Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 09:26, реферат

Краткое описание

В настоящее время тема налогового контроля особенно актуальна, главным образом в связи с тем, что с 1 января 2007 года вступили в силу поправки к первой части Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Целью реферата является изучение форм налогового контроля в Российской Федерации и выявление его роли в профилактике правонарушений в налоговой сфере.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика налогового контроля в РФ. 4
2. Формы налогового контроля, его роль 9
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат,.docx

— 52.73 Кб (Скачать файл)

Второй вид камеральной проверки - арифметическая проверка. Под арифметической проверкой понимается осуществление  контроля над правильностью подсчета итоговых сумм, а также отражения  количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются  суммы, как в графах, так и по строкам. Примером возможной ошибки у проверяемого лица может служить  занижение или же завышение итоговых сумм по строчкам и в графах, а  так же внесение дополнительных штрихов  и цифр, как в отдельных строках  и графах, так и в итоговых суммах

Третий вид камеральной проверки - нормативная проверка. Нормативная  проверка предполагает изучение документа  на его соответствие действующим  законам, нормативным актам, инструкциям; оценивает правильность применения расценок, ставок налогов и т.д. Пример ошибки со стороны проверяемого лица: учет продукции не в тех показателях (например, литры, а не килограммы).

Срок, в который проводится камеральная  налоговая проверка – 3 месяца со дня  представления налогоплательщиком налоговой декларации. Налоговая  декларация может быть представлена как в письменном, так и в  электронном виде. Налоговый орган  не имеет права проводить камеральную  проверку без декларации, на основе иных документов.

Согласно Налоговому кодексу РФ, в случае выявления противоречий между сведениями в представленных документах или обнаружении ошибок, об этом сообщается налогоплательщику  с требованием в течение 5 дней внести соответствующие поправки или  представить необходимые пояснения. Проверяющие органы не вправе истребовать  дополнительные документы, предоставление таких документов  является право, но не  обязанностью налогоплательщика. Случаями, при которых проверяющие  органы имеют право запрашивать у проверяемого лица документы, в соответствии с Налоговым Кодексом:

  1. Использование налоговых льгот. При этом, проверяющий орган вправе запросить лишь документы, которые подтверждают право на льготы);
  2. Указание налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, который подлежит возмещению из бюджета. При этом, проверяющий орган имеет право истребовать только те документы, которые подтверждают право на применение налоговых вычетов);
  3. Проведение камеральной налоговой проверки по налогам, которые связаны с использованием природных ресурсов;
  4. Случаи, в которых Налоговый Кодекс Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщика предоставить документы вместе с подаваемой декларацией.

Согласно статьям 87 и 88 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым  органам запрещено проводить  камеральные проверки одной и  той же декларации повторно, за исключением  случая подачи налогоплательщиком уточненной декларации.

По результатам камеральной  налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:

  1. О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть проведения выездных проверок.

Выездная проверка является наиболее трудоемкой формой налогового контроля, поэтому ее следует назначать  лишь в тех случаях, когда уже  исчерпаны возможности камеральных  проверок, т.е. по отношению к налогоплательщику  необходимо провести такие контрольные  мероприятия, которые требуют присутствие  налогового инспектора непосредственно  на проверяемом объекте.

Выездной налоговой проверкой  является проверка правильности исчисления и своевременности уплаты одного или нескольких налогов на основании анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, которая назначается по решению руководителя налогового органа и проводится на территории налогоплательщика. Отличительной чертой выездной налоговой проверки признается именно место ее проведения  - территория налогоплательщика, однако, в случае, если налогоплательщик не способен предоставить помещение для проведения проверки, то она может быть проведена в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, выездную налоговую  проверку  допустимо применять  только в случае принятия и оформления соответствующего решения руководителем  налогового органа или его заместителем. В этом решении в обязательном порядке должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные проверяемые  налоги, проверяемый период и, кроме  того, персональные данные проверяющих  инспекторов.

Объектом выездной налоговой проверки может быть отчетная документация налогоплательщика  по одному или нескольким видам налога за период, не превышающий трех календарных  лет, а также текущий календарный  год. Срок проведения проверки не должен превышать 2 месяца; в исключительных случаях вышестоящий налоговый  орган имеет право на увеличение продолжительности до 4 месяцев, а иногда и до 6 месяцев. Это становится возможным при:

  1. проведении выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика;
  2. получении информации, выявляющей нарушения законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  3. наступлении форс-мажорных обстоятельств ( таких как пожар, затопление, наводнение и др.) на территории, где осуществляется проверка.

Сроки проверки могут также быть увеличены до 4 месяцев при осуществлении  проверки организации, имеющей 4 и более  обособленных подразделения ; и до 6 месяцев в том случае, если организацией открыто 10 и более обособленных подразделений.

Кроме возможности продления сроков проведения выездной налоговой проверки Налоговым Кодексом РФ предусмотрена  также возможность приостановления  проверки. Общий срок приостановления  не должен превышать 6 месяцев и определяется и оформляется решением руководителя налогового органа.

Основаниями для приостановления  проверки являются:

  1. истребование документов у контрагента или у иных лиц, которые располагают информацией касательно деятельности проверяемого лица;
  2. получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. необходимость проведения экспертиз;
  4. необходимость времени для перевода на русский язык документов, которые были представлены проверяемым лицом на иностранном языке.

На все время приостановления  проверки, налоговые инспекторы не вправе находиться на территории организации, требовать какие-либо документы       и т.д. Исходя из этого, приостановление  проверки равнозначно прекращению  проведения всех контрольных мероприятий, за исключением того, которое стало  причиной приостановления.

В срок проведения выездной проверки включается время фактического нахождения инспекторов  на территории налогоплательщика. Но в указанный срок не входят периоды  между вручением налогоплательщику  требования о представлении документов и предоставлением им документов, запрошенным при проведении проверки

Налоговый орган имеет права  проводить 2 и более выездные проверки  в течение 1 календарного года по одним  и тем же налогам за один и тот  же период. Исключением является случай представления налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. Тогда инспекция  может осуществить повторную  выездную проверку.

При завершении выездной налоговой  проверки инспектор должен составить  справку о проведенной проверке. В ней должны быть указаны предмет  проверки и сроки ее проведения. После этого составляется акт  о выездной налоговой проверке, в  котором описываются выявленные нарушения со ссылками на нарушенные законы, которые нарушены. Также  включаются документы, которые доказывают эти нарушения и предложения  инспекции по устранению недочетов.

При возникновении несогласия налогоплательщика  с нарушениями, которые указаны  в акте выездной налоговой проверки, он вправе в двухнедельный срок представить  в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

По  результатам выездной налоговой  проверки инспекция может принять  следующие решения:

  1. О привлечении налогоплательщика к ответственности;
  2. Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

Таким образом, можно наглядно проследить эффективность налоговых проверок, как формы налогового контроля. Они  позволяют осуществить непосредственный контроль над полнотой и правильностью  исчисления налогов и сборов налогоплательщиком, а именно:

  1. рассмотреть полную отчётность налогоплательщиков, которая представляется в налоговые органы в установленном порядке;
  2. сравнить суммы налогов, пени и штрафных санкций, которые были начислены как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом.

Однако для наибольшей эффективности, данная форма налогового контроля должна взаимодействовать с другими.

Следующей формой налогового контроля является истребование пояснений от налогоплательщика, налоговых агентов  и плательщиков сбора. В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе требовать  пояснения, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Указанные нормы находятся  в тесной системной связи с  обязанностями налогоплательщиков, закрепленными в статье 23 Налогового Кодекса. К пояснениям, предоставляемым  налогоплательщиком, могут прилагаться  необходимые документы (например, накладные, внутренние приказы и распоряжения, счета-фактуры и.т.д). За непредставление налоговой декларации налогоплательщик подлежит ответственности на основании статьи 119 налогового Кодекса.

Еще одной формой налогового контроля является осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). Он возможен лишь в рамках выездной налоговой проверки или же, в случае если предметы и документы были получены должностным лицом налогового органа как результат действий по осуществлению налогового контроля, которые были произведены ранее, а также при согласии владельца предметов на проведение их осмотра.

Статьей 92 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что осмотр должен производиться  только в присутствии понятых.

Участие понятых должно происходить  на следующих условиях:

1. Количество понятых  должно быть не менее 2 человек.

2. В качестве понятых  могут быть вызваны любые физические  лица, не заинтересованные в исходе  дела.

4. Участие в качестве  понятых должностных лиц налоговых  органов не допускается.

5. Понятые обязаны удостоверить  в протоколе факт, содержание  и результаты действий, которые  были произведены в их присутствии.  Они вправе делать по поводу  произведенных действий замечания,  которые подлежат внесению в  протокол.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом,  налоговый контроль- это установленная законом совокупность приемов и способов государства, осуществляемых с помощью налоговых органов, по обеспечению соблюдения налогового законодательства. Налоговый контроль также важен для проверки правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 01.10.2013)
  2. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/Под. ред. Д.Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и  доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 367 с.
  3. Долгополов О.И. О налоговых проверках // Налоговый вестник 2009, №4, с. 159–163. 
  4.  Исакина Е.Н. Приемы и методы организации налоговых проверок //Налоговый вестник 2008, №4, с. 116–118. 
  5. Налоги и налогообложение: Учебник/ Д.Г. Черник.- 3-е изд., доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2010.-328 с. 
  6. Приказ ФНС РФ от 25.12.2006  «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (ред. от 21.07.2011) 

Информация о работе Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушений