Федеральные налоговые платежи за пользование природными ресурсами, перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 10:42, контрольная работа

Краткое описание

К платежам за природные ресурсы и иным поступлениям, непосредственно связанным с их использованием, относятся: плата за землю; платежи при пользовании недрами; платежи за лесные ресурсы; платежи за загрязнение окружающей среды, платежи за водные ресурсы; платежи за водные биоресурсы; платежи за перевод лесных земель из одной категории в другую.

Вложенные файлы: 1 файл

фед.налоги.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

1 Федеральные налоговые платежи за пользование природными ресурсами, перспективы их развития

 

К платежам за природные ресурсы и иным поступлениям, непосредственно связанным с их использованием, относятся: плата за землю; платежи при пользовании недрами; платежи за лесные ресурсы; платежи за загрязнение окружающей среды, платежи за водные ресурсы; платежи за водные биоресурсы; платежи за перевод лесных земель из одной категории в другую.

При пользовании недрами также уплачиваются: налог на добычу полезных ископаемых, акциз на природный газ. При экспорте минерально-сырьевых и лесных ресурсов взимаются вывозные таможенные пошлины.

Плата за пользование природными ресурсами взимается как в форме платежей, так и в форме налогов, акцизов, вывозных таможенных пошлин. С юридической точки зрения есть большая разница между платежом, налогом и сбором (акцизом).

Плата за использование природных ресурсов подразделяется на два основных вида:

- Плата за право пользования

- Плата за воспроизводство  и охрану природных ресурсов [2, с.158].

Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем, и включает в себя следующие составляющие.

1) Рента (плата за использование  природных ресурсов) – доход, который  получает собственник природного  ресурса, сдавая его в аренду  или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется, в  первую очередь, природными свойствами ресурса.  Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве – лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата – при их аренде, водный налог – в водном законодательстве.

2) Отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных  ресурсов. Водный кодекс РФ предусматривает  отчисления на восстановление  и охрану водных объектов, ФЗ РФ «О недрах» – отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

3) Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных  ресурсов.

4) Иные платежи, связанные  с использованием природных ресурсов, отражают специфику реализации  принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ - сбор за выдачу лицензий на водопользование [6, с.119].

Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов.

 

В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

- Земля. Плата за пользование  землей взимается в соответствии  с Законом РФ "О плате за  землю" в форме земельного налога и арендной платы. Земельный налог взимается с собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Арендная плата соответственно платится арендаторами, ее размер определяется соглашением сторон.

- Лесные ресурсы. За пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103 Лесного кодекса РФ);

- Водные ресурсы. Система  платежей, связанных с пользованием  водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодекса РФ);

- Животный мир. В соответствии  с ФЗ "О животном мире" система  платежей за пользование животным  миром включает в себя плату  за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

- Недра. При пользовании  недрами производятся платежи  в виде сбора за участие  в конкурсе (аукционе) и выдачу  лицензии, платы за пользование  недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов, платежи за пользование акваторией и участками морского дна (ст. 39 Закона РФ «О недрах»).

Налогоплательщиками налога на пользование недрами признаются пользователи недр-организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие следующие виды пользования недрами, подлежащие лицензированию:

1) поиск и разведка  месторождений полезных ископаемых, добычу полезных ископаемых на  территории РФ, ее континентального  шельфа и (или) исключительной экономической  зоны, если иное не установлено настоящей главой;

2) строительство подземных  сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых; эксплуатацию  подземных сооружений, не связанную  с добычей полезных ископаемых [1, с.156].

Отсутствие лицензии на осуществление соответствующего вида пользования недрами не может служить основанием для непризнания пользователя недрами налогоплательщиком.

 Не признаются налогоплательщиками  пользователи, отнесенные на основании  выданных органами управления  государственным фондом недр  или земельного комитета документов к одной из следующих категорий:

1) собственники, владельцы  и арендаторы земельных участков, осуществляющие в установленном  порядке добычу общераспространенных  полезных ископаемых и (или) подземных  вод на принадлежащем им либо  находящемся в их владении или арендуемом ими земельном участке непосредственно для собственных нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производство и технологические нужды), а также при использовании подземных вод для поддержания пластового давления;

2) пользователи недр, ведущие  региональные геолого-геофизические  работы, геологическую съемку, другие  геологические работы, направленные  на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

3) пользователи недр, получившие  участки недр для образования  особо охраняемых геологических  объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное  или иное общественное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

4) пользователи недр, получившие  участки недр для хранения  запасов государственного резерва  РФ [3, с.254].

Объектом налогообложения признается получение прав пользования недрами, пользование недрами и (или) наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии:

1) Получение исключительного  права пользования недрами, включая  право добычи полезных ископаемых (разовый платеж-бонус подписи);

2) Наступление определенных  событий, если они оговорены в  лицензии, в том числе начало  добычи (разовые платежи-бонусы добычи);

3) Право на осуществление  поисковых, оценочных и (или) разведочных  работ, полученное в составе прав, включающих исключительное право на добычу полезных ископаемых (регулярный платеж-ренталс);

4) Осуществление добычи  полезных ископаемых (регулярный  платеж-роялти);

5) Осуществление строительства  и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных  ископаемых (регулярный платеж).

Налоговая база:

1. Налоговая база определяется  налогоплательщиком отдельно в  отношении каждого вида осуществляемого  им пользования недрами и вида  добываемого минерального сырья.

2. При поиске, оценке и  разведке месторождений полезных  ископаемых налоговая база определяется как площадь лицензионного участка, на котором налогоплательщик имеет право осуществления такой деятельности, за вычетом возвращенной его части.

3. При добыче минерального  сырья налоговая база определяется  как стоимость добытого минерального сырья, рассчитанная исходя из объемов его добычи и цен реализации, действующих в отчетном периоде. При этом в указанные цены не включаются суммы НДС, акцизов и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья до покупателя [2, с.183].

Если налогоплательщик реализует минеральное сырье взаимосвязанным покупателям, использует его для дальнейшей переработки, либо передает его на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, а также использует его на собственные нужды, то для определения налоговой базы стоимость добытого минерального сырья определяется исходя из его рыночной цены (без НДС, акциза и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья от склада производителя либо от станции (порта, пристани) отправления в зависимости от условий договора до покупателя).

При добыче благородных металлов налоговая база определяется исходя из объема аффинированного металла и цен реализации на аффинированные благородные металлы (в случае реализации благородных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ цена реализации определяется в порядке, установленном Правительством РФ). При этом в указанные цены не включаются расходы на оплату услуг по доставке продукции от аффинажного завода до получателя аффинированного металла.

Налогоплательщиками налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы признаются организации и индивидуальные предприниматели-пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.

Целесообразно при выборе отечественной концепции платного природопользования отдать предпочтение системе компенсационных неналоговых платежей, имеющих целевой характер. Для успешной ее реализации необходимо решить ряд задач:

во-первых, обеспечить приоритет экологических потребностей общества над экономическими интересами хозяйствующих субъектов и значительно повысить доходы государства от рационального использования природного потенциала. При этом важно учитывать показатели бюджетной эффективности природоресурсных платежей для федерального, регионального и местного бюджетов;

во-вторых, обеспечить реализацию и сочетание фискальной и регулирующей функций указанных платежей в процессе использования природных ресурсов, а также справедливое распределение налогового бремени в соответствующих отраслях для поддержания обоснованного уровня их эксплуатации;

в-третьих, обеспечить устойчивое и безопасное развитие Российской Федерации.

 

 

2. Типичные  правонарушения  законодательства  по налогу на  добавленную стоимость , совершаемые налогоплательщиками. Арбитражная практика разрешения споров

Рассмотрим наиболее типичные ошибки налогоплательщиков при исчислении и уплате НДС, знание которых позволит избежать нарушения налогового законодательства и, как следствие, санкций со стороны налоговых органов.

Применение налоговых вычетов 
при отсутствии первичных учетных документов

Отсутствие акта оказания услуг по аренде помещений может являться причиной отказа в возмещении НДС из бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов. 
Пунктами 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Аналогичное мнение выражено в Письме Минфина России от 07.06.2006 N 03-03-04/1/505, где указано на необходимость ежемесячного составления акта об оказании услуг по аренде недвижимого имущества. 
Включение суммы штрафных санкций в налоговую базу по НДС 
Начисление НДС на санкции за нарушение договорных обязательств, т.е. за несвоевременное исполнение или ненадлежащее исполнение покупателем своих обязательств, является необоснованным. 
Под пеней признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 ГК РФ).

Информация о работе Федеральные налоговые платежи за пользование природными ресурсами, перспективы их развития