Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Как следует из ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Кроме того, сохраняет силу и Закон РФ от 18.10.91 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в редакции от 24.07.02 (далее - Закон № 1759-1) и применяется в части, не противоречащей нормам главы 28 НК РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность транспортного налога 4
1.1. Особенности транспортного налога 4
1.2. Спорные ситуации 4
Глава 2. Особенности обложения транспортным налогом 8
2.1. Налогоплательщики 8
2.2. Объект налогообложения 10
Глава 3. Налоговые ставки и порядок исчисления и уплаты суммы налога 14
3.1. Налоговые ставки 14
3.2. Порядок исчисления и уплаты суммы налога 14
Глава 4. Перспективы развития транспортного налога и их реализация 22
4.1. Изменения в федеральных законах 22
4.2. Госпошлина за действия, связанные с регистрацией
транспортных средств 24
Заключение 28
Список литературы 31
Приложения 34

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги-транспортный.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Транспортный налог  был введен в действие 1 января 2003 года, он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством.

С введением транспортного  налога из числа налогов, взимаемых  на территории Российской Федерации, исключаются:

1) налог на пользователей  автодорог;

2) налог с владельцев  транспортных средств; 

3) акцизы с продажи  легковых автомобилей в личное  пользование граждан (статьи 2 и 9 Закона № 110-ФЗ);

4) налог на водно-воздушные  транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст. 3 Закона № 110-ФЗ).

Как следует из ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается  НК РФ и законами субъектов РФ. Вводя  налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Кроме того, сохраняет силу и Закон РФ от 18.10.91 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в редакции от 24.07.02 (далее - Закон № 1759-1) и применяется в части, не противоречащей нормам главы 28 НК РФ.

 

 

 

Глава 1. Сущность транспортного налога

1.1. Особенности транспортного налога

С 1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.02 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон № 110-ФЗ) часть вторая НК РФ дополняется главой 28 "Транспортный налог".

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 № 1233).

В отличие от прежнего современный транспортный налог  относится к так называемым поимущественным  налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.

1.2. Спорные ситуации

Отдельного внимания заслуживает вопрос о применении в 2003 г. при разрешении спорных ситуаций, возникающих в связи с уплатой транспортного налога, наряду с нормами названных федеральных законов и законов субъектов РФ, также инструкция МНС России от 04.04.2000 № 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (далее - Инструкция № 59). [4, c.121]

В соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Законом № 1759-1 издание налоговым органом инструкций по применению данного Закона не было предусмотрено ранее, не предусмотрено и сейчас, также не предусматривает издания подобных инструкций и глава 28 НК РФ. Существенным, на наш взгляд, обстоятельством является также то, что положение ст. 25 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон № 2118-1), согласно которому Госналогслужба РФ (правопреемник - МНС России) вправе издавать инструкции по применению законодательства о налогах, на момент издания Инструкции № 59 утратило силу в связи с введением части первой НК РФ (абзац четвертый ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ).

Таким образом, действующие  в период издания Инструкции № 59 законы о налогах не предусматривали издания федеральным налоговым органом инструкции по применению законодательства о налогах в дорожные фонды. Следовательно, названная Инструкция издана с превышением полномочий и не должна применяться судами.

Однако на этот счет существует и иное мнение. Так, ФАС Московского  округа отказал в иске о признании Инструкции № 59 недействительной. При этом суд указал на то, что п. 91 Инструкции № 59 установлено, что с введением ее в действие утрачивает силу инструкция Госналогслужбы РФ от 15.05.95 № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с изменениями и дополнениями). Основываясь на этом положении, суд сделал вывод о том, что Инструкция № 59 по существу является новой редакцией нормативного акта Госналогслужбы РФ, принятого в период действия Закона № 2118-1, по причине чего, полагает суд, Инструкция № 59 не может считаться изданной с превышением компетенции МНС России (Постановление ФАС Московского округа от 17.10.01 № КА-А40/5796-01).

С данным выводом нельзя согласиться. Действительно, Инструкция № 30 является нормативным актом Госналогслужбы РФ, принятым в период действия ст. 25 Закона № 2118-1. Причем наличие у Госналогслужбы РФ полномочий на ее издание подтверждено Решением Верховного Суда РФ от 12.08.99 № ГКПИ 99-567. Вместе с тем в силу указанных выше изменений в ст. 25 Закона № 2118-1 нельзя сделать аналогичный вывод в отношении Инструкции № 59. Не соответствует существу дела и довод ФАС Московского округа о том, что Инструкция № 59 является редакцией Инструкции № 30. Ни та, ни другая инструкция не содержит подобного указания. Напротив, согласно п. 91 Инструкции № 59 с введением ее в действие Инструкция № 30 полностью утратила свою силу. То, что Инструкция № 59 является отдельным нормативным актом, явствует и из индивидуального номера, присвоенного данному документу.  

Как следует из положений ст. 6 НК РФ, нормативный правовой акт о  налогах и сборах, изданный органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, не соответствует НК РФ. Признание нормативного правового акта не соответствующим закону осуществляется в судебном порядке. В соответствии со ст. 120 Конституции РФ суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, принимают решение в соответствии с законом.

Исходя из приведенных положений суды не должны применять Инструкцию № 59 при разрешении споров. Вместе с тем глава 28 НК РФ содержит всего девять статей. Очевидно, нормы НК РФ будут дополняться законами субъектов РФ о транспортном налоге. Однако, как показывает анализ судебной практики, и этого объема правового регулирования может оказаться недостаточно для разрешения всех спорных ситуаций.

В этой связи разумным, на наш взгляд, является следующий подход. Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Исходя из этого не могут применяться положения Инструкции № 59, противоречащие законодательству о налогах и сборах. Кроме того, не могут применяться такие положения Инструкции № 59, которые налагают на налогоплательщиков обязанности, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах, или устанавливают иные ограничения, не предусмотренные законами, даже если Инструкцией определен элемент налогообложения, об обязательном установлении которого "забыли" региональные законодатели, например срок уплаты налога.

Таким образом, по нашему мнению, могут  применяться только те положения Инструкции № 59, которые не умаляют прав налогоплательщиков и не налагают на них обязанности, не предусмотренные НК РФ и законами о транспортном налоге.

 

 

Глава 2. Особенности  обложения транспортным налогом

2.1. Налогоплательщики     

Как следует из абзаца первого ст. 357 НК РФ, плательщиками  транспортного налога, по общему правилу, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. При этом установлено исключение из этого правила. Согласно абзацу второму ст. 357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения им до момента официального опубликования Закона № 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Нередко при применении налога с  владельцев транспортных средств у  организаций-налогоплательщиков возникал вопрос: кто должен уплачивать налог при аренде транспортных средств, а также при предоставлении их в лизинг - собственник или арендатор?

Положение абзаца первого ст. 357 НК РФ не позволяет точно определить, какое из двух лиц - собственник или владелец - подразумевается под лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство, поэтому для разрешения поставленного вопроса обратимся к порядку регистрации транспортных средств.

Согласно Правилам регистрации  автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 № 624 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила регистрации автомототранспортных средств), транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства (п. 1.3).

Вместе с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. При этом в разделе "Владелец" свидетельства о регистрации транспортного средства указываются данные лица, от имени собственника пользующегося и (или) распоряжающегося транспортным средством на основании доверенности, договора аренды или иного договора, подтверждающего передачу транспортного средства во временное пользование и (или) распоряжение (п. 7.2 Правил регистрации автомототранспортных средств). [9, c.103]

Особенностью режима временной  регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации не снимается с учета по месту постоянной регистрации, оно продолжает оставаться зарегистрированным за собственником. Из этого можно сделать вывод о том, что, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Подобное мнение высказывается в разъяснениях специалистов налоговых органов (письмо УМНС по г. Москве от 23.05.02 № 23-10/5/23847). Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.

Так, отклоняя требование налогового органа, общество (арендатор) при рассмотрении дела указало, что  плательщиком налога с владельцев транспортных средств является их собственник и, следовательно, арендатор автотранспорта этот налог уплачивать не должен. Суд кассационной инстанции поддержал доводы общества, указав при этом, что ни Закон № 1759-1, ни Инструкция № 59, ни иные акты законодательства о налогах и сборах не содержат указания на то, что арендатор автомашины обязан подтвердить уплату собственником налога с владельцев транспортных средств в бюджет, а в случае непредставления таких сведений - уплатить этот налог (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.08.02 № А05-4879/02-285/13).

Следует рассмотреть ситуацию, когда собственников несколько. Например, организация согласно договору простого товарищества в качестве вклада внесла автомобиль. В соответствии с п. 1 ст. 1043 ГК РФ внесенное товарищами имущество является их общей долевой собственностью. В Инструкции № 59 предлагается в этом случае поступать следующим образом: уплачивать налог каждому из собственников соразмерно их доле собственности на эти транспортные средства (п. 47). Такое решение соответствует базовому положению ГК РФ о том, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов (ст. 249). Вместе с тем необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст. 357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации автомототранспортных средств не предусматривают регистрации транспортного средства на нескольких лиц. В соответствии с п. 3.1 названных Правил транспортное средство регистрируется за юридическими лицами по их юридическому адресу. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно.

Таким образом, не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства. [10, c.16]

2.2. Объект налогообложения     

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Информация о работе Транспортный налог