Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование фискальной функции налогов, способствующей повышению эффективности функционирования налоговой системы. В соответствии со сформулированной целью в работе решались следующие задачи:
•Рассмотреть основное функциональное назначение налогов
•Проанализировать фискальные платежи в налоговой системе некоторых стран
•Исследовать реализацию фискальной функции некоторых налогов

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Основное функциональное назначение налогов………………………………………………………………………… 5
1.1 Функции как выражение сущности налогов…………………………… 5
1.2 Фискальные платежи в налоговых системах некоторых стран……….. 9
Глава 2. Реализация фискальной функции некоторых налогов……………………………………………………………………….... 14
2.1 Фискальное значение налога на доходы физических лиц……………… 1
2.2. Роль налога на прибыль как одного из доходообразующих
источников…………………………………………………………………….. 1
Заключение…………………………………………………………………….. 1
Список используемой литературы……………………………………………………………………… 21
Приложение………………………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

функция налогов.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

  

    

 

 

             

 

 

 

 

      

             Глава 2. Реализация фискальной функции некоторых налогов

 

              2.1 Фискальное значение налога на доходы физических лиц

 

  Согласно Вылковой Е.С, в России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц является одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. [9]

Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет области  и является одним из основных источников дохода.

Особенно значение НДФЛ возросло с  введением Закона "Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ", ведь теперь каждое муниципальное  образование заинтересовано в своих  источниках пополнения бюджета.

В нашей стране НДФЛ занимает более  скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже.

Такая ситуация свойственна экономике  переходного периода. Чтобы, с одной  стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой — упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход  физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Финансовая самостоятельность  региональных и муниципальных бюджетов во многом зависит от величины их доходной базы. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в состав доходов бюджетов входят: налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.[3]  В период реформирования бюджетной системы налоговым доходам (налогам) уделяется все большее внимание, поскольку они определяют уровень налогового потенциала территории.                      Налоговыми инспекциями систематически проводится работа по расширению налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц,  создана Межведомственная комиссия по легализации заработной платы.

Одной из основных задач является дальнейшее увеличение  уровня собираемости налогов на основе улучшения администрирования  налогов, исполнение бюджетных назначений года, повышение эффективности контрольной работы и  совершенствование взаимоотношений с налогоплательщиком.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что роль НДФЛ в налоговой  системе России достаточна значима. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

                 

                          2.2 Роль налога на прибыль как одного из

                                    доходообразующих источников

 

Пансков В.Г считает, что  налоговая система, представляющая собой форму проявления налоговых отношений, является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики.[14] Как известно, российская налоговая система с момента ее образования в 1992 г. базируется в основном на косвенном налогообложении. Традиция косвенного налогообложения обусловлена рядом причин, важнейшей го которых являлось стремление использовать в условиях экономического спада фискальную функцию налогов. Регулирующая функция, особенно в ее стимулирующем аспекте, была вторичной.

Налог на прибыль в отличие от ряда других налогов существовал  все годы советской власти, перестройки  и существует в настоящее время. Естественно, что объектом обложения всегда была прибыль. В то же время определение объекта налогообложения постоянно меняется.

Налог на прибыль предприятий и  организаций является тем налогом, с помощью которого можно наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого им за счет прибыли.

Значительную роль в регулировании  экономики играет амортизационная  политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли предприятий и организаций. Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций. Формально ставки налога на прибыль в России более или менее соответствуют уровню развитых стран, но действующие правила определения налогооблагаемой приводят к тому, что уровень изъятия реальной прибыли предприятий оказывается значительно выше.

На первом этапе функционирования новой налоговой системы налог  на прибыль был наиболее приоритетным в доходах консолидированного и местных бюджетов.

        На величину удельного веса налога на прибыль предприятий в первые год-два функционирования новой налоговой системы работала высокая рентабельность производства продукции в промышленности, торговле, строительстве, обусловленная обвальной либерализацией цен в 1991-1992 гг. после многих десятилетий работы в прейскурантном поле. В 1992 году только за один год потребительские цены увеличились в 12,4 раза. Позже в 1995- 1996 годах начинается постепенное затухание инфляции и экономика сталкивается с проблемами сбыта продукции, товаров, спроса на работы, связанными с высоким уровнем затрат и цен, низким качеством товаров и работ, и будет вынуждена приносить в жертву часть своей прибыли.

            У отечественного налога на прибыль в 1992-1996гг. была весьма широкая налогооблагаемая база. В нее, кроме непосредственно самой прибыли, входили такие крупные блоки, как доходы от внереализационной деятельности, сумма превышения фонда оплаты труда в сравнении с нормируемой величиной, курсовая разница и некоторые другие. С 1 января 1996 г. налог на превышение фонда оплаты труда был отменен.

  В доперестроечные годы промышленность обеспечивала до 60% ВВП. В настоящее время значение промышленности в формировании общих экономических показателей и, в частности, налога на прибыль, неоправданно занижено. Это обусловлено общим состоянием экономики и тем, что в промышленности не происходят процессы глубинной реструктуризации. Продукция этой отрасли по-прежнему не находит достаточного сбыта из-за дороговизны и не конкурентоспособности. Надеяться на скорый подъем промышленности с массовым выпуском необходимой рынку продукции сегодня нереально.

Еще одной причиной снижения доли налога на прибыль являются более  высокие темпы поступления других налогов, особенно НДС и акцизов.

На снижение налога на прибыль существенное влияние оказало сокращение поступлений от банков. В 2000-2002 гг. доля банков в общей сумме налога на прибыль составляла 20-22% . В последние два года в связи с финансовыми трудностями, снижением учетной ставки, ужесточением финансовой политики Центробанка РФ, неготовности большинства кредитных учреждений к работе в условиях относительно низкой инфляции и другими факторами резко снизилась налогооблагаемая база и поступления налогов (а это в основном налог на прибыль) от банков. Доля банков в сумме налога на прибыль в 2004 г. составила около 10% .

  Таким образом, на основе проанализированной информации мы пришли к выводу, что налог на прибыль является самым надежным на протяжении многих лет источник бюджета, самым изученный и понятный из всех видов налогов. Построение этого налога показывает не только фискальную функцию налогов, но и стимулирующую, о которой так много говорят теоретики и которая так слабо просматривается на практике. Налог на прибыль занимает среди доходных источников консолидированного бюджета второе место, причем его роль в последние годы растет, в бюджетах субъектов Федерации налог на прибыль - признанный лидер.

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате предпринятого исследования нами были сделаны следующие выводы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны.

Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи питают бюджетную систему  РФ. По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Налогам принадлежит  решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

Одной из первых функций налогов  является регулирующая функция. Другая функция налогов - стимулирующая. С  помощью налогов, льгот и санкций  государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

Наконец, последняя функция налогов - фискальная. Это изъятие части  доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.

          Проанализировав  некоторые  налоги РФ, мы пришли к выводу, что роль НДФЛ в налоговой системе России достаточна значима. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

         Налог на прибыль также является самым надежным на протяжении многих лет источник бюджета, самым изученный и понятный из всех видов налогов. Построение этого налога показывает не только фискальную функцию налогов, но и стимулирующую

Мы думаем, что успешность применения налоговых норм больше зависит от особенностей экономической структуры конкретной страны, от организации и эффективности ее государственного аппарата. Зарубежные налоговые системы продолжают изменяться в соответствии с потребностями и возможностями стран в той мере, в какой их экономика готова эти изменения воспринять, а государство способно обеспечить собираемость нового налога.

В результате изучения материала, нам кажется, что построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Нормативно-правовые акты:

 

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. – 1993.
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 146-ФЗ// Сборник законодательства РФ. – 2010. - N31. - Ст. 3824    
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2010.- №31.- Ст. 56.
  1. Конституция Китайской Народной Республики:  
    [Принята на 5-ой сессии Всекитайского Собрания Народных Представителей Пятого созыва, обнародована и официально введена в действие Всекитайским Собранием Народных Представителей 4 декабря, 1982 года] // Народный ежедневник. 05.12.1982-17.03.2004.
  1. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 12 сентября 1923 г. «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций в пределах Р.С.Ф.С.Р.» // СУ РСФСР 1923, №31, ст. 345.
  1. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2216-0 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

  1. Научная и учебная литература:

  1. Брызгалин А. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике // Налоги, 2006, №1, с. 26.

  1.  В. И.Видяпина, Т. П. Данько. Бакалавр экономики : хрестоматия : В 3 т. Центр кадрового развития РЭА;   М. : Триада, 1999. Т. 2. - 1999. – 695 с.

  1.   Вылкова Е.С. Налогообложение организаций и физических лиц. – М.: Сентябрь, 2001 – 634 с.

  1.   Иванова Н.Г., Вайс Е.А. Налоги и налогообложение, Учебное пособие, Питер, СПб., 2004. – 456 с.

  1.    Ю. Кашин В.А. Налоговая политика России на современном этапе //Финансы. -2008 . - №4

  1.   Князев В., Черник Д.М. Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Российская экономическая академия. 1995 г. – 191 с.

  1.    Майбуров И. А. Теория и история налогообложения – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

  1.    Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации, Учебник, Финансы и статистика. М. 2006.  – 592 с.

  1.   Смит А. Исследование о богатстве народов. СПб., 1908

  1.   Черкасова И.О., Жукова Т.Н. Налоги и налогообложение. Вектор, М., 2005. - 365 с.

  1.   Черник Д. Г., Дадашева А.З.  Налоговая система России: Учебное пособие. М., АКДИ Экономика и жизнь, 2005.  – 467 с.

  1.   Черник Д.Г. Налоги. Финансы и статистика, М., 2006 – 413 с.

Информация о работе Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях