный налог). Доля налогов в местном бюджете - 40%, дотации государства - 30%, остальные 30% - собственные поступления и займы. Основной источник налоговых поступлений в местных бюджетах (43%) - налог на профессию, который уплачивается всеми предприятиями.

Во Франции  около 4 млн. хозяйствующих субъектов, около 35 млн. физических лиц, обязанных  подавать налоговые декларации, и 17 тысяч проверяющих. Невозможно проверить  всех, необходим соответствующий  отбор. В 2000 году в стране было проведено 52 тыс. выездных проверок, из них 48 тыс. – на предприятиях и около 5 тыс. – физических лиц. В результате проверок доначислено 48 тыс. франков (6240 тыс. руб.), около 2,7 % от общего объема налоговых поступлений и 16 млрд. франков взыскано в качестве штрафов [9].

2.2 Характеристика  основных налогов

Рис 2.1 - Налоговая  система Франции

Во Франции  существует двухуровневая система  налогообложения предприятий, организаций  и физических лиц (см. рис. 2.1)

Налоги на потребление.

Налог на добавленную стоимость

Франция – родина НДС. Он был разработан здесь в  начале 1950-х гг. и взимается с 1954 г. В доходной части центрального бюджета НДС составляет 41,4%. Он взимается  методом частичных платежей. Существует 4 вида ставок НДС:

1. 18,6% - основная  ставка на все виды товаров и услуг;

2. 22% ( раньше 33,33%) - предельная ставка на предметы  роскоши, машины, алкоголь, табак;

3. 7% - сокращенная  ставка на товары культурного  обихода (книги);

4. 5,5% - на товары  и услуги первой необходимости  (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт).

Сейчас наблюдается  тенденция к снижению ставок и  переходу к двум ставкам - 18,6% и 5,5%.

Законами Франции  предусмотрено два вида освобождения от НДС:

1. Полное: компенсация  НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности:1) медицина и медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного и благотворительного характера. Так же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино.

2. Существуют  виды деятельности, где предусмотрено  право выбирать между НДС и  подоходным налогом: 1) сдача в  аренду помещений для любого  вида экономической практики; 2) финансы  и банковское дело; 3) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.

Во Франции 3 млн. плательщиков НДС. Расчет ведется  самими предприятиями, при упрощенном учете - налоговой службой. Мелкие предприятия (с товарооборотом менее 3 млн. франков  и менее 0,9 млн. франков в сфере  услуг) могут заполнять декларацию в течение года, но НДС вносится в бюджет ежемесячно, на основе декларации. Предприятия предоставляют в налоговые центры декларацию и чек на уплату налога. Существуют квартальные и годовые сроки уплаты НДС в зависимости от товарооборота. Компенсация НДС в случае экспорта происходит ежемесячно. Для остальных видов деятельности - ежеквартально.

Порядок взимания этого налога достаточно гибкий. Существует целая система скидок и льгот. Помимо экспортной деятельности, медицины, страхования, от него освобождаются предприятия с незначительным оборотом, предусмотрены льготы мелким ремесленникам. Так если предприятие имеет товарооборот менее 300 000 франков, в бюджет вносится постоянная сумма. Если сумма НДС меньше 1350 франков, то подобные предприятия освобождаются от его уплаты. Скидка предоставляется мелким ремесленникам, если НДС меньше 20000 франков. Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции.

Налоги на доходы.

Подоходный налог

Данный налог  составляет 20% налоговых доходов  бюджета. Это связанно с историческими  особенностями, с тем, что правительство  использует подоходный налог для  проведения своей социальной политики: в условиях неразвитости общественных фондов потребления подоходный налог является инструментом стимулирования семьи, оказания помощи малоимущим. На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов.

Потенциальными  плательщиками являются все физические лица страны, а так же предприятия  и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной  шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Налоговые ставки - от 0 до 58% в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Не облагаются налогом (ставка 0%) доходы, не превышающие 18 140 франков. Максимальная ставка применяется для дохода больше 246 770 франков. Подоходный налог должны уплачивать все проживающие во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений. Принципиальная особенность - обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. Если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. Налог уплачивается, начиная с 18 летнего возраста. Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год. Это усложняет контроль за полнотой изъятия, замедляет оборот поступления налога в бюджет. Кроме того, если в течение года доходы упали, могут возникнуть проблемы с уплатой. Доходы налогоплательщика делятся на 7 категорий:

- плата по  труду при работе по найму;

- земельные  доходы (от сдачи в аренду земли  и зданий);

- доходы от  оборотного капитала (дивиденды  и проценты);

- доходы от  перепродажи (зданий, ценных бумаг);

- доходы от  промышленной и торговой деятельности  предприятий, не являющихся акционерными  обществами;

- некоммерческие  доходы (доходы лиц свободных  профессий);

- сельскохозяйственные  доходы.

Для каждой категории  доходов разработана своя методика расчета. Общим правилом вычетов для определения чистого дохода является то, что вычитаются все производственные расходы, обеспечившие доходы. Вычитаются расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность. Для расчета налога чистый доход семьи распределяется на части. Затем определяется сумма налога по соответствующим ставкам на каждую часть. Общий размер налога определяется сложением сумм налога по каждой части. Такая схема позволяет смягчить налоговое бремя и создать льготы многодетным семьям. После расчета величины он может быть сокращен на 25% сумма расходов, связанных с содержанием детей в дошкольных учреждениях, оказанию помощи престарелым, уплатой процентов за кредит, страхованием жизни, покупкой акций.

Налог на прибыль  предприятий

Налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых предприятием. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами на производственную деятельность. Общая ставка налога – 34%.

Информация о работе Франция налоговая система