Фискальное и регулирующее значение НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:20, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что налог на добавленную стоимость – один из основных налогов налоговой системы Российской Федерации. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.

Содержание

Введение 2
1. Экономическая сущность НДС и сфера его действия 3
2. Влияние НДС на сбережения и инвестиции 4
3. Регулирующее значение НДС, устойчивость к уклонению от уплаты налога 6
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по налогам.docx

— 33.94 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 2

  1. Экономическая сущность НДС и сфера его действия 3
  2. Влияние НДС на сбережения и инвестиции 4
  3. Регулирующее значение НДС, устойчивость к уклонению от уплаты налога 6

Заключение 9

Список использованной литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе  развития российской экономики особо актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги. По мере социально-экономического развития общества налоги становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики и международных экономических отношений, движения капиталов.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что налог на добавленную стоимость – один из основных налогов налоговой системы Российской Федерации. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых  доходов государства. Именно поэтому  налоговые органы пристально проверяют  правильность исчисления налога на добавленную стоимость. Однако, несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения.

Целью написания реферата является тщательное исследование роли налога на добавленную стоимость в налоговой системе и экономике в целом, а в частности изучение  фискального и регулирующего значений данного налога.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить экономическую сущность НДС;
  • исследовать влияние НДС на сбережения и инвестиции;
  • рассмотреть регулирующее значение НДС, а также устойчивость к уклонению от уплаты налога.

Источниками информации данного  реферата стали труды отечественных  и зарубежных экспертов и экономистов, интернет-ресурсы, а также другой материал по изучаемым вопросам.  

  1. Экономическая сущность НДС и сфера его действия

Одним из важных теоретических вопросов, относящихся к налогу на добавленную  стоимость, является вопрос о сфере  его действия. С экономической  точки зрения для удовлетворения критериям равенства и нейтральности  идеальный НДС как налог на потребление должен взиматься со всего потребления домашних хозяйств, включая товары и услуги, произведенные  самостоятельно.

С точки  зрения иного, юридического, подхода  к налогу на добавленную стоимость  целью указанного налога даже в идеале не является обложение нерыночного  потребления. Даже в случае самостоятельного производства товаров или услуг  экономический субъект должен уплатить налог только в том случае, если он реализует продукты своей деятельности. Другими словами, налогооблагаемой продукция становится только в том  случае, если она производится не для  собственного потребления, а для  коммерческих целей. Вследствие этого  законодательные акты о налоге на добавленную стоимость всегда включают в базу налога только торгуемые товары и услуги. Более того, операция попадает в категорию налогооблагаемых только в случае получения оплаты в денежной или какой-либо иное форме за поставленное благо. Таким образом, НДС является скорее налогом на потребительские расходы, нежели чем налогом на потребительскую деятельность в целом.

В отличие  от налога на доходы физических лиц, налог  на добавленную стоимость является налогом на текущее внутреннее потребление, (в случае, если его взимание осуществляется по принципу страны назначения). По причине  того, что НДС является налогом  на текущее потребление, доходы от капитала не облагаются этим налогом. Соответственно, не подлежат обложению внутренние сбережения, и следовательно, налог не вызывает межсекторных искажений в распределении  капитала.

Общепринятой  является точка зрения о регрессивном характере налога на добавленную  стоимость как налога на потребление: низкодоходные слои населения, которые  тратят более высокую долю своего дохода на потребление, чем высокодоходные группы, соответственно вынуждены выплачивать  более высокую долю дохода в качестве НДС. Однако если рассматривать полный жизненный цикл потребителя при  условии полного расходования сбережений, регрессивный характер НДС исчезает.

Для целей поощрения экспорта из страны и улучшения платежного баланса, экспортируемые товары и услуги обычно освобождаются от обложения НДС. При этом воздействие введения единой положительной ставки НДС на импорт и нулевой на экспорт с макроэкономической точки зрения эквивалентно эффекту  девальвации национальной валюты. [4]

 

  1. Влияние НДС на сбережения и инвестиции

 Теоретически, влияние налога на сбережения зависит от эластичности спроса на будущее потребление по фактическому потреблению в данный момент. Но если принять во внимание, что сбережения не являются аргументом индивидуальной функции полезности, то можно показать, что кривая предложения сбережений строится на основе кривой спроса на потребление в будущем. Увеличение цены потребления в будущем может привести к его уменьшению, но сбережения в то же время могут как вырасти, так и уменьшиться, т.к. обычно сбережения представляются как текущая стоимость будущих расходов на потребление. Также нельзя не учитывать эффекты предложения труда, а также другие эффекты дохода, оказывающие воздействие на эластичность сбережений по НДС.

Влияние налога на добавленную стоимость  на сбережения и инвестиции выражено в большей степени, если мы будем  рассматривать введение НДС вместо иного налога, взимавшегося ранее, —  например, налога с продаж. В базу каскадных налогов с продаж, которые  взимались в европейских странах, часто входили капитальные вложения, что включало сумму уплаченного  налога в стоимость основных средств, которая впоследствии возмещалась  через амортизацию (такой порядок  действовал в Бельгии, Франции, ФРГ, Италии и Нидерландах). Налог на добавленную  стоимость, уплаченный при осуществлении  капиталовложений, предусматривает  его полное возмещение, как и при  приобретении иных товаров и услуг, что обеспечивает его нейтральность  по отношению к выбору между потреблением и инвестированием.

Увеличение  доли косвенного налогообложения при  неизменном уровне налоговых изъятий  может уменьшить склонность к  сбережению, хотя сами сбережения (понимаемые как прирост финансовых активов) при этом не облагаются, но косвенный  налог уменьшает сбережения через  эффект дохода. Важным обстоятельством  является то, что увеличение доли косвенного налогообложения может вступать в противоречие с требованиями справедливости, поскольку уменьшает прогрессивность  налоговой системы в текущем  периоде. Следует учитывать также, что теоретически введение косвенного налога может приводить и к  уменьшению сбережений, если уменьшившийся  доход мал для поддержания  имущества в нормальном состоянии. [5]

Эффекты, оказываемые введением НДС как на внутренние инвестиции, так и на склонность к принятию риска, противоречивы. Даже предположив, что объем сбережений меняется с введением НДС, мы не можем оценить распределение этого изменения между сбережениями резидентов и нерезидентов. Исходя из теоретических соображений, можно предположить, что склонность к принятию риска должна упасть при переходе от налогов на доход к налогам на потребление, т.к. подоходное налогообложение предполагает принятие на себя правительством части риска частных инвесторов. Другими словами, налог на неопределенный доход от капитала должен уменьшить рисковую составляющую ожидаемых поступлений. Тем не менее, утверждение, что введение НДС вместо подоходного налога оказывает влияние на склонность к принятию риска, не нашло эмпирического подтверждения.

Поскольку большинство государств, взимающих  налог на добавленную стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам с продаж, можно  сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж — НДС решалась именно в пользу последнего:

1) В  большинстве государств налог  на добавленную стоимость вводился  в качестве замены налогов  с оптовых продаж или каскадных  налогов с оборота, экономический  эффект которых имел произвольный  характер, либо стимулировал вертикальную  интеграцию производства. Применение  НДС позволяет сделать налоги  на потребление более нейтральными по отношению к ценам, эффективности производства и потребления, потребительскому выбору. При системе НДС налогообложению подвергается потребление домашних хозяйств, но не покупки предприятий и организаций (кроме конечного непроизводственного потребления).

2) НДС имеет более широкую базу обложения, т.к. им облагаются не только розничные продажи, но и все непроизводственные покупки предприятий, в которых предприятия выступают конечными потребителями, в т.ч. работы, выполненные самим предприятием для собственных нужд.

3) НДС  позволяет сократить налоговые  искажения в ценах международной  торговли через принципы территориальности,  т.е. позволяет выровнять либо  цены потребителей, либо цены  производителей.

4) Взимание  НДС по наиболее распространенному  в мире методу — методу начислений  с использованием счетов-фактур  — легче администрируется и позволяет более эффективно бороться с уклонением от уплаты налога, т.к. подобная система обеспечивает распределение общего объема налоговых обязательств для каждого товара (услуги) между несколькими плательщиками — участниками производственно-коммерческого цикла.

5) По  причине того, что техника взимания  НДС обеспечивает сбор налога  на всех стадиях производства, при некотором усложнении техники  налогообложения увеличивается  устойчивость величины поступлений  налога относительно конъюнктурных  колебаний динамики оборота розничной  торговли. [3]

3. Регулирующее значение НДС,  устойчивость к уклонению от уплаты налога

Введение  НДС может привести к снижению издержек на налоговое администрирование, т.к. по сравнению с налогом с  розничных продаж количество зарегистрированных налогоплательщиков должно быть несколько  меньше за счет специального режима налогообложения  для малых предприятий и существования  предприятий, освобожденных от уплаты НДС. С другой стороны, отсутствие подобного  режима и регистрация малых предприятий  в качестве плательщиков НДС может  привести к увеличению их административных издержек относительно предприятий  обычных размеров, т.к. правила уплаты НДС могут потребовать ведения  более детального и сложного учета, чем малые предприятия вели при  уплате налога с розничных продаж.

Кроме сравнительно низких издержек на администрирование, которые несут налоговые органы, НДС имеет свои достоинства для налогоплательщиков: во-первых, это выгоды от благоприятного денежного потока, возникающие вследствие того, что моменты фактического поступления налоговых платежей на счет предприятия и перечисления их в государственный бюджет не совпадают по времени, что означает возможность для предприятия распоряжаться денежными средствами на безвозмездной основе в течение некоторого периода, а во-вторых, это преимущества для управления предприятием, т.е. возможность использования данных налогового учета для иных целей — заполнения деклараций для налога на доходы или контроля за оборотными средствами, что особенно актуально для малых предприятий. [1]

Одним из наиболее спорных вопросов при  обсуждении преимуществ НДС и  налога с розничных продаж является вопрос об устойчивости того или другого  налога к уклонению от его уплаты. При анализе устойчивости к уклонению от уплаты каждого из рассматриваемых налогов следует, прежде всего, ответить на 3 вопроса: какие формы уклонения являются общими для двух налогов, а какие характерны для каждого из них, какой объем доходов теряет государственный бюджет в случае успешного уклонения от уплаты того или иного налога, а также — каковы основные административные методы и встроенные механизмы борьбы с уклонением от уплаты как НДС, так и налога с розничных продаж.

Среди методов уклонения от уплаты, общих  для рассматриваемых налогов, можно  назвать: сокрытие коммерческих операций путем их осуществления в теневом  секторе экономики (что особенно распространено в таких отраслях, как строительство, пошив одежды, гостиничный и ресторанный бизнес); отсутствие декларирования продаж индивидуальными  предпринимателями в области  услуг (бытовые услуги, ремонт), где  расчеты осуществляются наличными; неполное декларирование объема реализованных  товаров и услуг; отсутствие декларирования предприятиями доходов от их неосновной деятельности и т.д. Существуют также способы уклонения, характерные лишь для одного из налогов: например, только при взимании НДС (по методу начислений) налогоплательщик может требовать кредита по платежу, который фактически не был совершен. С другой стороны, только при налоге с розничных продаж предприятие может использовать фальшивый регистрационный номер для закупки товаров без уплаты налога и/или осуществлять их продажу без включения налога в цену товара. Однако основным отличием одного налога от другого в данном контексте является то, что только для налога на добавленную стоимость характерно возмещение государством налога, уплаченного при приобретении товаров и услуг, с чем в странах, применяющих этот налог, и связаны самые значительные злоупотребления. Можно утверждать, что при взимании НДС потери бюджета от уклонения (в зависимости от типа уклонения) от его уплаты будут больше, чем при налоге с продаж, но вероятность своевременного обнаружения данных злоупотреблений в первом случае также значительно выше. [2]

Информация о работе Фискальное и регулирующее значение НДС