Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Выполнение работы имеет своей целью:
- систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по общим профессиональным и специальным дисциплинам;
- углубление теоретических знаний в соответствии с выбранной темой;
- формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
- формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- овладение современными методами исследования и компьютерной техники.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая усн.docx

— 73.10 Кб (Скачать файл)

Введение

 

С целью совершенствования  экономических, правовых и организационных  условий предпринимательской деятельности разрабатываются специальные программы  поддержки малого бизнеса, на реализацию которых ежегодно выделяются средства из республиканского и местного бюджетов. Одним из видов такой поддержки  являются законодательные решения  о введении специальных режимов  налогообложения.

УСН относится к специальному режиму, предусматривающему особый порядок определения объектов налогообложения и предназначена в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом. Благодаря этому налогоплательщики, перешедшие на УСН, значительно экономят на налогах, а также заполняют и сдают в инспекцию только одну декларацию по единому налогу.

В настоящее время существует правовая неопределённость с порядком ведения  в полном объёме бухгалтерского учёта. Формально организации, состоящие  на УСН, могут не вести бухучет. Однако данная льгота часто не действует. Однозначно должны вести и сдавать отчётность плательщики, совмещающие УСН с ЕНВД, акционерные общества и предприятия, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, и (или) выплачивающие дивиденды.

Упрощение системы взимания налогов и сборов посредством внедрения УСН для малых и средних организаций оказывает положительное влияние на объем производимых ими товаров и услуг, а значит, и на доходность бюджетной системы РФ, что выражает актуальность выбранной темы.

Выполнение работы имеет своей  целью:

- систематизацию и закрепление  полученных теоретических знаний  и практических умений по общим  профессиональным и специальным  дисциплинам;

- углубление теоретических  знаний в соответствии с выбранной  темой;

- формирование умений  применять теоретические знания  при решении поставленных вопросов;

- формирование умений  использовать справочную, нормативную  и правовую документацию;

- развитие творческой  инициативы, самостоятельности, ответственности  и организованности;

- овладение современными  методами исследования и компьютерной  техники.

Объектом исследования является упрощенная система налогообложения.

Предметом исследования будут являться правила расчета единого налога при УСН, изложенные в статье 346.20 НКРФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История развития УСН в России

 

В конце 1995 г. был принят (а  вначале 1996 г. вступил в силу) Федеральный  закон «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее – Закон). Рассмотрим его  основные положения.

УСН применялась наряду с  принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной  законодательством РФ. Право выбора системы налогообложения, учета  и отчетности, включая переход  к упрощенной системе или возврат  к принятой ранее системе, предоставлялась  субъектам малого предпринимательства  на добровольной основе в порядке, предусмотренном  Законом.

Применение УСН, учета  и отчетности организациями, подпадающими под действие Закона, предусматривала  замену уплаты совокупности установленных  законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов  и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной  деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, применяющих  УСН, сохранялся действующий порядок  уплаты таможенных платежей, государственных  пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Организациям, применяющим  УСН, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской  отчетности и ведения книги учета  доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана  счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета  и отчетности.

Действие УСН распространялось на индивидуальных предпринимателей и  организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Под действие УСН не подпадали  организации, занятые производством  подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных  структурных подразделений действующих  предприятий, а также кредитные  организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники  рынка ценных бумаг, предприятия  игорного и развлекательного бизнеса  и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством  финансов РФ установлен особый порядок  ведения бухгалтерского учета и  отчетности.

Вновь созданная организация  или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление  на право применения УСН считались  субъектами УСН, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла  их официальная регистрация.

Объектом обложения единым налогом организаций в УСН  устанавливался совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая  выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения  осуществлялся органом государственной  власти субъекта РФ.

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН, учета и отчетности, устанавливались ставки единого  налога на совокупный доход, подлежащего  зачислению, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1

Для исчисления и уплаты УСН по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация  предоставляла в налоговый орган  в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего  уплате единого налога с зачетом  оплаченной стоимости патента, а  также выписку из книги доходов  и расходов (по состоянию на последний  рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.

Отказ от применения УСН, учета  и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе  налогообложения, учета и отчетности могли осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый  орган в срок не позднее чем  за 15 дней до завершения календарного года. При превышении определенной Законом предельной численности  работающих налогоплательщики переходили на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с  квартала, следующего за кварталом, в  котором должен быть представлен  отчет.

Таким образом, среди преимуществ  УСН, действовавшей в то время, можно  отметить:

- замену уплаты почти всей совокупности налогов и сборов уплатой единого налога;

-  ведение учета по значительно упрощенной схеме, что по силам даже предпринимателю, не имеющему специальных знаний в области учета;

-  УСН позволила предпринимателям с большей степенью определенности прогнозировать хозяйственную деятельность, так как не нужно было учитывать весь комплекс существующих налогов;

- право выбора системы налогообложения было оставлено за предпринимателем: он мог применять УСН, мог вернуться к принятой ранее системе.

Что касается минусов УСН, то они оказались куда более значительными. Вот их перечень:

-  применение УСН далеко не всегда уменьшало налоговое бремя, особенно если на предприятии основные затраты шли на оплату труда (такое предприятие вынуждено платить значительный по сумме единый социальный налог);

-  единым налогом заменялись многие, но не все налоги. Так, например, сохранялся единый социальный налог с достаточно сложной процедурой исчисления и уплаты;

- покупатели продукции малых предприятий не могли предъявлять к зачету НДС по приобретенной от малых предприятий продукции просто потому, что в рамках УСН НДС не уплачивается. Отсюда следовала невозможность возврата НДС;

-  применение УСН не способствовало повышению конкурентоспособности продукции малых предприятий и росту спроса на их продукцию;

-  выбор объекта обложения (совокупный доход или валовая выручка) осуществлялся органом власти, а не налогоплательщиком;

-  применять УСН мог весьма ограниченный круг предприятий, поскольку законом «Об упрощенной системе налогообложении учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» были предусмотрены собственные (отличные от принятых в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства») критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства;

-  УСН не гарантировало стабильности для предпринимателя, особенно для растущего бизнеса. Любое изменение в его деятельности, приводящее к несоответствию критериям отнесения к субъектам УСН, обязывало предприятие возвратиться к «принятой ранее» системе (т.е. к традиционной) и влекло за собой серьезные санкции, поэтому быстрорастущие предприятия были вынуждены параллельно вести и традиционный учет;

-  наконец, уплата стоимости патента в рамках УСН фактически являлась завуалированной формой авансового платежа по единому налогу. То, что платежи являлись авансовыми, не слишком способствовало развитию малого предпринимательства - еще не начав работать и не получив прибыль, предприниматель уже оказывался должен государству.

Вследствие вышеперечисленных  недостатков 13 апреля 2002 года Правительство  внесло на рассмотрение Государственной  думы проект Федерального закона, предусматривающий  дополнение части второй Налогового кодекса РФ главой 26.2 «Упрощенная  система налогообложения для  субъектов малого предпринимательства». Закон был принят 24 июля 2002 года и  субъекты малого предпринимательства  смогли воспользоваться новой упрощенной системой налогообложения с 1 января 2003 года.

Таким образом, подводя итоги  главы можно сделать вывод  о том, что упрощенная система  налогообложения активно используется в мировой практике для развития малого и среднего бизнеса. В постсоветской  России также происходит становление  и развитие системы упрощенного  налогообложения.

[1]

 

 

 

2 Условия и порядок применения упрощенной системы налогообложения

 

  2.1. Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения

              Статья 346.13 НК РФ определяет порядок перехода на УСН. Согласно положениям этой статьи организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право  перейти на УСН, если соблюдаются  условия, представленные на рис.2

Рисунок 2

Не вправе применять УСН  банки и страховые компании; налогоплательщики, производящие и реализующие подакцизные  товары, а также добывающие и реализующие  полезные ископаемые, занимающиеся игорным  бизнесом, налогоплательщики, применяющие  ЕСХН и бюджетные учреждения.

Заявление о переходе на УСН подается в налоговый орган  с 1 октября по 30 ноября. В поданном заявлении налогоплательщик должен определить выбранный объект налогообложения. В соответствии со статьей 346.14 НКРФ выбранный объект налогообложения может меняться ежегодно.

Если налогоплательщик желает изменить объект налогообложения, то он должен подать заявление в налоговый  орган до 20 декабря текущего года. УСН нельзя менять на иной режим  налогообложения до окончания налогового периода. Однако, если по итогам какого-либо отчетного периода, сумма дохода налогоплательщика превысит 60 млн. рублей (до 2013 года), то ему придется перейти на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик обязан сообщить об этом в налоговый орган  в течение 15 дней по окончании отчетного  периода, а также он обязан произвести перерасчет всех неуплаченных налогов.

Если налогоплательщик  по истечении налогового периода  желает в добровольном порядке отказаться от УСН, то он обязан в срок до 15 января уведомить об этом налоговый орган.

[2]

 

  2.2.Элементы налога

Таблица 1

Элемент налога

Описание

Налогоплательщики

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН

Объект налогообложения

Доходы, либо доходы, уменьшенные  на величину расходов

Налоговая база

Денежное выражение объекта

Ставка 

6%- если объект доходы  и 15 % если доходы-расходы

Налоговый период

Календарный год

Отчетный период

Квартал, полугодие и 9 месяцев

Порядок уплаты

По итогам отчетного периода  налогоплательщик исчисляет авансовые  платежи, но расчеты в налоговый  орган не сдает. Ранее исчисленные  авансовые платежи учитываются  при определении текущих авансовых  платежей

Сроки уплаты

Не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом следующего за отчетным периодом

Информация о работе Упрощенная система налогообложения